Композиция для антифрикционного покрытия

 

Изобретение относится к области полимерных композиций, используемых для получения антифрикционных покрытий, применяемых в узлах сухого трения. Покрытие на основе заявляемой композиции наиболее эффективно может быть использовано в машиностроении, приборостроении, в частности в медицинских эндоскопах. Сущность изобретения: композиция для антифрикционного покрытия с низким коэффициентом трения и более низким износом. В смесь бис/малеимидо/ дифенилметана, диаминодифенилметана и ароматических аминов общей формулы, приведенной в описании изобретения, вводят антифрикционные наполнители при следующем соотношении компонентов /мас.ч./: бис-/малеимидо/дифенилметан 20,0-35,0, ароматические амидоамины 10,0-25,0, диаминодифенилметан 2,0-5,0, дисульфид молибдена 40,0-55,0, графит 10,0-15,0. Использование композиции для антифрикционного покрытия позволяет снизить износ покрытия за 5 часов трения до 0,0007 г, а коэффициент трения в выбранном режиме испытаний - до 0,15. 1 табл.

Изобретение относится к области полимерных композиций, используемых для получения антифрикционных покрытий, применяемых в узлах сухого трения при высоких температурах и нагрузках.

Покрытие на основе заявляемой композиции наиболее эффективно может быть использовано в машино- и приборостроении.

Известна композиция для антифрикционного покрытия, состоящая из акриловой смолы, меламиноформальдегидной или мочевиноформальдегидной смолы, загустителей (до 40% ) полиметилметакрилатов, сополимеров олефинов и твердой смазки (графита, дисульфида молибдена), растворителей [1] Однако большое содержание полиолефинов в композиции не позволяет получить антифрикционное покрытие с высокими эксплуатационными свойствами.

Известна композиция для антифрикционного покрытия [2] на основе полиамидоимида, олигофурфурилиденимида в диметилформамиде с антифрикционными наполнителями. Композиция в виде суспензии наносится на поверхность трения и термообрабатывается.

Однако высокая реакционная способность олигофурфурилиденимида при взаимодействии с полиаминоимидом приводит к образованию нерастворимого сшитого полимера, выпадающего в осадок в виде крупных частиц, нарушающих технологию получения покрытия.

Недостатком этой композиции является нетехнологичность получения равномерного покрытия узлов трения, что ухудшает эксплуатационные свойства материала.

Известна композиция для антифрикционного материала [3] взятая нами за прототип, содержащая: вес.ч.

полиаминоимид 20,0 35,0 мочевиноформальдегидный олигомер 10,0 15,0 графит 10,0 20,0 дисульфид молибдена 40,0 55,0 роданид меди 0,5 1,5 Недостатком этой композиции является высокий коэффициент трения (0,20 - 0,23) и высокий износ (0,0012 г).

Задача изобретения состоит в создании для антифрикционного покрытия с низким коэффициентом трения и низким износом.

Поставленная задача решается тем, что в смесь бис-(малеимидо) дифенилметана, диаминодифенилметана и ароматических аминов общей формулы вводят антифрикционные наполнители при следующем соотношении компонентов: мас. част.

бис-(малеимидо)дифенилметан 20,0 35,0 ароматические амидоамины 10,0 25,0
диаминодифенилметан 2,0 5,0
дисульфид молибдена 40,0 55,0
графит 10,0 15,0
Использование заявленной композиции для антифрикционного покрытия позволяет снизить, по сравнению с прототипом, износ покрытия с 0,0012 до 0,0007 г, а коэффициент трения в выбранном режиме испытаний с 0,18-0,22 до 0,15.

Для получения заявленного антифрикционного покрытия смесь бисмалеимида, ароматических диаминов и диаминодифенилметана соединяют с антифрикционными наполнителями дисульфидом молибдена с размером частиц 5-7 мкм (не менее 95%) и графитом с размером частиц 5-7 мкм (не менее 95%).

Приготовленную композицию наносят на поверхность детали узла трения, предварительно нагретую или без нагрева, и термообрабатывают в течение 1 часа при температуре 150oC и 1 часа при температуре 200oC. Нанесение композиции осуществляют напылением суспензии в амидных растворителях, окунанием деталей в суспензию либо напылением сухой композиции методом электростатики.

Фрикционные испытания проводили на машине торцевого трения на втулках н. 22 мм, вн. 12 мм при нагрузке 0,1 МПа и скорости скольжения 0,3 м/с.

В табл. приведены примеры конкретных составов заявленной композиции и свойства полученных антифрикционных покрытий.


Формула изобретения

Композиция для антифрикционного покрытия на основе олигомеров имидного типа, содержащая дисульфид молибдена и графит, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит бис-(малеимидо)- дифенилметан, диаминодифенилметан и ароматические амидоамины общей формулы

где n 1 5

при следующем соотношении компонентов, мас.ч.

бис-(Малеимидо)дифенилметан 20 35
Ароматические амидоамины 10 15
Диаминодифенилметан 2 5
Дисульфид молибдена 40 55
Графит 10 200

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к композициям, служащим для изготовления деталей узлов трения, эксплуатируемых в жестких условиях: при температурах выше 300oC, а также при нагрузках выше 20 МПа в условиях сухого трения

Изобретение относится к полиимидным композициям, которые используют для получения пресс-изделий с повышенной прочностью, пластичностью и термостабильностью

Изобретение относится к химии высокомолекулярных соединений

Изобретение относится к области изготовления изделий, в частности, форм для формования высокотемпературных композиционных материалов, из полиимидных углепластиков

Изобретение относится к получению полиимидных композиционных материалов, которые находят широкое применение в различных областях, в частности в аэрокосмической технике

Изобретение относится к получению новых олигомеров на основе бисмалеинимидов и азаметинов общей формулы (см

Изобретение относится к области получения полимерных мембран на основе полиимида, главным образом ядерных фильтров (трековых мембран), отличающихся правильной строго контролируемой геометрией пористой структуры

Изобретение относится к области переработки пластмасс

Изобретение относится к химии высокомолекулярных соединений, а именно к полимерным ВК, которые используются для изготовления датчиков влажности резистивного типа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к созданию антифрикционного композиционного материала для подшипников скольжения различного назначения

Изобретение относится к полимерным материалам с особыми электрическими свойствами

Изобретение относится к термореактивным полимерным композициям, которые могут найти применение в качестве покрытий, клеев, компаундов, связующих для слоистых пластиков

Изобретение относится к полимерным материалам с особыми электрическими свойствами
Изобретение относится к способу получению фрикционного материала, который может быть использован для изготовления деталей узлов трения различных механизмов и машин, таких как тормозных элементов барабанных и дисковых тормозов, муфт сцепления автомобилей и т.п

Изобретение относится к частично кристаллическому плавкому полиимидному связующему для термостойких композиционных материалов, применяемых при производстве термостойких материалов для авиации, автомобиле- и судостроении, строительства, а также к композиции для получения этого связующего

Изобретение относится к электропроводящим полимерным композиционным материалам

Изобретение относится к подшипниковому элементу с металлическим опорным телом, расположенным на нем слоем подшипникового металла, а также с расположенным поверх него слоем полимера, причем слой полимера включает в себя полиамидимидную смолу, дисульфид молибдена (MoS2) и графит
Наверх