Рукоятка управления двигателем

 

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления силовыми установками летательных аппаратов, где требуется автоматизированное коммутирование блокировочных электроцепей при ручном управлении двигателями. Сущность: рукоятка содержит силовую стойку 3 с ограничительными упорами 4, микровыключатели 10, 11 и нажимное устройство, включающее крышку рукоятки с толкателями, установленное на оси стойки. Каждый микровыключатель снабжен двуплечей нажимной качалкой 13, шарнирно закрепленной на силовой стойке 3, а в крышке рукоятки установлены две пары накрест расположенных штифтов толкателей 17, 19 так, что каждая пара воздействует одновременно на рабочее плечо качалки 13 одного микровыключателя и на противоположное плечо другого микровыключателя 10 или 11. Внешняя крышка снабжена накладными стаканами для размещения дополнительных электрорадиоэлементов. Данная конструкция позволяет расширить возможности использования рукоятки. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления двигателями летательных аппаратов, где требуется автоматизированное чередование ручного и автоматического управления.

Известно устройство для управления дроссельной заслонкой авиационного двигателя (патент США N 5188316, B 64 C 13/04, 1993), содержащее силовую стойку, два микровыключателя, нажимное устройство, внешнюю крышку рукоятки и не менее одного накладного стакана, внутренняя полость которого сообщена с внутренней полостью внешней крышки рукоятки, охватывающей концевой участок стойки.

Однако в данном устройстве управляющий рычаг соединяется с автоматическим устройством управления, или отсоединяется от него преднамеренным воздействием летчика на соединительный механизм.

Задачей изобретения является обеспечение самоуправляемости перехода с автоматического управления двигателями на ручное или наоборот на естественно-природном принципе по факту наличия руки на рукоятке: рука на пульте ручное, рука снята с пульта автоматическое. Приложение управляющего усилия к рукоятке "на себя" или "от себя" электрически отключает рукоятку от автоматического привода двигатель управляется вручную, при снятии руки с рукоятки она подключается к автоматическому приводу.

Для этого рукоятка управления двигателем, содержащая силовую стойку, два микровыключателя, нажимное устройство, внешнюю крышку рукоятки, и не менее одного накладного стакана, внутренняя полость которого сообщена с внутренней полостью внешней крышки рукоятки, охватывающей концевой участок стойки, снабжена двумя шарнирно закрепленными двуплечими нажимными качалками, двумя парами накрест расположенных штифтов-толкателей и дополнительной крышкой; качалки, штифты-толкатели и микровыключатели смонтированы внутри полости, образованной внешней и дополнительной крышками, которые подвижно установлены на стойке посредством оси, первая качалка и первый микровыключатель закреплены с одной стороны стойки, а вторая качалка и второй микровыключатель закреплены с другой стороны стойки, каждый штифт-толкатель установлен во внешней крышке и в дополнительной крышке так, что каждый штифт-толкатель взаимосвязан с одним из плеч качалки одного микровыключателя и с противоположным плечом качалки второго микровыключателя.

Изобретательский уровень предложения характеризуется наличием схемы нажимного устройства, содержащего две реверсивные качалки, обеспечивающей компактность РУД; возможностью попеременного использования одного из штифтов-толкателей для дополнительных функций для ограничения хода двуплечих качалок, а также для передачи управляющего усилия от рукоятки к рычагу управления двигателем; кроме того, предлагаемое изобретение позволяет крепление микровыключателей на силовой стойке выполнить развернутым, по направлению действия нажимного усилия толкателей, а также наличием в одной из крышек рукоятки окон и накладных стаканов.

На фиг. 1 показан общий вид рукоятки с условно снятой внешней крышкой; на фиг. 2 вид по полету; на фиг. 3 вид на внешнюю крышку со стаканами и кнопками.

К верхней части рычага 1 управления двигателем болтами 2 прикреплена силовая стойка 3 с ограничительными упорами 4 "на себя" и 5 "от себя", с ввернутыми в них регулировочными винтами 6 и осью 7. На стойке 3 выше оси 7 на штифтах 8 с использованием зажима 9 установлены микровыключатели 10, с приводными кнопками, основного канала системы автоматического управления (САУ), и микровыключатели 11, с приводными кнопками, дублирующего канала системы автоматического управления. Слева и справа от приводных кнопок микровыключателей 10, 11 на стойке 3 на осях 12 установлены две двуплечие качалки 13 с регулировочными винтами 14. На оси 7 шарнирно установлено нажимное устройство, содержащее внешнюю крышку 15 рукоятки и дополнительную крышку 16, скрепленные двумя парами накрест расположенных штифтов-толкателей, например расположенные ниже осей 12 штифты-толкатели 17, 19; выше осей 12 штифты-толкатели 18, 20.

