Конвертоплан и его устройство для автоматического развертывания и складывания лопастей подъемного винта

 

Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению, более конкретно к конвертопланам, имеющим подъемный винт для вертикального взлета и посадки. Сущность: конвертоплан содержит два параллельно расположенных фюзеляжа с общим крылом, имеющим консоли и центральную балку, а также два двигателя, кинематически связанные с двумя воздушными винтами. Центральная балка размещена неподвижно, в средней ее части выполнен пилон, в котором установлен с возможностью осевого перемещения дополнительный вертикальный вал подъемного винта, кинематически связанный с выходными валами двигателей. Консоли крыла выполнены съемными. Устройство для автоматического складывания и развертывания лопастей подъемного винта содержит корпус, выполненный в виде концентричной вертикальному валу втулки с окном на боковой поверхности, выполненным по спиральной кривой с концевыми верхним и нижним полуцилиндрическими участками, центры которых лежат в плоскости, проходящей через вертикальную ось втулки на расстоянии от ее образующей, большем диаметра корневой части лопасти. Втулка установлена с возможностью поворота относительно расположенного внутри нее профилированного кольцевого элемента с цилиндрической наружной поверхностью. 2 c. и 10 з.п. ф-лы, 14 ил.

Группа изобретений относится к транспортному машиностроению, более конкретно к конвертопланам, имеющим подъемный винт для вертикального взлета и посадки, а также винты, обеспечивающие горизонтальный полет, при этом конвертоплан может перемещаться по земле посредством буксировки каким-либо транспортным средством.

Известен конвертоплан (названный самолетом вертикального взлета и посадки), содержащий фюзеляж, крылья, установленные по схеме "Тандем", снабженные аэродинамическигидравлическим ненагруженным механизмом синхронного складывания [1] Технический результат, поставленный в изобретении в этом конвертоплане, не достигается, т. к. мощность двигателя, необходимого для вертикального взлета, будет велика из-за малого диаметра подъемного винта и громоздкой гидравлической системы складывания лопастей, вес также высок из-за наличия автомобильных колес.

Известен также конвертоплан, содержащий два параллельно расположенные фюзеляжа с общим крылом, имеющим консоли и центральную балку (центроплан), а также два двигателя, кинематически связанные с двумя воздушными винтами. При этом балка установлена с возможностью поворота на 90o, и, таким образом, воздушные винты поочередно работают, как маршевые и как подъемные [2] В данном конвертоплане (выбранном в качестве прототипа) вышеуказанный технический результат также не достигается, т.к. весовые характеристики его велики из-за значительной мощности двигателей, снабженных винтами малого диаметра между фюзеляжами, что обуславливается размещением их на балке, парковка же в компактном помещении вообще не обеспечивается.

Задача изобретения создание легкого летательного аппарата (конвертоплана) с дальностью полета 1000-1500 км, скоростью порядка 500 км/час, имеющего индивидуальные кабины для пилота и пассажира (владельца-бизнесмена), при этом обеспечиваются условия вертикального взлета и посадки с малых площадок, парковки в малогабаритных помещениях и транспортировки с помощью удобного тягового средства, т.е. обеспечивается максимальное приближение эксплуатационных качеств конвертоплана к бытовым нуждам пассажира (владельца-бизнесмена).

Технический результат, достигаемый изобретением, снижение веса конвертоплана и мощности двигателей, необходимой для вертикального взлета и посадки при одновременном упрощении операции парковки в компактном помещении.

Данный технический результат достигается тем, что в конвертоплане, содержащем два параллельно расположенных фюзеляжа с общим крылом, имеющим консоли и центральную балку, а также два двигателя, кинематически связанные с двумя воздушными винтами, центральная балка размещена неподвижно, в средней ее части выполнен пилон, в котором установлен с возможностью осевого перемещения дополнительный, вертикальный вал подъемного винта, кинематически связанный с выходным валом двигателей, причем консоли крыла выполнены съемными.

