Способ формирования транспортного съезда

 

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм. Техническая задача: снижение трудоемкости работ по формированию транспортного уступа за счет уменьшения его ширины. Сущность изобретения: способ формирования транспортного съезда включает проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской ступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля. Начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта на данном горизонте оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы на проектную глубину. 3 ил.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм уступов карьеров.

Известен способ формирования транспортного уступа карьера, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование железобетонных или кирпичных ограждений с грунтовой подпоркой. При строительстве отклоняющих железобетонных конструкций непосредственно на транспортном съезде необходимо произвести подготовку площадки, бурение скважин для установки удерживающих свай из труб, произвести обвязку из арматуры, подготовит опалубку, произвести бетонирование или укладку кирпича и после достижения бетоном прочностных показателей провести отсыпку породной подпорки (Технология открытой разработки месторождений полезных ископаемых. М. Недра, 1971, ч. 1; Технология, механизация и автоматизация производственных процессов на открытых горных работах. Под ред. М.Г. Новожилова, с. 37-38, 353).

Недостатком данного способа является большая трудоемкость работ, большие затраты на сооружение отклоняющих конструкций затраты сокращаются, но незначительно. При этом возрастает срок сооружения, т.к. это связано с проблемами транспортировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ формирования транспортного уступа карьера, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формированием борта карьера на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда: формирование закюветной полки, нарезку кювета, отсыпку и строительство проезжей части, формирование обочин, отсыпку удерживающего грунтового вала (Кумачев К. А. Майминд В.Я. Проектирование железорудных карьеров. М. Недра, 1981, с. 354).

Недостатком данного способа является большая трудоемкость работ по формированию уступа, а значит и большие затраты на проведение работ. Это обусловлено тем, что для отсыпки удерживающего вала используется рыхлая горная масса, которая для выдерживания безопасной высоты вала требует большой величины основания при сохранении угла естественного откоса материала, что приводит к увеличению ширины транспортных берм, а значит и к увеличению объема работ. Кроме того, работы по перетранспортировке горной массы в удерживающий вал требуют дополнительных затрат на технологический транспорт.

Целью изобретения является снижение трудоемкости работ по формированию транспортного уступа за счет уменьшения его ширины.

Поставленная цель достигается тем, что в способе формирования транспортного съезда, включающем проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда, в котором начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта на данном горизонте оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы.

Смещение начала проведения капитальной траншеи на величину опережения зарезки нового горизонта позволяет сформировать верхнюю площадку ограждающего породного целика и подготовить площадь для работ по оконтуриванию и формированию борта, что позволяет в конечном итоге сократить ширину транспортного съезда, исключить большой объем работ по возведению насыпных сооружений.

Оконтуривание породного ограждающего целика со стороны проезжей части после формирования борта на данном горизонте позволяет выделить из массива ограждающий целик сразу, не производя дополнительных работ по перетранспортировке, предохранить его от разрушения при производстве остального комплекса работ.

На фиг. 1 изображен продольный разрез капитальной и разрезной траншеи, отрабатываемых при формировании транспортного съезда; на фиг. 2 капитальная и разрезная траншеи с участком оформленного борта транспортного съезда; на фиг. 3 поперечный разрез транспортного съезда с оформленным бортом с оконтуренным отклоняющим целиком.

Вскрытие нового горизонта высотой H осуществляется проходкой наклонной капитальной траншеи 1 с продольным уклоном i, при этом начало проходки смещают на величину опережения зарезки нового горизонта 2 L где h высота породного отклоняющего целика 3; i продольный уклон капитальной траншеи.

При отработке карьера экскаваторами ЭКГ-8М и автосамосвалами грузоподъемностью 40 т высота горизонта H принимается по проекту 15 м, h 1,8 принимается по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт", уклон i 0,08 принимается по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт".

Тогда .

Ширина зарезки нового горизонта определяется Шз Шт.с. + Шп.п., где Шз ширина зарезки; Шт.с. ширина транспортного съезда; Шп.п. ширина предохранительной полосы, отрабатываемой на отметке горизонта после предварительного щелеобразования по заоткоске транспортного съезда (принимается по проекту).

Длина зарезки определяется
Предварительная подготовка горной массы к выемке производится буровзрывным способом на отметке кровли породного отклоняющего целика 4. Для сохранения монолитности отклоняющего целика бурение взрывных скважин производится без перебура под контролем маркшейдерской службы карьера.

Отгрузка горной массы с зарезки нового горизонта осуществляется по традиционной технологии карьерными экскаваторами с выдерживанием проектного продольного уклона i. Последующая планировка производится бульдозерной техникой до проектных отметок кровли отклоняющего целика.

При достижении наклонной траншеи глубины 15 м, она продолжается в виде горизонтальной разрезной траншеи 5. Затем разрезная траншея расширяется с созданием котлована 6 и проходка осуществляется в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа 7, формируя низовой откос и внешнюю сторону породного отклоняющего целика 4. Далее транспортный съезд по всей площади, исключая породный отклоняющий целик, разбуривают на глубину h с предварительным контурным взрыванием по внутренней стороне 8 породного ограждающего целика и убирают горную массу с постепенным формированием породного отклоняющего целика 4.

При отработке транспортного съезда на проектные отметки производится строительство всех элементов поперечного профиля.

Эти операции повторяются на каждом последующем горизонте.

Преимущества предлагаемого способа могут быть показаны на следующем примере: при использовании автотранспорта грузоподъемностью 40 т ширина транспортного съезда с применением железобетонных ограждений составляет 24,8 м, с применением удерживающего грунтового вала 25,9 м. В результате предлагаемого способа формирования транспортного съезда при сохранении безопасности ее эксплуатации и исключении строительства ограждений в виде железобетонных конструкций может быть уменьшена на 3,3 м.


Формула изобретения

Способ формирования транспортного съезда, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда, отличающийся тем, что начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы на проектную глубину.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для подготовки горных пород к экскавации при вскрытии угольных, рудных и др

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к открытой разработке месторождений кимберлитовых трубок глубокими карьерами и создано применительно к условиям разработки массивов многолетнемерзлых пород
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке открытым способом месторождений полезных ископаемых, сложенных как однородными, так и неоднородными породами, при вертикальном падении ограниченных в плане рудных тел, в частности при разработке вертикально падающих смежных рудных тел

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при доработке месторождений с крутопадающим рудным телом открытым способом при выемке законтурных запасов под дном карьера и в его бортах

Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых глубинного или нагорного типа

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и наклонных месторождений осадочного происхождения: известняков, доломитов, сланцев, песков
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для перемещения вскрышных пород в выработанное пространство на открытых горных разработках, а также горной массы и добытого природного камня от нагорных карьеров

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке россыпей и отвалообразовании
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке открытым способом месторождений полезных ископаемых, сложенных неоднородными породами, при вертикальном падении ограниченных в плане рудных тел, в частности, при отработке кимберлитовых трубок
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке открытым способом месторождений полезных ископаемых, сложенных как однородными, так и неоднородными породами, в частности при разработке вертикальнопадающих рудных тел

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм

Наверх