Набор элементов для сборки электрических цепей

 

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей. Набор предлагаемых элементов может использоваться в качестве игры. Сущность изобретения заключается в том, что в наборе элементов для сборки электрических цепей, содержащем усилительные компоненты, электропроводные удлинители, встроенные в комбинаторные блоки и условно изображенные на их лицевой стороне электрические и пассивные электронные компоненты, связанные в стыкуемых блоках с электропроводными соединительными узлами на боковых гранях, причем часть этих блоков имеет на противоположных гранях соединительные узлы разноименного типа, например, выступ и углубление, усилительные компоненты встроены в комбинаторные блоки, идентичные стыкуемым по габаритам и расположению электропроводных соединительных узлов на боковых гранях. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться при индивидуальном и групповом обучении сборке цепей с электрическими и электронными компонентами, а также в качестве игр для дошкольников.

Известны наборы для сборки электрических цепей с элементами в виде кубических блоков с одноименными соединительными узлами "выступ" и "углубление" на парных противоположных гранях. Соединение таких блоков напоминает стыковку половых плиток с боковыми выступами и углублениями и выкладываемых на плоскости в шахматном порядке. При использовании набора для построения разных схем ряд одних и тех же элементов попадает на разнопольные клетки плоскости, что приводит к увеличению вдвое таких элементов в наборе [1] Наиболее близким техническим решением является набор элементов для сборки электрических цепей в виде прямоугольного и кубических блоков с разноименными соединительными узлами "выступ" и "углубление" на противоположных гранях блоков [2] Данный набор содержит усилительные компоненты, электропроводные удлинители, встроенные в комбинаторные блоки и условно изображенные на их лицевой стороне электрические и пассивные электронные компоненты, связанные в стыкуемых блоках с электропроводными соединительными узлами на боковых гранях, причем часть этих блоков имеет на противоположных гранях соединительные узлы разноименного типа, например, "выступ" и "углубление". Усилительные компоненты, встроенные в усилительный блок, соединены неразъемно с другими встроенными в этот блок электронными компонентами и на каждой боковой грани усилительного блока расположено по паре электропроводных соединительных узлов. Комбинаторные блоки имеют по одному соединительному узлу на каждой боковой грани и по одному встроенному компоненту, например, резистору, конденсатору, элементу питания и электрическому соединителю типа "угол", "тройник", "крест". Размеры усилительного и любого из комбинаторных блоков соотносятся как 2:1. У ряда блоков набора на лицевой стороне установлены витые контактные пружины, подключенные к электропроводным соединительным узлам на боковых гранях блоков.

Недостатками данного набора являются: неразъемное соединение транзисторов между собой и с другими компонентами, встроенными в усилительный блок, делают невозможным соединение транзисторов порознь как с другими элементами набора, так и между собой, но в разных местах собираемой цепи; конструктивные отличия усилительного блока от комбинаторных в габаритах и в расположении соединительных узлов на боковых гранях ограничивают сборку цепей за счет соединительных узлов и вынуждают задействовать обходные пути - использовать контактные пружины на лицевых сторонах блоков и подключать к ним на встроенные в блоки схемные компоненты, проводниковые удлинители, а имеющийся в составе набора разветвитель цепи "тройник" практически не используется. В результате монтажная схема в большинстве случаев имеет недостаточное сходство с принципиальной, которая характеризуется наличием верха и низа, плюсовой и минусовой шинами или узлами питания, параллельным и перпендикулярным взаимным расположением соединительных линий и условных изображений ряда схемных компонентов; наличие на линейных панелях блоков изображений незадействованных при сборке схемных компонентов и неподключенных контактных пружин затрудняет ориентировку обучаемого в собираемой схеме, в результате чего вероятность ошибки при сборке возрастает; конструктивное выполнение блоков с лампочкой, акустической головкой, элементом питания при увеличении сходства монтажной схемы с принципиальной для встраивания этих блоков в собираемую цепь требует дополнительного числа элементов набора, а за счет усложнения конфигурации цепи затрудняет действия обучаемого при сборке цепи.

