Способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших школьников

 

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Способ позволяет повысить эффективность прогнозирования нарушений состояния здоровья младших школьников на 2-ом году обучения, в период начала интенсивного изучения иностранного языка и своевременно проводить профилактические мероприятия. Для этого у первоклассников специализированной школы с углублением изучением иностранного языка на 17-ой неделе учебного года с помощью корректурных проб определяют уровень умственной работоспособности. Рассчитывают коэффициент точности. При значении коэффициента менее 60 баллов прогнозируют нарушения состояния здоровья детей в виде снижения остроты зрения, развития невротических реакций, недостаточной прибавки массы тела на 2-ом году обучения. 1 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, позволяет прогнозировать возможные нарушения состояния здоровья младших школьников под влиянием повышенной учебной нагрузки в школах с углубленным изучением иностранного языка.

Необходимость способа обоснована высокой частотой нарушений здоровья младших школьников, а особенно учащихся 2-х классов специализированных школ, т. к. именно в этот период их организм подвергается воздействию повышенной учебной нагрузки, связанной с началом интенсивного изучения иностранных языка. Ведущими проявлениями нарушения состояния здоровья детей в этот являются частые ОРВИ, невротические реакции, снижение остроты зрения, аномалия осанки, недостаточная прибавка массы тела. Нами установлено, что у второклассников специализированной школы указанные нарушения здоровья диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у детей обычной общеобразовательной школы.

Наиболее близким по своей сущности к предлагаемому способу относится способ прогнозирования срыва адаптации к началу обучения в школе у 7-летних первоклассников посредством подсчета суммы диагностических коэффициентов 21 фактора социального и биологического анамнеза по формализованной таблице, составленной с помощью последовательного анализа Вальда. При значении суммы диагностических коэффициентов более +13 делается прогноз о неблагоприятном течении адаптации.

Недостатками прототипа являются: 1 - возможность прогнозировать только выраженные невротические реакции, а не нарушения состояния здоровья в виде частых ОРВИ, снижения остроты зрения, аномалии осанки, недостаточной прибавки массы тела; 2 - прогноз осуществляется на основании социально-биологических факторов; культурный уровень, социальное положение родителей, погрешности в воспитании ребенка и др. Эти факторы являются нестабильным и клиническим не подтвержденным материалом. Оценка данных анамнеза для определения диагностических коэффициентов в значительной степени субъективна: 3 - большая трудоемкость способа, определяемая необходимостью оценки большого числа признаков (более 20); 4 - точность способа прототипа при его проверке по предлагаемому способу - 60%.

Предлагаемый способ лишен этих недостатков, поскольку для прогнозирования нарушений состояния здоровья младших школьников используется один объективный показатель - коэффициент точности умственной работоспособности (i), характеризующий адаптированность ребенка к обучению. Обращает на себя внимание простота способа и его доступность для массового обследования первоклассников.

Цель изобретения - повышение точности прогноза.

Указанная цель достигается тем, что определяются критические значения показателей умственной работоспособности младших школьников на 17-й неделе первого учебного года путем проведения корректурных проб по таблицам Анфимова. Вычисляется коэффициент точности работы (i) и при его значении менее 60 баллов прогнозируются неблагоприятные нарушения состояния здоровья детей в течение 2-го года обучения, в период начала интенсивного изучения иностранного языка.

Новизна способа заключается в том, что впервые уровень умственной работоспособности использован для прогнозирования возможных нарушений состояния здоровья младших школьников в специализированной школе с интенсивным изучением иностранного языка, где учебная нагрузка заведомо больше, чем в обычной общеобразовательной школе. Определены критические значения коэффициента точности i (60 баллов) и оптимальные сроки прогнозирования (17-я неделя 1-го учебного года).

