Способ стопорения резьбового соединения

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины. Сущность изобретения: деформацию профиля резьбы стопорящей детали производят внутри стопоримой детали, для чего в ее стенке предварительно выполняют сквозное отверстие. В отверстие вставляют, например, бородок и производят по нему несколько ударов молотком. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машин.

В современном машиностроении существует много способов стопорения крепежных деталей, основанных на двух основных принципах. Первый принцип заключается в том, что стопоримая деталь соединяется со стопорящей деталью жесткой связью - стопором. Отвертывание стопоримой детали невозможно без среза, разрушения или деформации стопора. К этому принципу относится стопорение шплинтами, отгибными шайбами, пластинками, вязочной проволокой и т.д.

Другой принцип заключается в создании повышенного трения между стопоримой и стопорящей деталями. К нему относятся стопорение контргайками, упругими подкладными шайбами, самоконтрящимися гайками и т.д.

Известен способ стопорения гаек шплинтами, по которому в верхней части гайки делают пазы (обычно шесть - по числу граней гайки). Шплинт, выполненный и проволоки полукруглого сечения, вводят в один из пазов гайки и в поперечное отверстие в верхней ненагруженной части болта, концы шплинта отгибаются. Этот способ обладает высокой надежностью, однако обладает высокой трудоемкостью [1].

Известен также способ стопорения, при котором самоотвинчивание гайки исключается за счет деформации профиля резьбы болта с помощью раскерновки. Этот очень простой и малотрудоемкий способ относится к, так называемому, глухому стопорению, применяемому в случаях, когда гайку на болте устанавливают навсегда [2].

Раскерновка возможна только при определенном взаимном положении гайки и болта, в частности болт должен возвышаться над гайкой не более, чем на один виток резьбы, что ограничивает область применения. Так, например, это стопорение не применимо для колпачковых гаек или фиксации шпилек в глухих резьбовых отверстиях. Кроме того, такое стопорение не обладает свойствами стопорения шплинтами, когда фиксируется гайка от смещения в двух направлениях (отвинчивания и завинчивания), что часто необходимо при фиксации вращающихся деталей.

Целью настоящего изобретения является расширение области применения стопорения резьбового соединения за счет деформации профиля резьбы болта (шпильки).

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе стопорения, основанном на деформации профиля резьбы, деформацию профиля резьбы стопорящей детали производят внутри стопоримой детали, для чего в ее стенке предварительно выполняют сквозное отверстие. Предварительное выполнение сквозного отверстия в стенке стопоримой детали (например гайки) позволяет произвести деформацию профиля резьбы стопорящей детали (например болта) на любом ее участке, равную по величине просвету отверстия. Для этого достаточно в отверстие вставить, например, бородок и произвести по нему несколько ударов молотком. Выполненная таким образом деформация внутри стопоримой детали исключает вращение гайки в двух направлениях - отвинчивания и завинчивания, что делает такое стопорение сходным со стопорением шплинтами. Кроме того, такое стопорение применимо для колпачковых гаек (достаточно в стенке просверлить отверстие) и глухих резьбовых отверстий, в которых, например, шпилька должна зафиксироваться в промежуточном положении (без упора шпильки в торец отверстия).

Перечисленные выше свойства позволяют значительно расширить область применения предлагаемого способа стопорения.

На фиг. 1 в увеличенном масштабе показана часть профиля резьбы болта и отверстия гайки в осевом сечении; на фиг. 2 и 3 - часть поперечного сечения системы болт - гайка с различным профилем деформации резьбы; на фиг. 4 - конструкция бородка.

В исходном состоянии (до деформации) болт 1 имеет профиль D, в гайке 2 выполнено отверстие 3. После выполнения деформации болт 1 имеет профиль резьбы h, при этом профиль видоизменяется за счет утолщений 4. Так как профиль резьбы гайки 2 остается неизменным, то утолщения 4 на болте препятствуют вращению гайки 2 в любую сторону. С учетом того, что в любом резьбовом соединении имеется зазор 5, то утолщения 4 должны быть больше размеров зазора. При этом в зависимости от степени деформации можно получить фрикционное (разъемное) или глухое (неразъемное) стопорение.

Деформацию выполняют, например, при помощи бородка 6 с рабочей частью диаметром d. Чем меньше отличается величина d от диаметра отверстия 3, тем надежнее получается стопорение. В зависимости от вида рабочей части бородка можно получить стопорение с люфтом, как, например, в случае со сплинтами, или без люфта. Если бородок 6 имеет в рабочей части углубление 7, то получают стопорение без люфта (фиг. 2) и если его нет, то получают стопорение с люфтом (фиг. 3). Это объясняется тем, что плоским (без углубления 7) бородком трудно смять резьбу по всему диаметру отверстия 3 и поэтому на границе стенок отверстия деформация получается меньше (соизмерима с зазором 5), что дает возможность гайке 2 несколько повернуться до момента, когда деформация превышает величину зазора. В случае с бородком, имеющим углубление 7 легко осуществляется деформация у кромки отверстия 3, т.е. в средней части деформации почти не происходит.

Предлагаемый способ стопорения обладает высокой надежностью, так как вращение возможно только после среза утолщения 4, что практически невыполнимо.

Кроме того, при таком стопорении легко осуществляется контроль путем осмотра отверстия гайки. Несомненным положительным свойством является и то, что при таком способе можно осуществлять глухое и фрикционное стопорение в любом положении гайки на резьбовой части болта.