Отмеченные выше недостатки усложняют контроль сборки проверки собранной цепи. Из-за этого нельзя использовать известный набор для обучения детей младшего возраста. К числу других недостатков набора элементов следует отнести то, что надписи на лицевых сторонах блоков и на схемных компонентах, подключаемых к пружинам, затрудняют использование набора неумеющими читать детьми, а также слабовидящими и незрячими.

Задачей данного изобретения является создание такого набора элементов для сборки электрических цепей, который позволил бы упростить, ускорить сборку и проверку собранной цепи и тем самым сделать его доступным в качестве средств обучения для детей младшего возраста, например, пятилетних.

Эта задача достигается тем, что в наборе элементов для сборки электрических цепей, содержащем усилительные компоненты электропроводные удлинители, встроенные в комбинаторные блоки и условно изображенные на их лицевой стороне электрические и пассивные электронные компоненты, связанные в стыкуемых блоках с электропроводными соединительными узлами на боковых гранях, причем часть этих блоков имеет на противоположных гранях соединительные узлы разноименного типа, например, "выступ" и "углубление" усилительные компоненты встроены в комбинаторные блоки, идентичные стыкуемым комбинаторным блокам по габаритам и расположению электропроводных соединительных узлов на боковых гранях, при этом дополнительно введена группа нестыкумых комбинаторных блоков с возможностью их подключения к группе состыкованных между собой блоков посредством электропроводных удлинителей, снабженных наконечниками с соединительными узлами обоих типов. Предложенная конструкция блоков с усилительными компонентами позволяет не только их соединять с другими блоками набора, а в сочетании с использованием двухполюсных комбинаторных блоков в одной из двух позиций (за счет поворота на 180 градусов) и более широким применением известной конструкции блоков типа "тройник" становится возможным без неоправданного увеличения числа элементов из стыкуемых блоков набора собирать, сборки, на лицевой стороне которых образуются изображения схем с вышеупомянутыми признаками принципиальных, а некоторые точки схемы с помощью разветвителей цепей "тройник", "крест" и предложенной конструкции блоков с усилительными компонентами выводить на боковые стороны этой блочной сборки. Благодаря такому решению становится возможным комбинаторные блоки с лампочкой накаливания, акустической головкой, элементом питания и при необходимости другими, например, телеграфным ключом не встраивать стыковкой в собранную цепь, а подключать к точкам, выведенным на боковые стороны полученной стыковкой блочной сборки. Для этой цели вышеназванные блоки снабжены удлинителями с наконечниками с электропроводными соединительными узлами обоих типов.

Кроме того, действия обучаемого при сборке облегчены и за счет взаимного расположения комбинаторных блоков. Использование изображений схем в виде блочных сборок с окнами внутри и выступами по краям обеспечивает отход от монотонности схемы в обычном ее исполнении и дает возможность зрительный памяти "зацепиться" за эти различия. Важность таких соображений существенно возрастает при снижении возраста обучаемых либо, когда сборка ограничена временными рамками.

В предлагаемом наборе у ряда его элементов условное изображение встроенных компонентов может быть дополнительно нанесено на сторону, противоположную лицевой. Тогда за счет переворачивания комбинаторных блоков вверх дном изменяется ход следования соединительных узлов на противоположный, и эти блоки могут использоваться в одной из двух позиций ("выступ-углубление" и "углубление-выступ"), что сокращает число таких блоков в наборе.

В стыкуемых комбинаторных блоках типа "тройник" соединительные узлы на противоположных гранях могут быть выполнены однотипными. С учетом размещения на боковых гранях соединительных узлов противоположного типа сокращается число разновидностей элементов типа "тройник" до двух ("выступ углубление - выступ" и "углубление выступ углубление"). При этом упрощается набор элементов и облегчается сборка электрических цепей.

Изображение встроенных компонентов может быть выполнено рельефным. В предложенном наборе не используются невстроенные схемные компоненты, подключаемые к пружинам на лицевых панелях блоков, и вместо указания номиналов компонентов цифрами и буквами становится возможным использовать метки, например, из разного числа точек непосредственно на лицевой поверхности блока рядом с условным изображением встроенных компонентов. Рельефное выполнение условных изображений встроенных компонентов обеспечивает пользование набором слабовидящими и незрячими.

