Механизм точного прямолинейного движения точки
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: механизм содержит основное и дополнительное центральные колеса, водило, сателлит, дополнительные колеса, предназначенные для соединения с водилом и для связи его с дополнительным центральным колесом. Сателлит выполнен диаметром большим, чем радиус центрального колеса. Сателлит установлен на водиле с возможность вращения со скоростью, равной противоположно направленной скорости водила и отличной от скорости дополнительного центрального колеса. Точки сателлита, отстоящие от его оси на величину эксцентриситета водила, имеют возможность совершать точное прямолинейное перемещение. 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки.
Известен механизм точного прямолинейного движения точки [1] недостатком которого является то, что для обеспечения точного прямолинейного движения ползуна необходимо дополнительное направляющее звено, вызывающее реакцию между ползуном и направляющим звеном. Наиболее близким по сути является планетарный механизм, содержащий неподвижное центральное колесо, водило и сателлит [2] недостатком которого является ограниченное его использование в силовых машинах из-за жесткой связи между диаметром сателлита и радиусом водила, применение высокопрочных материалов, а в зубчатых передачах коррегирование колес при малых эксцентриситетах водила. Цель изобретения расширение возможности использования механизма в различных машинах. Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве увеличен размер сателлита без изменения эксцентриситета водила (радиус Е./, а неподвижное центральное колесо делается подвижным и дополняется жестко связанным с ним дополнительным центральным колесом, которое через дополнительное колесо, жестко связанное с водилом, и объединяющее их еще одно дополнительное колесо с собственной опорой, обеспечивает такой же баланс скоростей, как в планетарном механизме, при этом точке контакта сателлита с основным центральным колесом сообщается скорость вращения противоположного направления скорости вращения водила и имеющая величину











VC= VCO=



или
VC=





На фиг.3 показаны несколько положений мгновенного центра скоростей т. О и точек A, B, C. Следовательно, точка A может двигаться точно прямолинейно со скоростью VA как при неподвижном центральном колесе, так и при подвижном, когда сателлит имеет диаметр больше радиуса колеса 1. На фиг.1 в изометрии изображен предлагаемый механизм, состоящий из блока центральных подвижных колес 1-1', где 1 основное центральное колесо, а 1' -дополнительное центральное колесо, а также из водила 2 в блоке с дополнительным колесом 4, сателлита 3 и дополнительного колеса 5 с опорой для соединения кинематической связью колес 5 и 1'. Механизм работает следующим образом: при вращении водила 2 через ось с эксцентриситетом E приводится в движение сателлит 3, а через дополнительное колесо 4, связанное жестко с водилом, дополнительное колесо 5 и дополнительное колесо 1' задается угловая скорость бока центральных колес 1-1'. При этом окружная скорость в зацеплении будет направлена противоположно окружной скорости оси сателлита, соединенного с водилом, что обеспечивает для сателлита такую картину линейных скоростей его точек, в которой имеется мгновенный центр скоростей, а точки, отстояние от оси сателлита на эксцентриситет E, движущиеся точно прямолинейно. На фиг. 1 приведен план скоростей точек на звеньях механизма, где Vв скорость оси вращения сателлита, положение которой определяется эксцентриситетом E. Точка O это мгновенный центр скоростей всех точек на сателлите 3. VA скорость точки A, совершающей точно прямолинейное движение. VC скорость точки C, направленная в обратную сторону для создания мгновенного центра скоростей 0. VD скорость контакта колес 4 и 5, Vк скорость контакта колес 1' и 5. Предлагаемое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью. Возможности применения механизма расширяется наличием двух валов 2 и 4, имеющих разные скорости вращения, каждый из которых может быть приводным валом. При этом можно использовать следующую расчетную формулу:


Из формул видно, что подбором радиусов звеньев можно получить различную частоту вращения вала 5 по сравнению с частотой вращения водила 2.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3