Этот же технический результат в большей степени достигается тем, что в конвертоплане, характеризуемом вышеописанными признаками, имеется стабилизатор с консольными участками, выполненными съемными; подъемный винт выполнен с двумя лопастями, и его вертикальный вал сопряжен с этими лопастями посредством устройства для автоматического складывания и развертывания лопастей, каждый фюзеляж снабжен килем с рулем направления, причем кили соединены балкой, снабженной по центру ложементом для лопастей подъемного винта, имеются ложементы для консолей крыла и консольных участков стабилизатора, устанавливаемые на балке крыла по обе стороны от пилона; каждый фюзеляж снабжен передней и задней стойками шасси; балка стабилизатора имеет отверстие для подсоединения тягового устройства транспортного средства.

Известны устройства для автоматического складывания и развертывания лопастей подъемного винта, содержащие систему осей, позволяющих осуществлять складывание лопастей под воздействием скоростного напора воздушного потока [3] Описание патента не позволяет всесторонне оценить конструкцию и работу данного устройства, можно лишь констатировать, что это устройство, по существу, не имеет общих признаков с предложенным изобретением. С уверенностью можно утверждать, что складывание и развертывание лопастей на 180o не обеспечивается. Технический результат, поставленный изобретением, в полной мере не достигается.

Известно устройство для автоматического складывания и развертывания лопастей подъемного винта, содержащее корпус с гнездами для крепежных элементов каждой лопасти [4] Гнезда имеют штыри, которые связаны с гидроприводом очень сложной конструкции. Поэтому технический результат (складывание лопастей под воздействием скоростного напора воздуха) не достигается.

Задача данного изобретения создать простое и надежное в эксплуатации устройство для автоматического складывания и развертывания лопастей подъемного винта.

Технический результат, достигаемый изобретением, обеспечение складывания и развертывания лопастей на 180o под воздействием скоростного напора воздуха.

Данный технический результат достигается тем, что в устройстве для автоматического складывания и развертывания лопастей подъемного винта, содержащем корпус с гнездами для крепежных элементов каждой лопасти, корпус выполнен в виде концентричной вертикальному валу втулки с окном на боковой поверхности, выполненным по спиральной кривой с концевыми верхним и нижним полуцилиндрическими участками, центры которых лежат в плоскости, проходящей через вертикальную ось втулки на расстоянии по ее образующей, большем диаметра корневой части лопасти, втулка установлена с возможностью проворота относительно расположенного внутри нее профилированного кольцевого элемента с цилиндрической наружной поверхностью, гнездо для крепежного элемента первой лопасти расположено в теле этого кольцевого элемента против окна, а гнездо для крепежного элемента второй лопасти на боковой поверхности втулки, со стороны, противолежащей верхнему полуцилиндрическому концевому участку окна, при этом устройство снабжено фиксатором положения втулки относительно кольцевого элемента, расположенным со стороны второго гнезда в плоскости, проходящей через вертикальную ось втулки и одновременно через горизонтальную ось обоих крепежных элементов при развернутом положении лопастей, а окно между спиральной кривой и верхним полуцилиндрическим концевым участком имеет радиальный отрезок, и соответствующая лопасть между крепежным элементом и корневой частью снабжена цилиндрическим переходником, установленным с возможностью перемещения по спиральной кривой и ее радиальному участку.

Данный технический результат достигается в большей степени тем, что в устройстве, характеризуемом вышеперечисленными признаками, кольцевой элемент снабжен двумя подшипниками скольжения, расположенными в общей диаметральной плоскости втулки, а внутри него расположен шарнирный механизм, состоящий из жестко связанного с валом базового элемента и промежуточного элемента, имеющего два аналогичных подшипника скольжения, установленных на диаметральной оси, перпендикулярной вышеупомянутой, причем кольцевой элемент установлен с возможностью качания в первых подшипниках, а промежуточный элемент с возможностью качания во вторых; фиксатор положения втулки относительно кольцевого элемента выполнен в виде замкового соединения с клиновым гнездом, жестко связанным с кольцевым элементом, и Г-образным клином, жестко соединенным с втулкой; втулка имеет крышку, снабженную коническим гнездом, а внутри вала установлен с возможностью вертикального перемещения стержень, входящий в упомянутое гнездо при складывании лопастей; корневая часть каждой лопасти снабжена шарнирным механизмом, состоящим из горизонтального и вертикального шарниров, снабженным пружинным устройством для ограничения провисания лопасти.