На фиг.1 показан набор элементов для сборки электрических цепей; на фиг. 2 стыкуемый комбинаторный блок; на фиг.3 нестыкуемый комбинаторный блок; на фиг. 4 электропроводный удлинитель, снабженный наконечниками с соединительными узлами типа "выступ" и "углубление"; на фиг.5 - электропроводный удлинитель со штекерами на обоих концах; на фиг.6 стыкуемый комбинаторный блок со встроенным усилительным компонентом; на фиг.7, 8, 9, 10 примеры электрических цепей, собираемых из элементов набора; на фиг.11 - часть электрической цепи 6 встроенной в блок с изображением паровоза.

Набор элементов для сборки электрических цепей, изображенный на фиг.1, содержит комбинаторные блоки 1-24. В блоки встроены компоненты, а их условное изображение выполнено на лицевой стороне блоков. Элементы набора 1-5 выполнены в нескольких экземплярах, а каждый из элементов 6-24 представлен в наборе в единичном экземпляре. Условное изображение встроенных компонентов может быть в виде окрашенных участков, а также в виде рельефного рисунка. Блоки 2, 3, 14, 15 условное изображение встроенных компонентов дополнительно имеют на стороне, противоположной лицевой. Электропроводные соединительные узлы на боковых гранях стыкуемых блоков и на наконечниках электропроводных удлинителей выполнены из электрически и механически соединяемых между собой частей, например, магнита и ферромагнитной пластинки, выступов и углублений типа "ласточкин хвост", из металлических кнопок типа одежных с выступами и углублениями и пружинами-защелками. При соединении сближенных между собой блоков обеспечивается их механическая стыковка и электрическое соединение друг с другом встроенных в блоки компонентов.

Конструкция стыкуемого комбинаторного блока 10 с встроенным компонентом поясняется фиг. 2. В центре боковых граней блока 10 установлены электропроводные соединительные узлы 25 из кнопок типа одежных. Кнопки закреплены на гранях блока проволочными скобами 26, продетыми через отверстия в кнопках и боковых гранях блока 10. С внутренней стороны блока 10 на скобы 26 надеты резиновые прокладки 27 и шайбы 28 из диэлектрика. Концы скоб 26 скручены так, чтобы шайбы 28 прижимали резиновые прокладки 27 изнутри к граням блока 10. К скрученным концам проволочных скоб 26 обоих узлов 25 припаян встроенный в блок компонент 29. В другом варианте компонент может быть припаян к проводнику, присоединенному сваркой к кнопке и продетому через отверстие в боковой грани внутрь блока 10. На лицевую часть блока 10 нанесено условное изображение 30 встроенного компонента 29. Сторона блока, противоположная лицевой, выполнена в виде съемной крышки 31. Другие стыкуемые блоки имеют такую же конструкцию, но могут различаться встроенными компонентами, их условным изображением и числом граней, задействованных для размещения на них соединительных узлов.

Конструкция нестыкуемого блока 22 с встроенным компонентом поясняется фиг.3. Встроенный в блок компонент миниатюрная лампочка накаливания 32, ввинченная в патрон 33. Лампочка накаливания 32 прикрыта колпачком 34 из светопроницаемого материала. Патрон 33 электрически соединен с гнездом 35 на боковой грани блока 22. На лицевую сторону блока 22 нанесено условное изображение 36 встроенного компонента. Сторона блока, противоположная лицевой, выполнена в виде съемной крышки 37. Другие нестыкуемые блоки набора имеют аналогичную конструкцию, но отличаются встроенными компонентами и их условным изображением на лицевой стороне блоков.

На фиг. 4 изображен электропроводный удлинитель, который оканчивается с одной стороны штекером 38, с другой наконечниками 39 и 40, на каждом из которых с противоположных сторон установлены электропроводные соединительные узлы "выступ" и "углубление", образующие пары 41, 42 и 43, 44. В каждой паре узлы электрически соединены между собой. В свою очередь, каждая из пар узлов 41, 42 и 43, 44 с помощью проводников 45 и 46, снаружи имеющих изоляцию, подключена к контактам соответственно 47 и 48, электрически изолированными один от другого. В данном наборе имеется несколько таких удлинителей. Экземпляр удлинителя, подключаемого к блоку 21 с встроенным в него источником питания, выполнен с проводниками 45 и 46 разной длины для уменьшения вероятности случайного закорачивания полюсов источника питания кроме того, равная длина проводников 45 и 46 позволяет незрячим различать плюсовой и минусовой наконечники наощупь. Эти наконечники и изоляция проводников 45 и 46 окрашены в разные цвета, что является удобным для детей еще не умеющих читать.

