Композиция неэтилированного бензина

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов. Сущность изобретения: получение композиции неэтилированного бензина, включающей, мас. %: фракция бутан-пентановая 1-15; фракция C6-C7 производства этилбензола и/или фракция C9 пироконденсата, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135-145oC, и/или фракция C10 производства этилбензола 1-25; метилтретбутиловый эфир и/или диизопропиловый эфир 1-20; прямогонный бензин и/или бензин каталитического крекинга, и/или фракция изогексанов из широкой фракции легких углеводородов до 100, при этом получают бензины, характеризующиеся высокими октановыми числами и хорошей совместимостью с двигателями, что позволяет их использовать в зимнее и летнее время года. 1 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов.

Известна композиция неэтилированного бензина, обеспечивающая быстрый запуск двигателя внутреннего сгорания при низких температурах [1], содержит, мас.%: Алкан C4-8 (н-бутан) - 15-30 Алкан C7-8 (н-гептан) - 10-25 Алкан C9-11 (н-нонан) - 1-8 Алкен C4-6 (1-бутен) - 0-25 Алкен C7-8 (4,4-диметил-1-пентен) - 0-7 Алкен C9-11 (1-нонен) - 0-5 Ароматические углеводороды C6-7 (бензол, толуол) - 3-8 Ароматические углеводороды C8-12 (ксилол) - 15-40, причем должны выдерживаться следующие условия:
35А+Г45, 15Б+Д+Ж30, 35В+Е+З45, содержание алкенов до 25 мас.%, ароматические углеводороды 50 мас.%. Композиция готовится из отдельных компонентов, которые нужно специально получать, а значит загрязнять окружающую среду, кроме того, ее нельзя использовать в качестве летнего топлива. Высокое содержание бутана влечет за собой высокую упругость паров, что является причиной образования паровых пробок в топливной системе, кроме того, по современным требованиям на бензиновые композиции содержание ароматических углеводородов не должно превышать 25%.

Наиболее близкой является композиция неэтилированного бензина [2], содержащая, мас.%:
Бутан-пентановой фракции - 1,0-15,0
Метилтретбутилового эфира - 1,0-10,0
Фракции C7-C8 алкенов производства тримеров пропилена - 5,0-25,0
Фракции C6-C7 производства этилбензола и/или фракции C9 пироконденсата - 2,0-25,0
Фракции C6-C9 газофракционирующей установки и/или производства изопентана - До 100.

Существенными недостатками предлагаемой композиции являются использование относительно узкой сырьевой базы для ее получения и, в том числе, ограниченность ресурсов фракции C7-C8 алкенов производства тримеров пропилена.

Сущностью изобретения является получение композиции неэтилированного бензина с использованием широких углеводородных фракций, характеризующейся высоким октановым числом и высокой химической стабильностью, включающей бутан-пентановую фракцию, C6-C7 фракцию производства этилбензола и/или C9 фракцию пироконденсата и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135-145oC и/или C10 фракцию производства этилбензола, метилтретбутиловый эфир и/или диизопропиловый эфир, прямогонный бензин и/или бензин каталитического крекинга и/или фракцию изогексанов из ШФЛУ, взятых в определенном соотношении.

В качестве основных компонентов неэтилированного бензина предлагается использовать отходы производств, не находящие квалифицированного применения:
C6-C7 и C10 фракции производства этилбензола, например, получаемого алкилированием бензола этиленом в присутствии хлористого алюминия и т.д.;
C9 фракция пироконденсата.

Высокая химическая стабильность предлагаемой композиции достигается отсутствием или незначительным количеством в используемых фракциях непредельных углеводородов.

Отличительными признаками изобретения является новый состав композиции неэтилированного бензина, в котором составные части композиции взяты в следующем соотношении, мас.%:
Фракция бутан-пентановая - 1-15
Фракция C6-C7 производства этилбензола и/или фракция C9 пироконденсата, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135-145oC, и/или фракция C10 производства этилбензола - 1-25
Метилтретбутиловый эфир и/или диизопропиловый эфир - 1-20
Прямогонный бензин и/или бензин каталитического крекинга и/или фракция изогексанов из ШФЛУ - До 100
Использование указанных признаков дает возможность улучшить качество бензина за счет его химической стабильности, увеличить сырьевые ресурсы для получения автомобильного топлива путем использования высокооктановых компонентов, уменьшить загрязнение окружающей среды за счет утилизации при приготовлении бензина отходов и побочных продуктов действующих производств.