На фиг. 1 схематически показан описываемый конвертоплан (вид сверху); на фиг. 2 сечение по А-А фиг.1; на фиг.3 тот же конвертоплан со сложенными консолями крыла и консольными участками и лопастями винта; на фиг.4 - кинематическая схема привода воздушных и подъемных винтов; на фиг.5 схематически показано устройство для автоматического складывания и развертывания лопастей; на фиг.6 сечение по А-А фиг.5; на фиг.7 сечение по Б-Б фиг.5; на фиг.8 развертка окна на боковой поверхности втулки; на фиг.9 схематически показан конвертоплан с лопастями в начальный момент складывания, вид сверху; на фиг. 10 вид по стрелке А на устройство для автоматического складывания лопастей в соответствии с фиг.9; на фиг.11 схематически показан конвертоплан с лопастями в процессе складывания; на фиг. 12 вид по стрелке Б на устройство автоматического складывания лопастей в соответствии с фиг.11; на фиг. 13 схематически показан конвертоплан со сложенными лопастями; на фиг. 14 вид по стрелке В на устройство автоматического складывания лопастей в соответствии с фиг. 13.

Конвертоплан содержит два параллельно расположенных фюзеляжа с кабинами (фюзеляж 1 для пилота, фюзеляж 2 для пассажира) с общим крылом, имеющим консоли 3,4, снабженные закрылками 5 и элероны 6, и центральную балку 7 (центроплан). В каждом фюзеляже расположен двигатель 8 (в частном случае, двухтактный двигатель внутреннего сгорания). Конвертоплан имеет также стабилизатор с центральной балкой 9, выполняющей функцию дополнительной несущей поверхности, и консольными участками 10, снабженными рулями II высоты. Каждый фюзеляж 1,2 снабжен килем 12 с рулем 13 направления. Кили соединены балкой 14, снабженной по центру ложементом 15 для двух лопастей 16, 17 подъемного винта. Ложемент может быть выполнен либо V-образной, либо U-образной формы за одно целое с балкой. Каждый двигатель 8 (см. фиг.4) кинематически связан с воздушными винтами 18 посредством расположенных на каждом из выходных валов 19 редуктора 20 и муфты 21. Одновременно каждый двигатель 8 через редуктор (состоящий из конической шестерни 22 и зубчатого конического колеса 23) и через общую коническую передачу 24 (которая, в свою очередь, сопряжена с валом 25), соединен с зубчатой передачей сцепления (состоящей из ведущего 26 и ведомого 27 колес). На центральной балке установлен полый пилон 28, внутри которого расположен вертикальный вал 29, жестко связанный с ведомым колесом 27. Внутри вертикального вала 29 расположен гидроцилиндр (или пневмоцилиндр) 30 с поршнем 31 (который неподвижен в осевом направлении), надпоршневой полостью 32 и подпоршневой полостью 33. Поршень 31 насажан на шток 34, который установлен с возможностью вращения посредством упорного подшипника 35.

Консоли 3, 4 крыла выполнены съемными. Съемность консолей может быть осуществлена одним из широко известных быстроразъемных технических средств, например, посредством базовых штырей с последующей замковой фиксацией или с помощью базовых стыков и крепежных винтов и т.п. Консольные участки 10 выполнены съемными с помощью тех же технических средств.

Конвертоплан снабжен ложементами 36 (например, в виде V-образных колодок для консолей 3, 4 и консольных участков 10.

Вертикальный вал 29 сопряжен с лопастями 16, 17 посредством устройства 37 для автоматического складывания и развертывания лопастей и установлен в подшипниках 38 скольжения и подпятнике 39, обеспечивающих его вращение и одновременно осевое перемещение, при этом подпятник 39 воспринимает подъемную силу винта в процессе вертикального перемещения при взлете и посадке. В гидроцилиндре 30 размещен также поршень 40, жестко связанный со стержнем 41. Конвертоплан снабжен устройством для ручной ориентации лопастей, состоящим из паразитной шестерни 42, расположенной на валу 25 под ведущим колесом 26, и шестерни 43, связанной с рычагом управления (не показан).