Электропроводный удлинитель, изображенный на фиг.5, оканчивается штекерами 49 и 50 с им соответствующими контактами 51, 52 и 53, 54. Контакты на разных штекерах соединяются проводниками 54 и 55 между собой: 51 с 53 и 52 с 54.

Стыкуемые комбинаторные блоки 1-7, изображенные на фиг.1, содержат встроенные в них отрезки проводников, соединяющих электропроводные узлы на боковых гранях в соответствии с условным изображением соединения на лицевой стороне блока. В блоки 1 и 2 встроены проводники, которые соединяют узлы "углубление" и "выступ", а в блоке 3 соединяемые узлы оба типа "углубление". В блоках типа "тройник" 4 и 5 узлы одноименного типа на противоположных гранях соединены с узлом другого типа на грани, смежной с вышеупомянутыми. В блок 6 встроены проводники, соединяющие образующие пары узлы разноименного типа на противоположных гранях и не соединяющие эти пары между собой. В блок 7 встроены проводники, электрически соединяющие между собой узлы на боковых гранях блока 7. Комбинаторные блоки 8-11 содержат встроенные стандартные резисторы соответственно: 1 кОм, 10 кОм, 47 кОм, переменный резистор 47 кОм с ручкой регулировки 56 на лицевой панели блока 11. Комбинаторные блоки 12, 13 содержат встроенные стандартные электролитический конденсатор 50 мкФ и конденсатор 0,047 мкФ соответственно. В блоке 12 "плюс" электролитического конденсатора соединен с узлом "выступ", а минусовой вывод с узлом "углубление".

Блок 14(15) со встроенным в него усилительным компонентом приведен на фиг. 6. Усилительный компонент 57 транзистор подключен к электропроводным узлам на боковых гранях блока: эмиттер 58 к узлу типа "выступ", база 61 к узлу 62 типа "углубление". В блок 14 встроен транзистор прямой проводимости типа МП25, а в блок 15 обратной проводимости КТ312Б. На лицевую сторону блока 14 нанесено условное изображение 63 встроенного компонента 57. Сторона блока, противоположная лицевой, выполнена в виде съемной крышки 64.

Изображенный на фиг. 1 блок 16 в качестве встроенного компонента имеет элемент солнечной батареи 65. Лицевая сторона блока 16 имеет прямоугольный вырез, являющийся окном для света, падающего на компонент 65, плюсовой вывод которого подключен к узлу типа "углубление", а минусовой подключен к узлу "выступ", а минусовой подключен к узлу "выступ" на боковых гранях блока 16. В блок 17 встроен светодиод типа АЛ307А так, что его верхняя часть 66 выступает над лицевой стороной блока 17. Анод и катод светодиода подключены к узлам на боковых гранях блока 17 соответственно к "углублению" и к "выступу". В блок 18 встроен выходной трансформатор типа ТОТ2. Первичная обмотка и вывод ее средней точки подключены к узлам на боковых гранях блока 18, а выводы вторичной обмотки трансформатора к гнезду 67 на лицевой части блока 18 для подключения электропроводного удлинителя, изображенного на фиг. 5. Блок 19 содержит встроенный выключатель с возвратом типа кнопочного КМ1-1, кнопка 68 которого выступает над лицевой поверхностью блока. В нестыкуемые блоки 20, 21 встроены соответственно акустический элемент динамическая головка 0,5ГД14 с сопротивлением звуковой катушки 8 Ом и источник питания батарея "Крона".

