Способ взлета летательного аппарата с другого летательного аппарата в полете и устройство для его реализации

 

Использование: изобретение относится к способам и устройствам высокого старта одного летательного аппарата (АА), например космического челнока, с другого летательного аппарата, например самолета, находящегося в полете. Сущность: старт космического и/или воздушного летательного аппарата, установленного на другом летательном аппарате - носителе, осуществляющийся путем доставки его на высоту старта и сообщения ему скорости носителя, включения двигательной установки стартующего летательного аппарата, его разгона и расстыковки летательных аппаратов друг от друга в носитель сообщает стартующему ЛА скорость, достаточную для его безмоторного полета, после чего их расстыковывают, стравливают буксирную гибкую связь, буксируя на ней стартующий ЛА, отводят его от носителя на безопасное расстояние, затем включают его двигательную установку, разгоняют до скорости выше скорости носителя, отсоединяют и втягивают буксирную гибкую связь. Данный способ старта осуществляется с помощью устройства старта, снабженного буксированным устройством. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам и устройствам высокого старта, обеспечивающим взлет одного летательного аппарата с использованием другого летательного аппарата.

Известны способ и устройство аэрокосмического комплекса, обеспечивающего взлет космического транспортного корабля многократного применения "челнока" с самолета (см. газету "Санкт-Петербургские ведомости" от 1 февраля 1995 г. ), заключающийся в его подъеме перед стартом на большую высоту и разгоне до скорости самолета.

Недостатком этого способа взлета является опасность гибели самолета в случае аварии при старте двигателя или системы управления полетом космического корабля.

Задачей настоящего изобретения является повышение безопасности самолета, обеспечивающего высокий старт космического корабля.

Поставленная задача решается тем, что двигательная установка космического корабля начинает работать после его отделения от самолета, а маневрирование перед стартом производится на некотором удалении от самолета. Для этого установленный на самолет космический корабль соединяют с ним буксирным тросом. После достижения самолетом определенной высоты и скорости космический корабль отделяют от самолета, но не рассоединяют, а, используя трос, буксируют за ним. В процессе буксировки, не опасаясь повредить самолет, двигательную установку космического корабля включают, разгоняют корабль до скорости самостоятельного полета и отсоединяют буксирный трос.

На фиг. 1, 2 и 3 изображено положение летательных аппаратов при взлете, буксировке и старте соответственно; на фиг. 4 устройства, обеспечивающие соединения летательных аппаратов до отделения космического корабля от самолета; на фиг. 5 они же, при буксировке корабля самолетом.

Предлагаемый способ высокого старта космического корабля с самолета выполняется следующим образом.

Перед взлетом самолет с закрепленным на нем космическим кораблем соединяют буксирным тросом. Трое натягивают и стопорят, после взлета и набора высоты самолет развивает скорость, при которой подъемная сила планера космического корабля обеспечивает ему возможность взлета. Корабль освобождают от закрепления на самолете, растягивают буксирный трос и переходят на безмоторный полет. Затем включают двигательную установку космического корабля, набирают скорость, стартуют и втягивают буксирную гибкую связь.

Предлагаемый способ высокого старта осуществляют при помощи группы устройств, включающих установленную на космическом корабле 1 лебедку 2, на барабан 3 которой намотан буксирный трос 4 с якорем 5, установленные на самолете б фиксаторы 7 для закрепления на нем космического корабля 1, амортизатор 8 и кнехт 9, за который зацепляют якорь 5. Барабан 3 лебедки 2 через фрикционную муфту 10 соединен с приводом 11 и снабжен храповым механизмом 12, стопор 13 которого соединен с приводом 14, который в свою очередь соединен с тактильным датчиком 15.

Устройства функционируют следующим образом.

Перед взлетом самолета 6 на его амортизатор 8 устанавливают и при помощи фиксаторов 7 закрепляют космический корабль 1. Затем закладывают якорь 5 за кнехт 9 так, чтобы буксирный трос 4, прошел через его прорезь. Включают привод 10 лебедки 2 и, вращая барабан 5, выбирают слабину буксирного троса 4 и стопорят его при помощи храпового механизма 12. После взлета и достижения самолетом 6 требуемой высоты и скорости фиксаторы 7 утапливают, регистрирующий их утапливание датчик 15 включает двигательную установку космического корабля 1 и привод 14 стопора 13. Колесо храпового механизма 12 освобождается, притормаживаемый муфтой 10 барабан 5 начинает вращаться. Намотанный на барабан 5 буксирный трос 4 разматывается, космический корабль 1 плавно отделяется от самолета 6, набирает скорость, обгоняет самолет 6 в процессе буксировки, а буксирный трос 4 выдергивает якорь 5 из кнехта 9 и при помощи привода 11 лебедки 2 втягивает их в себя.

Формула изобретения

1. Способ старта космического и/или воздушного летательного аппарата, установленного на другом летательном аппарате-носителе, заключающийся в доставке его на высоту старта и сообщении ему скорости носителя, включении двигательной установки стартующего летательного аппарата, его разгоне и расстыковке летательных аппаратов друг от друга, отличающийся тем, что носитель сообщает стартующему летательному аппарату скорость, достаточную для его безмоторного полета, после чего их расстыковывают, стравливают буксирную гибкую связь, буксируя на ней стартующий летательный аппарат, отводят его от носителя на безопасное расстояние, после чего включают его двигательную установку, разгоняют до скорости выше скорости носителя, отсоединяют и втягивают буксирную гибкую связь.

2. Устройство старта, состоящее из замков, удерживающих стартующий летательный аппарат на носителе, блоке дистанционного управления замками и запуском двигателя стартующего аппарата, отличающееся тем, что летательные аппараты снабжены буксировочным устройством, состоящим из буксирной гибкой связи с якорем, механизмов для ее натяжения, фиксации, разматывания и втягивания, соединенных с датчиком, сигнализирующем о расстыковке летательных аппаратов, размещенных на одном летательном аппарате, и размещенном на другом летательном аппарате кнехте для закрепления якоря буксирной гибкой связи и освобождения его при рассоединении летательных аппаратов друг от друга при старте.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано при создании новых типов летательных аппаратов
Изобретение относится к авиации, может быть использовано при аварийной ситуации, в частности, при отказе одного из двигателей

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к разворачиваемому в воздухе летательному аппарату с ракетной силовой установкой

Изобретение относится к авиации, а именно к средствам управления полетом ДПЛА

Изобретение относится к космической и авиационной технике, в частности к конструкциям космических взлетных систем и кораблей, и может быть использовано для доставки на орбиту и с орбиты на Землю грузов

Изобретение относится к авиационно-космической технике, точнее к устройствам, предназначенным для запуска ракет, ракет-носителей и космических кораблей или авиационных аппаратов с борта воздушного судна, относящегося к самолетам

Изобретение относится к авиационно-космической области, а именно к авиатранспортным средствам доставки снаряженных крупногабаритных ракетоносителей в район их оптимального запуска

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может использоваться для воздушного старта ракет-носителей

Изобретение относится к области авиационно-космической техники

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано при заправке ракеты-носителя, осуществляющей воздушный старт с самолета-разгонщика, а также при заправке окислителем разгонного блока

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для воздушного старта космических ракет-носителей
Наверх