Нажимное устройство удерживается в нейтральном положении относительно силовой стойки 3 двумя пружинами 21, воздействующими на органичительные упоры 4,5 стойки 3, и штифты-толкатели 18,20 нажимного устройства. Крышки 15 и 16 соединены стяжным болтом 22. К внешней крышке 15 болтами 23 прикреплены накладные стаканы 24 с дополнительными коммутирующими электро-радио элементами 25 (тумблерами).

Рукоятка управления двигателем (РУД) работает следующим образом.

При приложении летчиком усилия "от себя" (слева направо, фиг. 1) нажимное устройство левым штифтом-толкателем 17, двигающимся по часовой стрелке через нижнее плечо левой двуплечей качалки 13 непосредственно нажимает на кнопку микровыключателя 10. Одновременно с этим правый верхний штифт-толкатель 20, воздействуя на регулировочный винт 14, поворачивает верхнее плечо правой двуплечей качалки 13 по часовой стрелке, при этом нижнее плечо ее, отклоняясь в противоположную сторону, нажимает на приводную кнопку другого микровыключателя 11 (т.е. срабатывает на противоходе). Необходимое перемещение приводной кнопки микровыключателя 11 (такое же как и микровыключателя 10) обеспечивается регулировочным винтом 14 правой двуплечей качалки 13.

Таким образом, одна пара штифтов-толкателей левый нижний 17 и правый верхний 20 обеспечивают одновременное срабатывание обоих микровыключателей 10 и 11 при движении РУД "от себя", при этом движении левый верхний штифт-толкатель 18 выполняет функции ограничителя хода РУД на переключение (обжатие приводных кнопок микровыключателей 10 и 11), встречаясь с винтом 6 ограничительного упора 5 для передачи управляющего усилия пилота от РУД к силовой стойке 3 и далее к рычагу 1 управления двигателем.

Аналогично работает РУД и при приложении усилия летчика "на себя" (справа налево фиг. 1), когда одновременное переключение контактов обоих микровыключателей 10 и 11 выполняет другая пара накрест расположенных штифтов-толкателей 19 и 18 (правый нижний и левый верхний); при этом движении правый верхний штифт-толкатель 20 обеспечивает необходимое перемещение приводных кнопок микровыключателей и передачу управляющего усилия от руки к рычагу 1 через винт 6, ограничительный упор 4 и стойку 3.

Тумблеры 25, установленные в накладных стаканах 24 внешней крышки 15 рукоятки рычага 1 управления двигателем, расширяют возможности оперативной коммутации пилотом электро-радио цепей, за счет использования большого пальца левой руки.

Формула изобретения

Рукоятка управления двигателем, содержащая силовую стойку, два микровыключателя, нажимное устройство, внешнюю крышку рукоятки и не менее одного накладного стакана, внутренняя полость которого сообщена с внутренней полостью внешней крышки рукоятки, охватывающей концевой участок стойки, отличающаяся тем, что она снабжена двумя шарнирно закрепленными двуплечими нажимными качалками, двумя парами накрест расположенных штифтов-толкателей и дополнительной крышкой качалки, штифты-толкатели и микровыключатели смонтированы внутри полости, образованной внешней и дополнительной крышками, которые подвижно установлены на стойке посредством оси, первая качалка и первый микровыключатель закреплены с одной стороны стойки, а вторая качалка и второй микровыключатель закреплены с другой стороны стойки, каждый штифт-толкатель установлен во внешней крышке и в дополнительной крышке так, что каждый штифт-толкатель взаимосвязан с одним из плеч качалки одного микровыключателя и с противоположным плечом качалки второго микровыключателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах автоматизированного управления технологическими процессами на предприятиях маслодельной и сыродельной промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке стендов для испытаний ь электрических аппаратов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления приводами механизмов передвижения грузоподъемных устройств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для дистанционного управления электрооборудования транспортного средства

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано дл подачи сигнала в любой системе управления при движении транспортируемого предмета в прямом и обратном направлениях

Изобретение относится к электротехнике , в частности к управлению контактных устройств в электрических схемах, и может быть использовано для привода конечных выключателей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к рычажным механизмам управления преимущественно гидромеханическими ходоуменьшителями землеройных машин

Изобретение относится к области техники и предназначено для создания определенных усилий на тягах управления

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления запорными органами объек-

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к ручному управлению силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к авиации, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления силовыми установками самолетов Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства за счет самоуправляемое™ перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях и снижение материалоемкости и массы устройства Цель достигается тем
Наверх