Элементы набора 23 и 24 являются примерами блоков, у которых встроенные в них усилительные компоненты соединены с другими схемными компонентами внутри самого блока, за счет чего образуется встроенная в такой блок часть электрической цепи (см. фиг.11). Последняя дособирается до полной электрической цепи с использованием элементов набора. Такие комбинированные электрические цепи повышают занимательность обучения, так как способны воспроизводить голоса животных и птиц, могут строиться на основе микросхем с записями мелодий и других звуков.

В настоящее время автором разработаны несколько десятков вариантов электрических цепей, собираемых с помощью элементов набора. В качестве примера на фиг.7. 8, 9, 10 приведены четыре схемы цепей. Каждая из этих электрических схем изображена на плоскости в виде соединения отдельных квадратов, отображающих лицевые стороны, используемых в сборке комбинаторных блоков. Поверхности квадратов могут окрашиваться в определенный цвет, а имеющиеся на них изображения встроенных компонентов в другой. Проводники 45 и 46 (см. фиг. 4), соответствующие плюсовому и минусовому наконечникам электропроводного удлинителя, на схеме могут быть показаны цветными линиями, окраска которых соответствует окраске изоляции проводников 45 и 46. Схемы электрических цепей могут быть выполнены в виде рельефных изображений, а проводники 45 и 46 в виде рельефных линий, например, из последовательности точек и непрерывной линии.

Электрическая цепь, изображенная на фиг.7 индикатора влажности со световой индикацией. Сборку устройства осуществляют путем соединения стыкуемых блоков в два кольца. Последовательно в цепочку состыковывают блоки 14, 4, 1, 2, 12, 4, 15, 2 и блок 2 пристыковывают блоки 3, 4, 9, 4 и блок 4 пристыковывают к блоку 15 образуют второе кольцо. Блок 10 пристыковывают к блоку 4 в левом нижнем углу собираемой цепи. Образованная таким образом сборка из группы состыкованных между собой блоков на лицевой стороне имеет изображение собираемой принципиальной схемы, а ее точки 69, 70, 71, 72 - электропроводные соединительные узлы расположены на боковых сторонах сборки.

Штекеры электропроводных удлинителей соединяют с гнездами блоков 21, 22. Подключают к сборке блок 22: один наконечник удлинителя соединяют с узлом 69, другой с узлом 71. Подключают к сборке блок 21: полюсовой наконечник соединяют с узлом 70, а минусовой наконечник удлинителя с узлом 71 через пристыкованный к нему наконечник удлинителя блока 22. Подключают к сборке третий удлинитель: один его наконечник к узлу 72, другой наконечник удлинителя к узлу 70 через пристыкованный к нему плюсовой наконечник блока 21. Электропроводные контакты штекера 73 помещают во влажную среду или погружают в воду из водопроводного крана лампочка накаливания блока 22 периодическими вспышками индицирует наличие влаги.

На фиг.8 изображена схема устройства, которое издает звуки сирены, устанавливаемой на машинах милиции и скорой помощи. Сборку устройства осуществляют путем соединения стыкуемых блоков в четыре кольца. Последовательно состыковывают блоки 14, 4, 13, 13, 2, 1, 4, 15, 2, и блок 2 пристыковывают к блоку 14 образуют первое кольцо. К соединенным между собой блокам 15, 4, начиная с блока 4, последовательно пристыковывают блоки 2, 5, 11, 7 и блок 7 пристыковывают к блоку 15 образуют второе кольцо. К состыкованным между собой блокам 7, 11, 5, начиная с блока 5, последовательно пристыковывают блоки 10, 2, 1, 4, 12 и блок 12 пристыковывают к блоку 7 - образуют третье кольцо. К состыкованным между собой блокам 14, 2, 15, 7, 12, 4, начиная с блока 4, последовательно пристыковывают блоки 1, 2, 9, 19, 4, 3 и блок 3 пристыковывают к блоку 14 образуют четвертое кольцо. Образованная из состыкованных блоков сборка имеет в виде отсутствующих блоков окна, на лицевой стороне изображение собираемой принципиальной схемы, а ее точки 74, 75, 76 выведены на боковые стороны сборки в виде электропроводных соединительных узлов. Штекеры электропроводных удлинителей соединяют с соответствующими гнездами блоков 20, 21. Подключают к сборке блок 21: плюсовой наконечник соединяют с узлом 65, а минусовой с узлом 76. Подключают к сборке блок 20: один наконечник удлинителя к узлу 74, другой к узлу 76 через подключенный минусовой наконечник удлинителя блока 21. Периодически нажимая и отпуская кнопку 68 блока 19, получают звуки сирены. Ручкой регулировки 56 изменяют периодичность звучания.

