Железнодорожное транспортное средство

 

Использование: в транспорте для перевозки специальных грузов, преимущественно изделий ракетно-космической техники. Сущность изобретения: железнодорожное транспортное средство, содержащее установленные на ходовые части кузов, выполненный из двух отдельных, перекрывающих друг друга секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных посредством разъемных соединений платформой между собой и с торцевыми элементами, выполненными в минимально допустимом габарите перевозки и смонтированными на платформе с возможностью перемещения вдоль последней с образованием секциями, торцевыми элементами и платформой герметизирующего контура. Торцевые поверхности обеих секций кузова расположены в общих плоскостях, а все упомянутые разъемные соединения выполнены с герметизирующим уплотнением, при этом платформа выполнена с имеющим замкнутый контур ленточным фланцем, снабженным упомянутым уплотнением, взаимодействующим с опорными поверхностями секций кузова и торцевых элементов. 4 ил.

Изобретение относится к транспорту и касается конструкции грузовых железнодорожных транспортных средств для перевозки специальных грузов, преимущественно изделий ракетно-космической техники (РКТ).

Относительно большие габариты изделий РКТ обуславливают необходимость создания кузова грузового вагона с максимально возможным погрузочным объемом, а разнообразие типоразмеров изделий РКТ обуславливает необходимость создания грузового вагона с переменной поперечной негабаритностью в условиях ограничений, накладываемых нормами МПС. При этом перегон незагруженных (порожних) грузовых вагонов желательно осуществлять в минимально допустимом габарите перевозки I - Т из-за относительно высокой стоимости транспортировки негабаритных грузов. Кроме того, одним из основных требований к транспортным средствам для перевозки изделий РКТ является обеспечение герметичности кузова с целью возможности создания внутри него микроклимата, а также выполнение требования по промышленной гигиене.

Известно множество транспортных средств, предназначенных для перевозки изделий РКТ (Конофеев Н.Т. Транспортировка ракет. М.: Воениздат, 1976, с. 14-23).

Известны универсальные транспортные средства, приспособленные для перевозки изделий различных габаритов.

Известен раздвижной железнодорожный вагон по патенту США, 4825778, кл. B 61 D 3/00, 1987. Вагон содержит продолговатую раму, опирающуюся на ходовые колеса. Рама имеет противолежащие концевые секции, связанные между собой с возможностью регулирования их взаимного положения в продольном направлении для изменения длины рамы и установки контейнеров разной длины.

Известный раздвижной вагон имеет габаритность, определяемую поперечным габаритом устанавливаемых контейнеров и не предполагает возможности ее регулирования.

Известен кузов железнодорожного вагона регулируемой ширины по заявке ЕПВ 0427140, кл. B 61 D 17/08, 1991. Кузов содержит на уровне крыши два лонжерона, соединенные траверсами, и на уровне пола - два других лонжерона, соединенные между собой в средней части вагона посредством панелей. Лонжероны крыши соединены с лонжеронами пола посредством стоек.

Недостатком известного транспортного средства является то, что оно не предусматривает обеспечение герметичности вагона. Кроме того, конструкция вагона предполагает возможность изменения поперечного габарита только средней части вагона.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является железнодорожное транспортное средство по авт. св. СССР N 1193045, кл. B 61 D 3/02, 1985. Указанное транспортное средство содержит установленный на ходовые части кузов, выполненный из отдельных секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой разъемными соединениями. Известное устройство обеспечивает возможность увеличения погрузочного пространства при переходе с одного габарита на другой и позволяет использовать транспортное средство в различных габаритах подвижного состава. Например, при переходе на больший габарит подвижного состава секции кузова посредством грузоподъемных приспособлений раздвигаются и фиксируются в определенном положении при помощи разъемных соединений, которые сориентированы на установку секций в указанных габаритах.

Недостатком известного транспортного средства является то, что оно не предполагает обеспечение герметичности кузова.

Предлагаемое изобретение решает задачу создания герметичного транспортного средства с кузовом переменной поперечной габаритности.

Эта задача решается благодаря тому, что железнодорожное транспортное средство, содержащее установленный на ходовые части кузов, выполненный из двух отдельных секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой посредством разъемных соединений, причем одна из секций кузова перекрывает другую, согласно изобретению снабжено выполненными в минимально допустимом габарите перевозки торцевыми элементами, которые смонтированы на платформе с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с соответствующими торцевыми поверхностями секций кузова с образованием с последними и платформой герметизирующего контура и связаны с секциями кузова посредством разъемных соединений. При этом торцевые поверхности обеих секций кузова расположены в общих плоскостях. Все упомянутые разъемные соединения выполнены с герметизирующим уплотнением. Платформа выполнена с имеющим замкнутый контур ленточным фланцем, снабженным упомянутым уплотнением, взаимодействующим с опорными поверхностями секций кузова и торцевых элементов.

