Способ получения малосернистого дизельного топлива

 

Изобретение относится к способам получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки исходного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Процесс гидроочистки осуществляется в две стадии с промежуточным подогревом газосырьевой смеси с использованием на первой стадии алюмоникельмолибденового катализатора с преобладающим радиусом пор 9 - 12 нм и на второй стадии алюмоникельмолибденового или алюмокобальтмолибденового катализатора с преобладающим радиусом пор 4 - 8 нм при массовом соотношении катализаторов первой и второй стадий 1:2 - 6. Процесс проводят при температуре 250 - 350oC на первой стадии и 320 - 380oC на второй стадии. Способ позволяет повысить степень гидрообессеривания исходного сырья и получать дизельное топливо с содержанием серы менее 0,05 мас.% при одновременном увеличении выхода целевой фракции 200 - 360oC. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к способам получения малосернистого дизельного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения малосернистых нефтяных дистиллятов путем гидроочистки нефтяных фракций, предусматривающий обработку нефтяных фракций при температуре 390 450oC, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1, давлении 3,0 МПа и молярном отношении водорода к углеводороду, равном 4, в присутствии каталитической системы, включающей катализаторы гидроконверсии и гидрообессеривания, взятые в массовом соотношении 50 90 50 10, при этом оба катализатора используют в виде отдельных слоев и катализатор гидрообессеривания располагают над катализатором гидроконверсии. Недостатком способа является относительно невысокая степень гидрообессеривания (авт.св. СССР, N 1181522, 1985).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки исходного сырья при повышенной температуре с использованием трех расположенных сверху вниз слоев катализатора: алюмокобальтмолибденового, алюмоникельмолибденового и алюмокобальтмолибденового при массовом соотношении катализатора в слоях 0,5 1,0 4,0 4,5 5,0 8,0, подвергаемых предварительному сульфидированию элементарной серой при температуре 350 - 450oC. Процесс гидроочистки проводят при температуре 320 370oC (патент РФ N 1801116, 1993).

Известный способ имеет следующие недостатки: получаемый продукт имеет относительно высокое содержание остаточной серы (более 0,05 мас.) при умеренных температурах процесса 320 360oC; низкий выход гидроочищенной целевой фракции 200 360oC, особенно при повышении температуры процесса.

Изобретение направлено на решение задачи повышение качества целевого продукта по содержанию серы, не превышающей 0,05 мас. и его выхода.

Решение заданной задачи опосредовано новым техническим результатом, заключающимся в подборе катализаторов с различной поровой структурой, соотношения катализаторов, обеспечивающих их повышенную активность и селективность.

Получение малосернистого дизельного топлива проводят путем гидроочистки при повышенных температурах и давления в присутствии водорода с использованием катализаторов гидрообессеривания.

Процесс проводят в две стадии с промежуточным подогревом газосырьевой смеси и на первой стадии используют алюмоникельмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 9 12 нм, на второй стадии алюмоникельмолибденовый или алюмокобальтмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 4 8 нм при массовом соотношении катализаторов первой и второй стадий 1:2 6, процесс проводят при температуре 250 350oC на первой стадии, 320 380oC на второй стадии.

Пример 1. Процесс гидроочистки проводят на пилотной установке с подачей водорода и нисходящем потоком газосырьевой смеси в двух последовательно расположенных реакторах с автономным электрообогревом каждого реактора. Гидрообессериванию подвергают прямогонную дизельную фракцию 200 360oC с содержанием серы 1,6 мас. В первый по ходу реактор загружают 25 г алюмоникельмолибденового катализатора (АНМ), содержащего 6.1% NiO, 15,3% MoO3, Al2O3, остальное с преобладающим радиусом пор 9 - 12 нм и 0,5 г элементарной серы. Во второй реактор загружают 75 г АНМ катализатора, содержащего 4,1% NiO 15,6% MoO3, Al2O3, остальное с преобладающим радиусом пор 4 8 нм и 4 г элементарной серы. После продувки установки азотом, опрессовки и замены азота на водород поднимают давление до 2.0 МПа и проводят сульфидирование катализаторов при подъеме температуры до 400oC, затем снижают температуру в первом реакторе до 300oC, во втором реакторе до 370oC и подают сырье. Процесс гидрообессеривания проводят при давлении водорода 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 4 ч-1, отношении водород:сырье 300 нл/л. Определение содержания серы в гидрогенизате проводят на приборе "Sulf U.V." методом ультрафиолетовой флуоресценции. Определение выхода фракции 200 360oC проводят по ГОСТ 11011-85. Содержание серы в полученном гидрогенизате составляет 0,015 мас. выход фракции 200 360oC 97,0 об.