На фиг.9 изображена схема устройства, у которого изменение освещенности элемента солнечной батареи вызывает соответствующее изменение высоты тона звукового сигнала, издаваемого устройством. Сборку осуществляют, объединяя стыкуемые блоки в два кольца. Последовательно состыковывают в цепочку блоки 14, 18, 2, 8, 2, 13, 5, 1 и блок 1 пристыковывают к блоку 14 образуют первое кольцо. К соединенным между собой блокам 14, 1, 5, начиная с блока 5, последовательно пристыковывают блоки 2, 16, 4 и блок 4 пристыковывают к блоку 14 образуют второе кольцо. Полученная таким образом из состыкованных блоков сборка имеет в виде отсутствующего блока окно, а на лицевой стороне - изображение собираемой принципиальной схемы, точки которой 77, 78 выведены на боковые стороны сборки в виде электропроводных соединительных узлов. Блоки 20, 21 соединяют с электропроводными удлинителями, вставляя штекеры удлинителей в соответствующие гнезда блоков. Подключают к сборке блок 20 свободный конец удлинителя, изображенного на фиг.5, подключают к гнезду 67 блока 18. Подключают к сборке блок 21: плюсовой наконечник удлинителя соединяют с узлом 78, а минусовой с узлом 77. Прикрывают рукой элемент солнечной батареи. Постепенно открывая, а затем постепенно закрывая рукой элемент солнечной батареи, демонстрируют, например, реакцию устройства на восход и заход солнца, добиваясь появления звука, изменения высоты тона при изменении освещенности и пропадания звучания.

Для сборки электрической цепи, изображенной на фиг.9 незрячими элементы набора предварительно группируют в столбцы или ряды по сходным признакам: соединители типа "линия", "угол", "тройник", "резисторы" и так далее. Обучаемые ощупыванием рельефной схемы, рельефных рисунков изображений встроенных компонентов, выступающих частей компонентов на лицевой поверхности блоков, соединительных узлов на боковых гранях выбирают нужный комбинаторный блок. Электрическая цепь, изображенная на фиг.9, собирается путем выполнения незрячими достаточно однообразных действий последовательной стыковки блоков в два кольца и образования сборки с окном. Окно для незрячих является дополнительным ориентиром в собираемой цепи. Наощупь находят электропроводный удлинитель, изображенный на фиг.5 и оканчивающийся двумя штекерами. Один из штекеров удлинителя соединяют с гнездом блока 20. На лицевой части сборки наощупь находят гнездо 67 и в него вставляют второй штекер удлинителя, соединительного с блоком 20. Наощупь находят электропроводный удлинитель со штекером, наконечниками и проводниками разной длины и подключают со стороны штекера к гнезду блока 21. Различая плюсовой и минусовой наконечники по разной длине проводников, подключают плюсовой наконечник к нижнему узлу 78 на боковой стороне сборки, а минусовой к верхнему 77. Постепенно открывая, а затем постепенно закрывая рукой элемент солнечной батареи блока 16, демонстрируют работу устройства.

На фиг. 11 в качестве примера изображена часть электрической цепи с усилительными компонентами, встраиваемая в блоки набора, подобные блокам 23 и 24, которая дособирается до полной цепи с использованием других блоков набора. Изображенная на фиг.11 часть электрической цепи конкретно встраивается в блок 23 и представляет собой мультивибратор на транзисторах 79, 80 типа КТ315, резисторы 81, 82, 83 имеют номиналы: резистор 81 2,2 кОм, 82, 83 100 кОм. Конденсаторы 84 и 85 100 мкФ и 1 мкФ соответственно. Коллекторный нагрузкой транзистора 80 является светодиод 86 типа АЛ307А. Последний встроен в блок 23 так, что светодиод 86 незначительно выступает над лицевой частью блока и, будучи совмещенным с изображением паровоза, является его фарой. Коллектор транзистора 80 через последовательно соединенные резистор 87 и диод 88 подключен к базе транзистора 89, коллекторной нагрузкой которого является резистор 90. Резисторы 87 и 90 имеют номиналы 10 кОм и 2,2 кОма соответственно. Диод 88 типа Д9Б. Точки 92, 93, 94, 95 этой части цепи подключены к узлам на боковых гранях блока 23 и соединяются с другими элементами полной цепи, как это изображено на фиг.10. Величина резистора 91 находится в пределах 2-10 кОм и окончательно выбирается при настройке имитатора.

