Способ определения массы груза в транспортном средстве
Способ может быть использован в различных отраслях промышленности и транспорта для определения массы сыпучих и наливных грузов. Способ заключается в измерении вертикального перемещения грузоприемной платформы в процессе ее загрузки или разгрузки не менее, чем в трех состояниях загруженности транспортного средства, а также в дополнительных измерениях вертикального перемещения платформы при наложении эталонного груза заданной массы в каждом из состояний загруженности. Масса груза в транспортном средстве рассчитывается по формуле, выведенной на основании закона Гука. Преимуществами способа являются высокая точность измерений, обусловленная точностью измерения массы эталонного груза и погрешностью индикатора вертикального перемещения платформы, низкая стоимость измерительного устройства и оборудования по сравнению со стационарными платформенными весами, отсутствие операций периодической градуировки и поверки, а также возможность взвешивания груза непосредственно в местах его погрузки или выгрузки, не оборудованных стационарными платформенными весами. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к весоизмерительной технике и может быть использовано в различных отраслях промышленности и транспорта для определения массы сыпучих (песок, мука, цемент и т.п.) и наливных (сжиженный газ, нефтепродукты, молоко, химические реактивы и т.п.) грузов при погрузке или выгрузке транспортного средства.
Известны способ и устройство для взвешивания транспортных средств, основанные на регистрации выходных сигналов нескольких горизонтально разнесенных силоизмерительных преобразователей, установленных между грузоприемной платформой и фундаментом. Верхний конец каждого преобразователя удерживает платформу, а нижний находится на опорном элементе фундамента [1]. При реализации данного способа массу груза определяют путем взвешивания заполненного и опорожненного транспортного средства и вычитания полученных величин: M = Мп - Мг, где М - масса груза в транспортном средстве; Мп - масса заполненного грузом транспортного средства; Мг - масса опорожненного транспортного средства (масса тары). Недостатком указанного способа являются громоздкость и высокая стоимость необходимого для его реализации оборудования (сооружение монолитного фундамента, необходимость периодической профилактики, градуировки и поверки силоизмерительных преобразователей), а также большие затраты времени и средств на передвижение транспортного средства от места погрузки или выгрузки до весоизмерительного устройства. Из известных способов наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ, основанный на измерении вертикального перемещения грузоприемной платформы транспортного средства относительно его осей за счет деформации пружин, установленных между платформой и осями (прототип) [2]. Вертикальное перемещение платформы измеряется датчиком индукционного типа, вырабатывающим электрический сигнал, характеризующий относительное положение двух элементов датчика, связанных с платформой и с осью транспортного средства. Известны также технические решения по реализации данного способа с использованием тензометрического [3] , резистивного [4], магнитного [5] и оптического [6] датчиков перемещения. Недостатками известного способа являются необходимость градуировки и периодической поверки датчиков перемещения, а также низкая точность взвешивания, обусловленная тем, что коэффициент жесткости пружин может изменяться в процессе эксплуатации транспортного средства и в результате сезонных перепадов температуры. Целью настоящего изобретения является повышение точности определения массы груза, удешевление измерительного оборудования и обеспечение возможности взвешивания груза непосредственно в местах его погрузки или выгрузки, не оборудованных стационарными платформенными весами. Для достижения решения поставленной цели в способе определения массы груза в транспортном средстве, включающем измерение вертикального перемещения грузоприемной платформы в процессе погрузки или выгрузки транспортного средства, измерение вертикального перемещения производят не менее, чем в трех состояниях загруженности транспортного средства, и дополнительно проводят измерение вертикального перемещения платформы при наложении эталонного груза заданной массы в каждом из состояний загруженности, а массу груза рассчитывают по формуле:
n - количество состояний загруженности транспортного средства, в которых проводят измерения вертикального перемещения;

di= (



lo - расстояние от базисной точки платформы до уровня дорожного полотна для заполненного транспортного средства;
ln - расстояние от базисной точки платформы до уровня дорожного полотна для порожнего транспортного средства;
до основания 13 для порожней цистерны;
Li = (Li-Li-1) - изменение расстояния от базисной точки платформы до уровня дорожного полотна между i и i-1-м состоянием загруженности;



где







где
M* - ожидаемая масса груза (грузоподъемность транспортного средства, указанная в его паспорте);



li (i=0,1,2,...,n) - расстояния от базисной точки в плоскости А-А платформы 3 до основания 13 при различных состояниях загруженности цистерны;


где

xo - длина пружин в отсутствии нагрузки;
x - длина пружин при нагрузке;
E - модуль упругости пружин;
F - M



где Ej - модули упругости отдельных элементов системы. Поскольку определение отдельных составляющих Ej затруднительно, целесообразно заменить их неким эквивалентным модулем упругости, предполагая аддитивность отдельных его составляющих:

При заданном E


где


1. Жесткость рессор K







где di= (



здесь Li= li-li-1 - вертикальное перемещение цистерны между i и i-1 состояниями загруженности. При реализации данного способа количество состояний загруженности n, в которых проводят измерения вертикального перемещения li,

1. Высокая точность измерения, обусловленная точностью измерения массы эталонного груза и погрешностью индикатора вертикального перемещения. 2. Низкая стоимость измерительного устройства и оборудования по сравнению со стационарными платформенными весами. 3. Отсутствие операций периодической градировки и поверки. 4. Возможность взвешивания груза непосредственно в местах его погрузки или выгрузки, не оборудованных стационарными платформенными весами. Погрешность определения массы груза М находится по стандартной методике [8] дифференцированием выражения (10).

Предположим, что
d = d1 = d2 = ... = d3 = dmin
L = L1 = L2 = ... = L3 = Lmax
В этом случае получим верхнюю оценку погрешности



и тогда

где


получим:

Из (16) выразим величину m:

где
М* - ожидаемая масса груза (грузоподъемность транспортного средства);


1. Заявка N 2125175, Великобритания, кл. 6016 19/02. Платформенные весы. Публикация 84.02.29 N 4957. 2. Патент США N 4106579, 6016 19/08. Устройство для измерения нагрузки на самоходное транспортное средство (прототип). Публикация 15 августа 1978 г., т. 973, N 3. 3. Заявка N 1327697, Великобритания, кл. 6016 12/12. Публикация 73.08.22. N 4404. 4. Заявка N 1288386, Великобритания, кл. 6016 19/12. Электрический способ измерения нагрузки транспортного средства. Публикация 72.09.13. 5. Заявка N 1292816, Великобритания, кл. 6016 19/12. Весы. Публикация 72.10.11. 6. Патент США N 3867990, кл. 6016 19/08. Публикация 75.02.25, т. 931, N 4. 7. Савельев И.В. Курс общей физики, т. 1.-М.: Наука, 1982, 432 с. 8. Кассандрова О.Н., Лебедев В.В. Обработка результатов наблюдений. -М.: Наука, 1970, 104 с.
Формула изобретения


где m - масса эталонного груза;
n - количество состояний загруженности транспортного средства, в которых проводят измерения вертикального перемещения;
di - среднее вертикальное перемещение грузоприемной платформы при наложении эталонного груза в i и (i - 1) состоянии загруженности;
Li - вертикальное перемещение грузоприемной платформы между i и (i - 1) состояниями загруженности;


где


где M* - грузоподъемность транспортного средства;

РИСУНКИ
Рисунок 1