Подшипник качения

 

Изобретение относится к машиностроению. Подшипник качения содержит внутренее и наружное кольца с дорожками качения, тела качения шарового или бочкообразного вида и на посадочной поверхности наружного кольца симметрично его дорожке качения кольцевую с цилиндрическим дном канавку для установки в ней упругого разрезного кольца с выпуклыми торцами. Упругое разрезное кольцо выполнено полидистантным в радиальном направлении. Стенки канавки на наружном кольце выполнены вогнутыми. Это позволяет создать подшипник с требуемыми условиями эксплуатации. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а конкретнее - к радиальным подшипникам качения с телами качения шарового или бочкообразного типа.

Машиностроителям и эксплуатационникам подшипниковых узлов желательна такая конструкция подшипника качения радиального типа, которая удовлетворяла наперед заданным условиям, эксплуатационной жесткости контакта его тел качения и его дорожек качения, особенно его наружного кольца, и которая сообщала бы повышенную устойчивость наружного кольца подшипника против проворота его в корпусе подшипникового узла, чтобы была возможность установки подшипника в корпусе даже при изношенном или прослабленном изготовлением посадочном месте корпуса.

Известен подшипниковый узел, содержащий установленный между посадочной, под подшипник, поверхностью корпуса узла и на цапфе размещенного в корпусе элемента соединяющий их подшипник качения, имеющий на посадочной в корпусе поверхности наружного кольца подшипника и на посадочной на цапфу отверстии внутреннего его кольца кольцевые канавки, смещенные к краям указанных колец кольцевые канавки, в которых установлены упругие разрезные кольца, концевые участки которых пластически деформированы в радиальных направлениях (полидистантны в радиальных направлениях) так, что в свободном состоянии колец разница между их наибольшим радиальным внешним и наименьшим радиальным внутренним размерами больше глубины канавок, в которых эти кольца установлены, благодаря чему и вследствие упругих их деформаций после установки их в корпус подшипникового узла и на цапфу создается дополнительный силовой контакт, и с трением, между наружным и внутренним кольцами подшипника и соответствующими им поверхностями корпуса и цапфы (патент ФРГ N 2060653, кл. F 16 C 35/06, 1971).

Однако в таком подшипниковом узле решается задача только дополнительного удерживания колец подшипника от проворота в корпусе и на цапфе.

Задачами изобретения является придание подшипнику качения радиального типа с телами качения шаровыми или бочкообразными элементами, обеспечение возможности демпфирования дорожки качения наружного кольца подшипника, а также дополнительного удержания этого кольца от проворота в корпусе подшипникового узла, упрощение и удешевление ремонта подшипникового узла при износе посадочного, под наружное кольцо, подшипника места корпуса.

Для этого в подшипнике качения радиального типа, состоящем из наружного кольца с наружной цилиндрической посадочной в корпусе поверхностью, внутреннего кольца с посадочной на вал внутренней поверхностью, имеющих дорожки для качения расположенных между ними тел качения шарового или бочкообразного типов, содержащем на посадочной в корпус поверхности наружного кольца кольцевую канавку с установленными в ней упругими разрезными кольцами, в том числе и полидистантными в радиальном направлении, кольцевая канавка наружного кольца подшипника выполнена преимущественно симметричной его дорожке качения, дно канавки - цилиндрическим, стенки канавки - вогнутыми, упругое разрезное кольцо - с нормальной толщиной его тела, близкой или равной половине разности диаметров посадочной поверхности наружного кольца подшипника и цилиндрической части дна его канавки, торцы упругого разрезного кольца выполнены выпуклыми и с кривизной меньшей, чем кривизна прилегающих к ним стенок канавки наружного кольца подшипника.

На чертеже схематично изображен предлагаемый подшипник качения, который находится в подшипниковом узле, включающем корпус 5 и цапфу вала 8.

Подшипник качения состоит из внутреннего 1 и наружного 2 колец с дорожками 3 качения для тел 4 качения (шаров). На наружной, посадочной в корпус 5, поверхности "a" наружного кольца 2, симметрично его дорожке 3 качения, имеется кольцевая с цилиндрическим дном канавка 6. Стенки канавки 6 выполнены вогнутыми с кривизной 1 . В канавку 6 установлено упругое разрезное кольцо 7, торцы которого выполнены выпуклыми с кривизной 2 , меньшей, чем кривизна 1 кольца 2.

Кольцо 7 может быть выполнено, в зависимости от требуемого режима работы дорожек 3 качения (обычного или демпфированного), с нормальной толщиной "c" его тела, близкой или равной глубине t канавки 6 кольца 2. Толщина "c" может назначаться также в зависимости от характеристик твердости материала кольца 7.

Благодаря наличию канавки 6 на наружном кольце 2 и симметричному или близко к симметричному ее положению относительно дорожки 3 качения, а также обеспечению возможности подбора толщины "c" тела упругого разрезного кольца 7 и твердости его материала, создается возможность выполнять подшипники качения с требуемыми условиями их эксплуатации: жесткостями дорожек качения их наружных колец, при повышенной устойчивости колец провороту в корпусе подшипникового узла или другой детали.

Изобретением достигается (при подходящем материале упругого разрезного кольца) возможность иметь универсальный подшипник с демпфированной дорожкой качения его наружного кольца и повышенной устойчивостью этого кольца провороту в корпусе подшипникового узла, а при изношенном или прослабленном обработкой посадочном месте корпуса индивидуальным изготовлением упругого разрезного кольца упрощается и удешевляется ремонт подшипникового узла.

Формула изобретения

Подшипник качения, состоящий из наружного кольца с наружной цилиндрической посадочной в корпус поверхностью, внутреннего кольца с посадочной на вал внутренней поверхностью, имеющих дорожки для качения расположенных между ними тел качения шарового или бочкообразного типов, содержащий на посадочной в корпус поверхности наружного кольца кольцевую канавку с установленными в ней упругими разрезными кольцами, в том числе и полидистантными в радиальном направлении, отличающийся тем, что кольцевая канавка наружного кольца подшипника выполнена преимущественно симметрично его дорожке качения, дно канавки выполнено цилиндрическим, стенки канавки - вогнутыми, упругое разрезное кольцо выполнено с нормальной толщиной его тела, близкой или равной половине разности диаметров посадочной поверхности наружного кольца подшипника и цилиндрической части дна его канавки, торцы упругого разрезного кольца выполнены выпуклыми и с кривизной меньшей кривизны прилегающих к ним стенок канавки наружного кольца подшипника.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом и может найти применение в различных механизмах машин, в частности в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, где есть потребность вращать внутренний цилиндрический сосуд относительно внешнего

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, где есть потребность вращать внутренний корпус со ступицей относительно внешнего

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам и может быть испо-льзовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров Целью изобретения является повышение надежности Внутреннее кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента - втулками ,8,9 посредством шлицев 7 Передача крутящего момента от втулки 8 (например турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутрен нее кольцо 1, а к крыльчатке 12 - через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в конструкциях электрических машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к способам обеспечения заданного значения величины люфта (натяга) в опорных узлах качения системы "вал - корпус", например в шпиндельных узлах металлообрабатывающих станков различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в механизмах, имеющих подшипники качения, установленные на шлицевых валах

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу

Изобретение относится к области автомобильной техники, речному и морскому флоту
Наверх