Каждый фюзеляж 1, 2 имеет переднюю 44 и заднюю 45 стойки шасси. Балка 9 стабилизатора имеет отверстие 46 для присоединения соответствующего элемента (не показан) тягового устройства транспортного средства, например, автомобиля.

Взлет, полет и посадку конвертоплан осуществляет следующим образом.

Запускаются двигатели 8, при этом муфты 21 разомкнуты, следовательно, воздушные винты 18 не вращаются. Одновременно подается давление в надпоршневую полость 32. Вертикальный вал 29, перемещаясь в осевом направлении, воздействует на лопасти 16,17, находящиеся в сложенном положении в ложементе 15, при перемещении вертикального вала 29 вверх лопасти выходят из ложемента, одновременно перемещается ведомое колесо 27 и входит в зацепление с ведущим колесом 26. Вследствие этого вращающий момент от двигателя 8 через редуктор (22, 23) передается на вертикальный вал 29, при вращении которого лопасти с помощью устройства 37 автоматически разворачиваются, занимая рабочее положение. В результате вращения лопаток подъемного винта появляется вертикальная тяга, превышающая вес конвертоплана, и последний начинает вертикальный подъем. При этом реактивный момент, возникающий при вращении подъемного винта, компенсируется противомоментом от тягового усилия одного из воздушных винтов 18.

Достигнув необходимой высоты, конвертоплан переходит в горизонтальный полет. Для этого муфты 21 замыкаются и вращающий момент передается на воздушные винты 18. После того как конвертоплан в горизонтальном полете достигнет скорости, превышающей критическую, т.е. подъемная сила крыла превысит вес конвертоплана, производится остановка подъемного винта путем вывода из зацепления ведомого колеса 27 относительно ведущего 26 за счет перемещения вертикального вала 29 вниз при подаче давления в подпоршневую полость 33 гидроцилиндра 30. При выводе колес 26 и 27 из зацепления лопасти 16, 17 подъемного винта замедлят свое вращение, при этом лопасти испытывают воздействие набегающего скоростного напора воздуха, обеспечивающее их автоматическое складывание, после чего вертикальный вал опускается вниз до упора, вследствие чего лопасти 16, 17 фиксируются в ложементе 15 (см. фиг.9-14). Конвертоплан продолжает горизонтальный полет на заданной высоте с крейсерской скоростью.

Для вертикальной посадки конвертоплана предусматриваются следующие операции: снижается скорость горизонтального полета до минимальной (близкой к критической) и производятся те же операции, что и при вертикальном взлете, при необходимости может быть использовано устройство для ручной ориентации лопастей по отношению к набегающему потоку. При этом муфты 21 размыкаются после того, как подъемный винт обеспечит необходимую подъемную тягу для зависания конвертоплана над местом посадки. За счет снижения оборотов подъемного винта обеспечивается плавный спуск и посадка на приготовленную площадку. В случае отказа системы вертикального подъема и посадки можно осуществить последние на аэродром в самолетном режиме.

Устройство содержит корпус (см. фиг.5-7) в виде концентричной вертикальному валу 29 втулки 47 с окном 48 на боковой поверхности, выполненному на спиральной кривой с концевыми верхним 49 и нижним 50 участками, центры которых лежат в плоскости, проходящей через центральную часть втулки на расстоянии L по ее образующей больше диаметра корневой части лопастей 16, 17 на величину, обеспечивающую бесконтактное складывание лопастей.