Проверка предлагаемого способа стопорения была выполнена на болтах и гайках с различным диаметром резьбы и с различными отверстиями в гайках.

Надежность стопорения была проверена путем отвинчивания гаек слесарными ключами. В зависимости от степени деформации и величины диаметра резьбы были получены различные усилия свинчивания (завинчивания) гаек, но во всех случаях достаточные для получения надежного стопорения.

Источники информации: 1. Орлов П. И. Основы конструирования. Т. 2. -М.: Машиностроение, 1988, с. 142, рис. 299.

2. Там же, с. 139, рис. 289 (III).

Формула изобретения

Способ стопорения резьбового соединения, заключающийся в деформации профиля резьбы, отличающийся тем, что деформацию профиля резьбы стопорящей детали производят внутри стопоримой детали, для чего в ее стенке предварительно выполняют сквозное отверстие.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов

Фиксатор // 2054585
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для оснащения болтов и гаек, которыми крепятся детали и узлы машин и механизмов, фиксатором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как мера против неразрешенного отвинчивания болтов или винтов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к самостопорящемуся резьбовому соединению с резьбовым участком и насаженной на нем с возможностью самостопорения гайкой и направлено на возможность легкого монтажа соединения и на увеличение точности регулировки. Резьбовое соединение содержит резьбовой участок, навинченную на него гайку с многогранником и зафиксированную от проворачивания относительно резьбового участка, расположенную на гайке с возможностью вращения промежуточную шайбу с расположенным по ее периферии стопорящим устройством, а также образующей со стопорящим устройством геометрическое замыкание защелкой. Защелка выполнена из эластично пружинно расположенной на гайке листовой металлической части. 2 н. и 11 з.п. ф-лы., 2 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается крепления сердечника статора крупных электрических машин. Технический результат заключается улучшении обжатия резьбы призм без увеличения габаритов стопорного элемента, а также в повышении его надежности и технологичности. На резьбовых концах продольных стяжных призм сердечника за нажимными плитами под крепежными гайками устанавливается стопорный элемент, стопорящий их от самоотвинчивания при деформации и вибрации сердечника. Элемент содержит тонкостенное кольцо с наружным диаметром больше диаметра крепежной гайки, выступающая часть которого отогнута на грань крепежной гайки. На теле кольца имеется местный выступ и стопорное «гнездо» в нажимной плите под крепежной гайкой, в котором расположен выступ. Кольцо расположено за крепежной гайкой, увеличено по толщине, по крайней мере, до половины толщины крепежной гайки. Также кольцо дополнительно снабжено местным выступом по торцу со стороны эксцентриситета отверстия и со стороны, обращенной к крепежной гайке. При этом площадь выступа составляет 1/4 часть площади обрезного кольца со стороны, обращенной к крепежной гайке овальными канавками расчетной глубины снаружи по боковой поверхности симметрично прорези. Кольцо также снабжено двумя проходными отверстиями и стяжным болтом с гайкой и стопорной шайбой. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к резьбовым соединениям, а именно к болтам, применяемым для крепления деталей и узлов механизмов, применяемых как в общем машиностроении, так и во множестве других отраслях легкой и тяжелой промышленности, в том числе и на любом виде транспорта. Стопорное резьбовое устройство содержит болт с основной гайкой и контргайкой. Стержень болта выполнен с противоположными друг другу правой и левой резьбой, причем разных диаметров. Гайки выполнены с правой и левой резьбой соответственно. Основная гайка выполнена с торцом, выступающим после полной ее затяжки на 2-3 мм над торцом резьбы болта. В результате обеспечивается повышение надежности стопорения резьбовых соединений. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, в частности к конструкциям герметичных разъемных соединений отсеков корпуса летательных аппаратов и, в особенности, к конструкциям герметичного соединения обтекателя с отсеком корпуса летательного аппарата. Быстроразъемное соединение отсеков корпуса летательного аппарата включает пару соединенных встык отсеков фиксаторы резьбового соединения и уплотнительное кольцо. Соединение отсеков включает ряд зажимов с резьбовой головкой и коническим наконечником, установленных в резьбовых отверстиях одного из отсеков и взаимодействующих своим коническим наконечником с ответным коническим отверстием, выполненным на втором отсеке, и снабженных фиксаторами резьбы, выполненными в виде стопоров установленных в прорезях резьбовых головок зажимов одним концом проточке, предусмотренной в резьбовом отверстии отсека, а другим концом опирающимся на шток крышки, закрывающей открытую снаружи полость зажима, при этом уплотнительное кольцо установлено на торце одного из отсеков. Техническим результатом применения изобретения является снижение габаритов и упрощение конструкции крепежных элементов, сокращение времени эксплуатационного обслуживания из-за изменения сложности монтажных операций. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области общего и специального машиностроения и может использоваться во всех областях промышленного производства для обеспечения соединения высоконагруженных элементов механических конструкций. Техническим результатом является значительное повышение надежности высоконагруженного термозатягиваемого резьбового соединения. Высоконагруженное термозатягиваемое резьбовое соединение содержит соединяемые элементы, резьбовой стержень, резьба которого выполнена с шагом меньшим на величину линейного удлинения, соответствующего расчетному повышению температуры, необходимому для обеспечения требуемого усилия затяжки, и электронагревательный элемент. На резьбовой стержень нанесено термоизоляционное покрытие. 2 ил.
Наверх