На фиг.10 приведена схема электрической цепи имитатора звуков движущегося паровоза с стуком колес на стыках рельс, паровозным гудком и вспышкой света фары. Сборку имитатора осуществляют с использованием блока 23 с изображением паровоза, объединяя стыкуемые блоки в 2 кольца. Из блоков 14, 5, 2, 18, 1, 2, 1, 5, 23, 9 образуют первое кольцо. К соединенным между собой блокам 14, 5 пристыковывают блоки 13, 2, 23, 4, 1, 3, блок 3 пристыковывают к блоку 14 образуют второе кольцо. Полученная сборка в левом нижнем углу имеет выемку в виде отсутствия на ее месте блока, а на лицевой стороне сборки изображение паровоза и собираемой схемы, точки которой 96, 97 выведены на боковые стороны сборки в виде электропроводных соединительных узлов. Соединяют электропроводные удлинители, изображенные на фиг.4 и фиг.5, с блоками 21 и 20 соответственно, вставляя штекеры удлинителей в гнезда блоков. Подключают к сборке блок 20 второй штекер удлинителя, изображенного на фиг.5, вставляют в гнездо 67 блока 18. К сборке из состыкованных между собой блоков подключают с помощью электропроводного удлинителя блок 21. Плюсовой наконечник удлинителя соединяют с узлом 96 на боковой стороне сборки, минусовой наконечник с узлом 97 и завершают сборку данной электрической цепи.

Формула изобретения

1. Набор элементов для сборки электрических цепей, содержащий усилительные компоненты, электропроводные удлинители, встроенные в комбинаторные блоки и условно изображенные на их лицевой стороне электрические и пассивные электронные компоненты, связанные в стыкуемых блоках с электропроводными соединительными узлами на боковых гранях, причем часть этих блоков имеет на противоположных гранях соединительные узлы разноименного типа, например "выступ" и "углубление", отличающийся тем, что усилительные компоненты встроены в комбинаторные блоки, идентичные стыкуемым комбинаторным блокам по габаритам и расположению электропроводных соединительных узлов на боковых гранях, при этом дополнительно введена группа нестыкуемых комбинаторных блоков с возможностью их подключения к группе состыкованных между собой блоков посредством электропроводных удлинителей, снабженных наконечниками с соединительными узлами обоих типов.

2. Набор по п.1, отличающийся тем, что у ряда элементов условное изображение нанесено на сторону, противоположную лицевой.

3. Набор по п.1, отличающийся тем, что в стыкуемых комбинаторных блоках типа "тройник" соединительные узлы на противоположных гранях выполнены однотипными.

4. Набор по п.1, отличающийся тем, что изображение встроенных компонентов выполнено рельефным.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам по физике, предназначенным для проведения лабораторных работ, и может быть использовано в вузах и средних школах в ходе изучения явления электролиза в курсе электричества

Изобретение относится к наглядным пособиям и моделям в магнетизме

Изобретение относится к приборам для обучения и может быть использовано в учебном процессе для изучения свойств линейных антенн

Изобретение относится к приборам для обучения и может быть использовано в учебном процессе для изучения антенн с плоским раскрывом

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для закрепления практических навыков работы с электрическими схемами

Изобретение относится к системам для получения специальных эффектов на сценах

Изобретение относится к области занимательных детских игр, в частности к игрушкам конструкционного типа

Изобретение относится к учебным игрушкам и позволяет повысить занимательность и развить пространственное воображение

Игрушка // 1450834
Изобретение относится к обучающим игрушкам и позволяет расширить дидактические возможности
Наверх