Корневая часть включает крепежный элемент 51, цилиндрический переходник 52 и шарнирный механизм, состоящий из горизонтального 53 и вертикального 54 шарниров и осесимметричной корневой части спиральной пружины 55 для ограничения провисания лопасти, зафиксированной от сползания на цилиндрическом переходнике 52; а также вилкообразного элемента 56, связывающего эти шарниры. Втулка 47 установлена с возможностью проворота относительно расположенного внутри нее профилированного кольцевого элемента 57 с цилиндрической наружной поверхностью 58. Кольцевой элемент 57 имеет гнездо 59 для крепежного элемента 51. Корпус (втулка 47) имеет гнездо 59,60 для второго крепежного элемента 51. Гнездо 59 первой лопасти 16 расположено в теле кольцевого элемента 57 против окна 48 и представляет собой в частном случае выемку с резьбовой нарезкой, в которую по соответствующей резьбе помещается крепежный элемент 51. Возможны и другие варианты выполнения гнезд в сочетании с крепежным элементом, например, замкового типа. Гнездо 60 второй лопасти 17 выполнено таким же образом на боковой поверхности втулки со стороны, противолежащей верхнему концевому участку 49 окна 48.

Устройство снабжено фиксатором положения втулки 47 относительно кольцевого элемента 57, размещенным со стороны второго гнезда 60 в плоскости, проходящей через вертикальную ось втулки и одновременно через горизонтальную ось обоих крепежных элементов 51 при развернутом положении лопастей 16, 17 (см. фиг. 5). Фиксатор положения выполнен в виде замкового соединения с клиновым гнездом 61, жестко связанным с кольцевым элементом 57, и Г-образного клина 62, жестко связанного с втулкой 47.

Окно 48 между спиральной кривой и верхним полуцилиндрическим концевым участком 49 имеет радиальный отрезок 63, при этом первая лопасть 16 в корневой части снабжена цилиндрическим переходником 52, установленным с возможностью перемещения по спиральной кривой окна 45 и ее радиальному отрезку 63.

Кольцевой элемент 57 снабжен двумя подшипниками 64, расположенными на общей диаметральной оси втулки 47, а внутри элемента 57 расположен шарнирный механизм, состоящий из базового элемента 65, жестко связанного с валом 29, и промежуточного элемента 66, имеющего два аналогичных подшипника 67, установленных на диаметральной оси, перпендикулярной оси подшипников 64, а также из промежуточного элемента 64.

Базовый элемент 65 имеет оси 68, в которых установлен с возможностью качания промежуточный элемент 66, а промежуточный элемент, в свою очередь, имеет оси 69 (перпендикулярные подшипникам 67), в которых установлен с возможностью качания кольцевой элемент 57. Таким образом, последний имеет возможность качания в двух взаимоперпендикулярных плоскостях (т.е. выполняет функции сферического шарнира).

Грани 70 промежуточного элемента 66 сопряжены с соответствующими участками кольцевого элемента 57.

Втулка 47 имеет крышку 71, снабженную коническим гнездом 72, при этом стержень 41, расположенный внутри вертикального вала 29, заходит в это гнездо при складывании лопастей 16,17.

В положении на земле лопасти 16,17 находятся в сложенном состоянии и зафиксированы в ложементе 15. После запуска двигателей 8 вертикальный вал 29 перемещается в верхнее положение и начинает вращаться (см. фиг.4). Стержень 41 зафиксирован в гнезде 72, и кольцевой элемент 57, соединенный с валом, также начинает вращаться, и лопасть 16, соединенная с этим кольцевым элементом, поворачивается по часовой стрелке, и ее цилиндрический переходник 52 перемещается по спиральной кривой окна 48, а затем по радиальному отрезку 63. При этом одновременно вторая лопасть 17 совместно со втулкой 47 начинает медленно перемещаться также по часовой стрелке, испытывая значительное сопротивление воздуха (т.е. испытывая торможение) за счет набегающего потока. Таким образом, угловая скорость кольцевого элемента будет значительно больше скорости перемещения втулки 47 со второй лопастью. Лопасти займут развернутое положение, Г-образный элемент 62 зайдет в клиновое гнездо 61, развернутое положение лопастей будет зафиксировано, при этом между цилиндрическим переходником 52 и радиальным отрезком 63 будет обеспечен гарантированный зазор А. После того как будет достигнута рабочая частота вращения лопастей 16, 17 подъемного винта, стержень 41 поршнем 40 убирается вниз, выводится из гнезда 72, и плоскость вращения лопастей 16, 17 сохраняет неизменное положение за счет гидроскопического эффекта, а шарнирный механизм обеспечивает возможное отклонение вала 29 от вертикали в процессе подъема конвертоплана при возможной ветровой нагрузке.