Технический результат использования изобретения состоит в создании железнодорожного транспортного средства с герметичным кузовом переменной поперечной габаритности, обеспечивающего возможность перевозки как габаритных, так и негабаритных специальных грузов в заданных условиях температурно-влажностного режима и чистоты воздуха внутри кузова.

На фиг. 1 схематически показан общий вид железнодорожного транспортного средства; на фиг.2 - поперечный разрез кузова железнодорожного транспортного средства в положении секций кузова, соответствующем минимально допустимому габариту перевозки, разрез А-А на фиг.1 (штрих-пунктиром показаны секции кузова в положении максимальной негабаритности); на фиг.3 - уплотнение вертикального разъема между секциями кузова и торцевым элементом, разрез Б-Б на фиг. 1 (штрих-пунктиром показаны секции кузова в положении максимальной негабаритности); на фиг.4 - устройство узла крепления секций кузова к платформе.

В варианте исполнения изобретение выполнено в виде железнодорожного грузового вагона переменной габаритности (далее по тексту - вагон). Вагон содержит платформу 1, установленную на ходовые части 2, разъемный из двух секций 3 и 4 кузов 5. В кузове 5 размещается перевозимое изделие 6. Секции кузова 3 и 4 установлены на платформе 1 и связаны с платформой и между собой посредством разъемных соединений, снабженных герметизирующими уплотнениями 7, 8, выполненными из упругого материала, например резины. При этом секция 3 сверху частично перекрывает секцию 4. Торцевые поверхности обеих секций кузова расположены в общих плоскостях и снабжены аналогичными упомянутым уплотнениям герметизирующими уплотнениями 9, 10.

Уплотнение горизонтального разъема платформы и секций кузова размещено на платформе и выполнено в виде имеющего замкнутый контур ленточного фланца 11, снабженного герметизирующим уплотнением 7, взаимодействующего с опорными поверхностями "а" секций кузова 3, 4.

Секции кузова 3, 4 крепятся на платформе с помощью разъемного, например, болтового соединения 12. Для этого на секциях кузова имеются глухие резьбовые отверстия "в". Опорные поверхности "а" секций кузова снабжены несколькими рядами таких отверстий, расположение которых соответствует различным рабочим положениям секций кузова.

Другие разъемные соединения имеют аналогичную конструкцию.

Уплотнение горизонтального разъема секций кузова размещено на перекрывающей секции 3. При этом перекрываемая секция 4 снабжена несколькими рядами резьбовых отверстий "в". Расположение рядов отверстий соответствует различным рабочим положениям секций кузова.

Платформа 1 через ходовые части 2 установлена на рельсовом пути 13, а ее консоли снабжены отсеками 14 и 15 с рабочей аппаратурой. В отсеках 14 и 15 могут перевозиться и составные части перевозимого изделия 6.

Отсеки 14, 15 имеют торцевые элементы 16, 17. Последние выполнены в минимально допустимом габарите перевозки I-Т и смонтированы с возможностью ограниченного перемещения вдоль платформы 1. В варианте исполнения изобретения каждый торцевой элемент выполнен в виде конструкции, перемещающейся на роликах, установленных внутри соответствующего отсека 14, 15 (на чертеже не показано).

Торцевые элементы 16, 17 взаимодействуют с уплотнениями 9, 10 и 7, размещенными соответственно на торцевых поверхностях секций кузова 3, 4 и на ленточном фланце 11. Секции кузова 3, 4 к каждому торцевому элементу крепятся с помощью болтового соединения. Для этого на торцевом элементе имеются расположенные в несколько рядов глухие резьбовые отверстия "в". Расположения рядов отверстий соответствует различным рабочим положениям секций кузова.

При раздвижении секций кузова для размещения в вагоне негабаритного изделия в торце кузова 5 образуется проем, который может быть всегда перекрыт торцевым элементом, выполненным в габарите I-T. Через этот проем, окруженный герметизирующим контуром, кузов вагона может быть сообщен с отсеками 14, 15, расположенными на консолях платформы 1.

Возможны другие варианты исполнения уплотнения, например последнее может быть выполнено в виде упругого материала, взаимодействующего со спаренными нажимными элементами, имеющими ножевидную форму (на чертеже не показано). В этом случае нажимные элементы устанавливаются на нижней поверхности секций через прокладки из теплоизолирующего материала, например текстолита. Благодаря особенностям такого конструктивного исполнения между нажимными элементами образуется теплоизолятор в виде воздушной подушки. При этом поджатие нажимных элементов может осуществляться посредством болтовых соединений, размещенных вдоль уплотнения, или посредством специальных замков. Уплотнение горизонтального разъема секций кузова, а также вертикального разъема секций кузова и торцевых элементов может быть выполнено аналогично.