Способ осуществляется следующим образом: На 17 неделе 1-го учебного года (конец 2-тй четверти 1 класса), в пятницу, после 3-го урока определяется уровень умственной работоспособности детей по результатам выполнения корректурных проб. Корректурные пробы проводятся по фигурным таблицам Анфимова объемом 100 знаков. Работа с таблицами по определенному заданию выполняется в течение 2 мин. Результаты выполнения корректурных проб оценивались по следующим показателям: количественному - количество просмотренных знаков и качественному - количество допущенных ошибок. По этим показателям рассчитывался интегральный показатель: коэффициент точности (i) М.В. Антропова (1977). Рассчет проводился по формулам где a - количество проверенных заданных знаков; b - количество пропущенных заданных знаков;
c - количество допущенных ошибок;
d - количество всех знаков в проверенном тексте.

При значении i менее 60 баллов прогнозировались нарушения состояния здоровья детей в период их перехода к интенсивному изучению иностранного языка в виде: частых ОРВИ, невротических реакций, снижения остроты зрения, недостаточной прибавки массы тела на 2-мо году обучения.

Пример 1. Анисимов Семен, 7 лет. На 17 неделе 1-го года обучения коэффициент точности работы (i) - 17,7 балла (менее 60 баллов). Спрогнозировано неблагоприятное изменение состояния здоровья во 2-ом классе. На 2-ом году обучения мальчик 5 раз переболел ОРВИ, отмечалась недостаточная прибавка массы тела (менее 1500 г за год), развилась значительно выраженная невротическая реакция (соматовегетативный, астенический, фобический синдромы). Прогноз подтвердился.

Пример 2. Маринцев Вова, 7 лет. На 17 неделе 1-го учебного года коэффициент точности работы (i) - 120,5 балла (более 60 баллов). Спрогнозировано отсутствие нарушений состояния здоровья на 2-ом году обучения. Во 2-ом классе нарушения состояния здоровья не сформировались. Прогноз подтвердился.

Всего обследовано 46 детей в период первых двух лет обучения в специализированной школе. Полученные результаты показывают, что предлагаемый способ позволяет прогнозировать нарушения состояния здоровья младших школьников с точностью 90%, что выше точности способа прототипа (60%) - см. таблицу.

Существенные отличия способа:
1. Использование для прогнозирования одного объективного показателя - коэффициента точности умственной работоспособности (i), характеризующего адаптированность ребенка к обучению.

2. Применение в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка.

Преимущества предлагаемого способа:
1. Повышение точности прогноза до 90% (по прототипу - 60,7%).

2. Простота способа и доступность для массового обследования первоклассников.


Формула изобретения

Способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших школьников путем количественной оценки уровня умственной работоспособности, отличающийся тем, что уровень умственной работоспособности определяют по корректурной пробе с использованием фигурных таблиц Анфилова на семнадцатой неделе первого года обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка, рассчитывают коэффициент точности i по формуле

где a - количество проверенных заданных знаков;
b - количество пропущенных заданных знаков;
c - количество допущенных ошибок;
d - количество всех знаков в проверенном тексте,
и при значении коэффициента менее 60 баллов прогнозируют нарушение состояния здоровья детей на втором году обучения в период начала интенсивного изучения иностранного языка.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния
Изобретение относится к способам передачи информации нервной системе человека, минуя визуальный и аудиальный каналы восприятия

Изобретение относится к медицине, точнее к психиатрии и медицинской психологии, и может найти применение в психопрофилактических и экспертных обследованиях различных групп людей

Изобретение относится к инженерной психологии и медицине и может быть использовано для исследования концентрации внимания, например, при профессиональном отборе специалистов

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии человека

Изобретение относится к области педагогики, в частности логопедии, и может быть использовано для реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом, умственно отсталых детей, детей с расстройствами психосоматического типа, находящихся в различных реабилитационных центрах и других специальных учреждениях
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для отбора лиц к обучению по водолазной специальности

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии

Изобретение относится к медицине, а именно к клинической физиологии и функциональной диагностике, и может быть использовано в нейрохирургии и неврологии для выявления нарушения межполушарных отношений

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для исследований адаптации организма здорового человека к экологическим и социально-производственным условиям среды

Изобретение относится к регулированию психической активности малолетних детей и может быть использовано в профилактической и лечебной медицине, педагогике, а также в быту для успокоения нервных детей
Наверх