Примеры 2 4. Условия проведения процесса гидроочистки те же, что и в примере 1. Устанавливают другие температуры в реакторах первой и второй стадий. При температуре на первой стадии 250oC и на второй стадии 320oC содержание серы в гидрогенизате составляет 0,045 мас. выход 98,5 об.

Полученные результаты представлены в таблице.

Примеры 5 8. Загрузку катализаторов, элементарной серы, продувку азотом, опрессовку и сульфидирование катализаторов проводят аналогично примеру 1, за исключением того, что во второй по ходу реактор загружают 75 г алюмокобальтмолибденового катализатора (АКМ), содержащего 3.9% CoO, 14.2% MoO3, Al2O3 остальное с преобладающим радиусом пор 4 8 нм. Условия проведения процесса те же, что и в примере 1 при различной температуре по стадиям процесса.

Примеры 9 12. Условия проведения процесса гидрообессеривания те же, что и в примере 1. При загрузке катализаторов меняют массовое соотношение катализаторов первой и второй стадии гидрообессеривания.

Примеры 13 16 (для сравнения). Условия проведения процесса гидроочистки аналогичны примеру 1. В реакторе первой и второй стадии загружают АНМ или АКМ катализаторы с преобладающим радиусом пор 4 8 нм.

Примеры 17 19 (для сравнения). Условия проведения процесса гидроочистки те же, что и в примере 1. В оба реактора загружают АНМ катализатор с преобладающим радиусом пор 9 12 нм.

Все полученные результаты представлены в таблице, там же приведены показатели известного способа.

Таким образом, преимущество предлагаемого способа заключается в повышении степени гидрообесеривания, выражающееся в снижении содержания серы в гидроочищенном топливе при одновременном увеличении выхода целевой фракции 200 360oC. Так, например, при сопоставимых условиях проведения процесса, но с различной комбинацией катализаторов на первой и второй стадиях (примеры 1 и 13), содержание серы в продукте в предлагаемом способе ниже на 0,01 мас. при увеличении выхода на 0,4 об. а по сравнению с известным способом (пример 20) на 0,005 мас. и 3,8 об. соответственно. При низких температурах процесса (примеры 2 и 19) снижение содержания серы составляет 0,027 мас. при повышении выхода на 0,2 об. и в сравнении с известным способом (пример 21) - 0,015 мас. и 1,8 об. соответственно. Другое преимущество заключается в возможности снижения жесткости процесса гидроочистки для обеспечения заданного качества дизельного топлива и, как следствие, увеличении продолжительности межрегенерационного периода.

Формула изобретения

1. Способ получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки исходного сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии водорода с использованием катализаторов гидроочистки, отличающийся тем, что процесс проводят в две стадии с промежуточным подогревом газосырьевой смеси и на первой стадии используют алюмоникельмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 9 12 нм, на второй стадии алюмоникельмолибденовый или алюмокобальтмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 4 8 нм при массовом соотношении катализаторов первой и второй стадии 1 2 6.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку проводят при температуре на первой стадии 250 350oС и 320 380oС на второй стадии.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке нефтяного сырья и, в частности, к гидроочистке нефтяных дистиллятов

Изобретение относится к нефтепереработке нефтяного сырья и, в частности, к гидроочистке нефтяных дистиллятов

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к способам переработки нефти

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способу очистки бензинов термического происхождения от непредельных углеводородов и сернистых соединений с целью использования их в качестве автомобильного бензина

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при углубленной переработке остаточных нефтепродуктов
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способу гидроочистки нефтяных фракций

Изобретение относится к способам каталитической переработки в атмосфере водорода углеводородного сырья нефтяного и углехимического происхождения, содержащего ароматические углеводороды и соединения серы на сульфидных Ni(Co)-Mo(W) катализаторах

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности, к способам переработки нефти и газоконденсата

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к способам переработки нефти

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций
Наверх