Изнутри вагон снабжен теплоизоляцией 18. Внутри герметичного кузова 5 обеспечиваются заданные условия температурно-влажностного режима и чистоты воздуха.

Железнодорожное транспортное средство работает следующим образом.

При перевозке изделий РКТ, погрузка-разгрузка которых производится только в условиях производственного помещения (монтажно-испытательного корпуса) с использованием специального грузоподъемного оборудования, перевод устройства из транспортного положения в положение загрузки может производиться тем же оборудованием.

В исходном положении перед погрузкой изделия 6 секции кузова 3, 4 находятся вне погрузочной площадки, торцевые элементы 16, 17 смещены вдоль платформы 1 в сторону соответствующих отсеков 14, 15. После погрузки и закрепления на платформе изделия 6 на герметизирующее уплотнение 7 ленточного фланца 11 с помощью грузоподъемного оборудования устанавливают секцию кузова 4. Последнюю устанавливают с учетом габарита перевозимого изделия и с учетом обеспечения необходимых зазоров между изделиями 6 и теплоизоляцией 18. Посредством болтовых соединений 12 производят крепление секции к ленточному фланцу 11. При этом болты устанавливают в резьбовые отверстия "в" того ряда отверстий, который соответствует требуемому рабочему положению секции кузова. Резьбовые отверстия "в" свободных рядов при необходимости могут быть закрыты заглушками. Аналогичным образом производят установку секции кузова 3, при этом секции кузова 3 и 4 скрепляют между собой, через герметизирующее уплотнение 8.

При затяжке болтовых соединений 12 соответствующие торцы герметизирующих уплотнений 9, 10 упираются в герметизирующее уплотнение 7 и образуют со стороны каждого торца кузова 5 замкнутый уплотнительный контур. К этому уплотнительному контуру придвигают соответствующий торцевой элемент 16, 17, после чего с помощью болтовых соединений 12 производят крепление торцевых элементов к кузову.

При разгрузке транспортного средства отмеченные операции производят в обратной последовательности.

В случае, если грузоподъемное оборудование, применяемое для погрузки изделий РКТ, не обеспечивает операции по разборке-сборке кузова, транспортное средство может быть снабжено собственными приводами, обеспечивающими необходимые перемещения секций кузова относительно платформы при погрузке изделия.

Таким образом, благодаря особенности исполнения железнодорожного транспортного средства изобретение обеспечивает возможность изменения габарита транспортного средства при перевозке негабаритного груза, позволяет создать транспортное средство переменного габарита, пригодное для перевозки изделий различных типоразмеров, и одновременно обеспечить герметичность кузова транспортного средства, что особенно важно при перевозке специальных грузов, таких, как изделия РКТ. При этом возможность изменения габарита транспортного средства позволяет снизить стоимость перевозки негабаритных грузов за счет перегона незагруженного транспортного средства в стандартном железнодорожном габарите очертания погрузки.

Формула изобретения

Железнодорожное транспортное средство, содержащее установленный на ходовые части кузов, выполненный из двух отдельных секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой посредством разъемных соединений, причем одна из секций кузова перекрывает другую, отличающееся тем, что оно снабжено выполненными в минимально допустимом габарите перевозки торцевыми элементами, которые смонтированы на платформе с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с соответствующими торцевыми поверхностями секций кузова с образованием с последними и с платформой герметизирующего контура и связаны с секциями кузова посредством разъемных соединений, при этом торцевые поверхности обеих секций кузова расположены в общих плоскостях, все упомянутые разъемные соединения выполнены с герметизирующим уплотнением, а платформа выполнена с имеющим замкнутый контур ленточным фланцем, снабженным упомянутым уплотнением, взаимодействующим с опорными поверхностями секций кузова и торцевых элементов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается вагонов для перевозки специальных грузов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается вагонов для транспортирования горячих тяжеловесных грузов, загружаемых навалом

Изобретение относится к железнодорожному и автомобильному транспорту

Изобретение относится к грузовым перевозкам, а именно к транспортным средствам, приспособленным для перевозки невибростойких грузов, требующих защиты от вибраций и ударов, на большие расстояния, в том числе по рельсовым путям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рельсовому транспорту, и предназначено для перевозки длинномерных грузов, имеющих круглую форму и сравнительно тонкую несущую оболочку

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки длинномерных грузов, преимущественно упругих

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к устройствам для транспортирования упаковок с гексафторидом урана

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к грузовым вагонам с выдвижной рамой для перевозки контейнеров

Платформа // 2261810
Изобретение относится к оборудованию для транспортировки космических аппаратов с завода-изготовителя
Наверх