При сопоставлении существенных признаков изобретения с таковыми прототипа выявлено, что они являются новыми и не описаны в прототипе, можно сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна".

Введение новых отличительных признаков в сочетании с достигаемым эффектом (высокие октановые числа и возможность использования получаемых композиций в качестве зимних и летних топлив, как видно из данных таблицы), которые не описаны ни в одном аналогичном способе, указывает на "изобретательский уровень" изобретения.

Изобретение соответствует критерию "промышленная применимость", так как подтверждается следующей совокупностью условий:
изобретение предназначено для использования в промышленности;
для изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке средств и методов.

Для экспериментальной проверки предлагаемого состава композиции было подготовлено 19 смесей компонентов (таблица). В таблице представлены не только составы предлагаемых композиций, но и результаты их испытаний: это моторные октановые числа, упругость паров по Рейду, а также коэффициент распределения детонационной стойкости (КРДС).

Пример 1. В емкость с перемешивающим устройством загружается 66 кг бензина каталитического крекинга, туда же добавляется 25 кг смеси ксилолов с температурой кипения 135-145oC (выделенных, например, из продуктов реформинга прямогонного бензина и т.д.), 8 кг диизопропилового эфира. Смесь тщательно перемешивается и в нее через нижнюю часть емкости передавливается 1 кг бутан-пентановой фракции. Соотношения исходных компонентов, а также результаты приведены в таблице.

Примеры 2-19. Выполнялись аналогично описанному в примере 1. Данные по составам и их экспериментальной проверки приведены в таблице.

Из таблицы следует, что композиции предлагаемых составов обладают высокими октановыми числами и такой упругостью паров, которая позволяет использовать их в качестве летних и зимних топлив.


Формула изобретения

Композиция неэтилированного бензина, включающая бутан-пентановую фракцию, фракцию С6 С7 производства этилбензола и/или фракцию С9 пироконденсата и метилтрет-бутиловый эфир, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит фракцию С10 производства этилбензола, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135 145oС, фракцию изогексанов из широкой фракции легких углеводородов, и/или прямогонный бензин, и/или бензин каталитического крекинга, диизопропиловый эфир при следующем соотношении компонентов, мас.

Фракция бутан-пентановая 1 15
Фракция С6 С7 производства этилбензола и/или фракция С9 пироконденсата, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135 - 145oС, и/или фракция С10 производства этилбензола 1 25
Метилтрет-бутиловый и/или диизопропиловый эфир 1 20
Прямогонный бензин, и/или бензин каталитического крекинга, и/или фракция изогексанов из широкой фракции легких углеводородов До 100м

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к процессам получения высокооктановых жидких топлив за счет использования добавок

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к присадкам для получения зимнего дизельного топлива

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности

Изобретение относится к производству бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к новым химическим соединениям, относящимся к замещенным амидам бензойной кислоты, которые можно использовать как модификаторы кристаллов твердого парафина (парафинового воска) в топливах, особенно в дистиллятных топливах, к применению этих соединений в качестве присадок к дистиллятным топливам, в частности в сочетании с другими присадками, и к топливам и концентратам, содержащим присадки, необязательно в сочетаниях с другими присадками

Изобретение относится к нефтяным композициям, содержащим депрессорную присадку, снижающую температуру застывания нефти

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтехимии, в частности, к присадкам на основе сополимеров этилена с винилацетатом, снижающим температуру застывания парафинистых и высокопарафинистых нефтей и нефтепродуктов

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского речного и рыбопромыслового флота

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота с среднеоборотными и малооборотными дизельными двигателями

Изобретение относится к способам приготовления экологически чистых дизельных топлив в полевых условиях в автомобильных цистернах на автозаправочных станциях

Изобретение относится к топливным композициям
Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения моторных топлив, предназначенному для использования непосредственно на местах добычи сырья

Изобретение относится к жидким нефтяным топливным композициям на основе бензинов, полученных при каталитическом риформинге нефтяного сырья, применяемых в автомобильной технике

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтехимии, конкретнее к получению высокоароматизированных фракций, пригодных в качестве основы моторных топлив, с высоким октановым числом

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива
Наверх