После набора высоты и перехода в горизонтальный полет с превышением критической скорости происходит операция складывания лопастей 16, 17 подъемного винта. Поршень 40 поднимается вверх, в результате чего стержень 41 заходит в гнездо 72 и фиксирует втулку 47 концентрично валу 29, который отключается от двигателей 8. Вращение лопастей 16, 17 в результате воздушного сопротивления быстро замедляется. Вследствие воздействия скоростного потока лопасть 16 винта с кольцевым элементом 57 начинает проворачиваться относительно втулки с закрепленной в ней лопастью 17, происходит размыкание фиксатора положения втулки относительно кольцевого элемента. При этом цилиндрический переходник 52 перемещается по радиальному отрезку 63, а затем по спиральной кривой окна 48, лопасти перемещаются навстречу одна другой (совершают угловое перемещение) до их складывания, чему способствует давление стержня 41 на гнездо 72. При необходимости приводят в действие устройство для ручной ориентации лопастей относительно набегающего потока воздуха, что обеспечивает безаварийный процесс складывания. Устройство приводится в действие путем ручного поворота шестерни 43 с последующим поворотом паразитной шестерни 42, которая входит в зацепление с ведущим колесом 26, обеспечивая ориентацию втулки 47 путем вращения вала 29. После складывания лопастей вал 29 занимает нижнее положение за счет пневмоцилиндра 30, и лопасти фиксируются в ложементе 15.

Ниже приводятся основные летные данные предлагаемого конвертоплана, полученные в процессе эскизного проектирования.

Техническая характеристика конвертоплана Длина 4,6 м Размах крыла 10,5 м Расстояние между фюзеляжами по осям их симметрии 1,75 м Длина съемных лопастей крыла 4 м Диаметр подъемного винта 7 м
Диаметр воздушных (тяговых) винтов 1,6 м
Площадь крыла (ориентировочная) 6 м2
Масса конвертоплана 500 кг
Взлетная масса 900 кг
Мощность двигателя:
в режиме подъема и спуска 140 кВт
при полете с крейсерской скоростью 2140 кВт
Крейсерская скорость на высоте 2000 м 510 км/час
Дальность полета 1000 км
Критическая скорость 120 км/час
Габаритные размеры конвертоплана при парковке (в разобранном виде):
длина 5,5 м
ширина 2,5 м
высота 1,6 мо


Формула изобретения

1. Конвертоплан, содержащий два параллельно расположенных фюзеляжа с общим крылом, имеющим консоли и центральную балку, а также два двигателя, кинематически связанные с двумя воздушными винтами, отличающийся тем, что центральная балка размещена неподвижно, в средней ее части выполнен пилон, в котором установлен с возможностью осевого перемещения дополнительный вертикальный вал подъемного винта, кинематически связанный с выходными валами двигателей, причем консоли крыла выполнены съемными.

2. Конвертоплан по п.1, отличающийся тем, что он снабжен стабилизатором с консольными участками, выполненными съемными.

3. Конвертоплан по п.1, отличающийся тем, что подъемный винт выполнен с двумя лопастями и его вертикальный вал сопряжен с этими лопастями посредством устройства для автоматического складывания и развертывания лопастей.

4. Конвертоплан по пп. 1 и 3, отличающийся тем, что каждый фюзеляж снабжен килем с рулем направления, причем кили соединены балкой, снабженной по центру ложементом для лопастей подъемного винта.

5. Конвертоплан по пп.1 и 2, отличающийся тем, что он содержит ложементы для консолей крыла и консольных участков стабилизатора, устанавливаемые на балке крыла по обе стороны от пилона.

6. Конвертоплан по пп.1 5, отличающийся тем, что каждый фюзеляж снабжен передней и задней стойками шасси.

7. Конвертоплан по пп. 1 6, отличающийся тем, что балка стабилизатора имеет отверстие для присоединения соответствующих элементов тягового устройства транспортного средства.

8. Устройство для автоматического складывания и развертывания лопастей подъемного винта, содержащее корпус с гнездами для крепежных элементов каждой лопасти, отличающееся тем, что корпус выполнен в виде концентричной вертикальному валу втулки с окном на боковой поверхности, выполненным по спиральной кривой с концевыми верхним и нижним полуцилиндрическими участками, центры которых лежат в плоскости, проходящей через вертикальную ось втулки на расстоянии по ее образующей, большем диаметра корневой части лопасти, втулка установлена с возможностью поворота относительно расположенного внутри нее профилированного кольцевого элемента с цилиндрической наружной поверхностью, гнездо для крепежного элемента первой лопасти расположено в теле этого кольцевого элемента против окна, а гнездо для крепежного элемента второй лопасти на боковой поверхности втулки, со стороны, противолежащей верхнему полуцилиндрическому концевому участку окна, при этом устройство снабжено фиксатором положения втулки относительно кольцевого элемента, размещенным со стороны второго гнезда в плоскости, проходящей через вертикальную ось втулки и одновременно через горизонтальную ось обоих крепежных элементов при развернутом положении лопастей, а окно между спиральной кривой и верхним полуцилиндрическим концевым участком имеет радиальный отрезок, при этом первая лопасть в корневой части снабжена цилиндрическим переходником, установленным с возможностью перемещения по спиральной кривой и ее радиальному отрезку.

9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что кольцевой элемент снабжен двумя подшипниками скольжения, расположенными на общей диаметральной оси втулки, а внутри него размещен шарнирный механизм, состоящий из жестко связанного с валом базового элемента и промежуточного элемента, имеющего два аналогичных подшипника скольжения, установленных на диаметральной оси, перпендикулярной вышеупомянутой, причем кольцевой элемент установлен с возможностью качания в первых подшипниках, а промежуточный элемент с возможностью качания во вторых.

10. Устройство по п.8, отличающееся тем, что фиксатор положения втулки относительно кольцевого элемента выполнен в виде замкового соединения с клиновым гнездом, жестко связанным с кольцевым элементом и Г-образным клином, жестко соединенным с втулкой.

11. Устройство по п. 8, отличающееся тем, что втулка имеет крышку, снабженную коническим гнездом, а внутри вертикального вала установлен с возможностью осевого перемещения стержень, заходящий в упомянутое гнездо при складывании лопастей.

12. Устройство по п.8, отличающееся тем, что корневая часть каждой лопасти снабжена шарнирным механизмом, состоящим из горизонтального и вертикального шарниров, снабженных пружинным устройством для ограничения провисания лопастей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и может использоваться в разработках летательных аппаратов вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам и самолетам

Вертолет // 2089455
Изобретение относится к авиации и касается устройства корпуса вертолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано в летательных аппаратах комбинированного типа, имеющих в своем составе тяговые винты или иное устройство для горизонтального перемещения летательного аппарата и подъемные винты для взлета и посадки на неподготовленные площадки, а также для удержания аппарата над поверхностью любой площадки

Самолет // 2955

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к самолето- и вертолетостроению, и может быть использовано для создания скоростного летательного аппарата (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой, а также для выполнения операции спасения ЛА в целом

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к пилотируемым и беспилотным летательным аппаратам с укороченным взлетом и посадкой

Изобретение относится к авиации, а именно к летательным аппаратам, и может быть использовано для создания преобразуемых летательных аппаратов, обладающих свойствами самолета, вертолета и планера

Изобретение относится к комбинированным летательным аппаратам, преимущественно с повышенным уровнем безопасности полета

Изобретение относится к авиации и касается создания летательного аппарата (ЛА), используемого как самолет, вертолет или планер

Изобретение относится к летательным аппаратам со свойствами самолета и вертолета

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к летательным аппаратам со свойствами самолета и вертолета

Изобретение относится к авиации
Наверх