Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов

 

Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов содержит блок управления, блок формирования программного параметра движения, блок датчиков параметров движения, блок датчиков возмущающего воздействия, два блока формирования интерполяционного многочлена, которые выполнены на блоках запаздывания, блоке формирования коэффициентов и суммирующем усилителе. Комплекс обеспечивает отработку начальных условий с заданным качеством управления и точное выполнение полета по пространственно-временным траекториям при возмущающих воздействиях 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиастроению в частности к управляемым летательным аппаратам (ЛА) - вертолетам, самолетам, крылатым ракетам.

Известны авиационные комплексы, обеспечивающие управление полетом и наведение ЛА по заданному (программному) параметру полета (Михалев И.А. и др. Системы автоматического управления самолетами, М.: Машиностроение, 1976, с. 255-253) а также принимаемый в качестве прототипа (3агайнов Г.И., Гуськов Ю. И. Управление полетом самолетов, М.: Машиностроение, 1980, с. 161) комплекс, содержащий блок формирования программного параметра движения(БФППД), блок управления (БУ), блок датчиков параметров движения (БДПД). На один и второй входы БУ поступают соответственно сигнал программного параметра xп с выхода БФППД, сигнал измеренного текущего параметра x с выхода БДПД. БУ через ЛА отрабатывает разность программного и измеренного текущего параметров (xп-x) и действующие возмущения f (например, порывы ветра) с учетом передаточной функции ЛА где T - постоянная времени, p - оператор дифференцирования, - полиномы степеней и соответственно, > , ai, bi - близкие к постоянным коэффициенты.

В замкнутом контуре будет иметь место движение (полет) по текущему параметру при a = 1, r1 = 1, R1 = 1, N = 1 x(r + TRp) = xпr + TfR Например, при r = 1, R = 1 + b1p + b2p2, x(1 + Tp + b1Tp2 + b2Tp3) = xп + fT(1 + b1p + b2p2), откуда следует, что при действии возмущений f = 10 м/с, T = 2 с имеет место погрешность x = 20 м; при заданном программном сигнале xп= Asint текущий параметр отрабатывается с изменением амплитуды (здесь A - амплитуда, - частота, t - время) и искажением по фазе, что приводит к погрешностям при выполнении маловысотного полета с облетом рельефа местности, выполнении специальных программных пространственно-временных маневров. Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого решения, является обеспечение заданного качества управления и повышение точности наведения по программным траекториям при действии возмущений.

Достигаемый технический результат отличается тем, что в комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов, содержащий блок формирования программного параметра, блок управления, блок датчиков параметров движения, дополнительно введены первый блок формирования сигналов интерполяционного многочлена, формирующий сигнал, обеспечивающий точное наведение на сложные программные траектории, и второй блок формирования интерполяционного многочлена, формирующий сигнал, компенсирующий возмущающие воздействия, при этом первый и второй блоки формирования интерполяционного многочлена выполнены на К блоках запаздывания, суммирующем усилителе и блоке формирования коэффициентов.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого комплекса, содержащего: 1 - блок формирования программного параметра движения БФППД; 2 - первый блок формирования сигналов интерполяционного многочлена БФИМ1; 3 - блок управления БУ; 4 - блок датчиков параметров движения БДПД; 5 - блок датчиков возмущающего воздействия БДВВ; 6 - второй блок формирования интерполяционного многочлена БФИМ2.

На фиг. 2 представлена блок-схема БФИМ1(2), содержащего: 7 - первый блок запаздывания Б31,...; 8 - блок запаздывания БЗК; 9 - блок формирования коэффициентов БФК; 10 - суммирующий усилитель СУ.

Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов работает следующим образом.

В БФППД1 формируется сигнал программного параметра xп = xп(t), поступающий на вход БФИМ1(2). Сигнал xп может задаваться летчиком или оператором на наземных и воздушных пунктах командного управления при наведении на цели через бортовые средства связи, формироваться по данным бортовых систем навигации по рельефу местности, бортовых радиолокационных и оптиколокационных средств ([2], с. 165).

В БДПД 4 формируется сигнал измеренного текущего параметра x(t) (текущая высота полета, боковое отклонение). В БДВВ5 формируется сигнал измеренного возмущающего воздействия f(t) (например, порывы скорости ветра).

БДПД4 является комплексом навигационно-пилотажных датчиков, измеряющих параметры состояния летательного аппарата.

БДВВ5 является комплексом датчиков, измеряющих состояния воздушной среды (например, возмущающее воздействие ветра). Примеры технического выполнения БДПД4 и БДВВ5 приведены в книге (Помыкаев И.И. и др., Навигационные приборы и системы, М.: Машиностроение, 1983, с. 385-398).

С выхода БДПД4 сигнал измеренного текущего параметра поступает на первый вход БУЗ, на третий и второй входы которого поступают соответственно сигнал x1 с выхода БФИМ1(2) и сигнал x2 с выхода БФИМ2(6).

БУЗ является физически реализуемым линейным звеном с передаточной функцией , где a - коэффициент усиления,

Пример технической реализации БУЗ приведен в книге (Тетельбаум И.М., Шнейдер Ю.Р., 400 схем для АВМ, М.: Энергия, 1978, с. 25).

Сигнал управления с выхода БУЗ и действующие возмущения f отрабатываются ЛА в соответствии с уравнением движения (полета):

где

T - постоянная времени.

При выборе коэффициентов ci = bi, di = ai, a = T/T1 будет R1 = R, r1 = r соответственно
xp = (x1 - x2 - x)1/T1N + f, или

Выбором коэффициентов Tкк полинома R0(p) обеспечивается требуемое качество управления (Кузовков Н. Т. Модальное управление и наблюдающие устройства, М.: Машиностроение, 1976).

В БФИМ1(2) (фиг.2) входной сигнал xп(t) поступает на первый вход БФК9 и на входы Б31(7),..., БЗК (8), в которых формируются сигналы xп1= xп(t-1), ... , xпк= xп(t-к), (здесь 1, ...,к - постоянные времени запаздывания) поступающие соответственно на второй,..... (K+1)-й входы БФК9.

При представлении xп(t) в виде многочлена
xп(t) = A0 + A1t + ... + Aktk
будут иметь место производные


соответственно в каждый момент времени t = 0

В БФК9 по поступившим сигналам xп(t),
xп1= xп(t-п),...,xпк= xп(t-к)
(здесь 1,2,...,к - постоянные времени запаздывания) формируются коэффициенты интерполяционного многочлена A0, A1, A2, ..., Ak, которые с первого, . ..., (K+1)-й входы СУ10, в котором при известных параметрах Tкк в каждый момент времени формируется суммарный сигнал

следовательно по сигналу наведения x1 текущий параметр отслеживает во времени программный параметр xп

Примеры технической реализации блоков СУ и БЗ приведены в книге (Тетельбаум И. М., Шнайдер Ю.Р., 400 схем для АВМ, М.: Энергия, 1978, с. 8, с. 49). Пример реализации БФК9 приведен (Бронштейн И.Н., Семендяев К.А., Справочник по математике, М.: Наука, 1986, с. 503).

Сигнал измеренного возмущения f(t) с выхода БДВВ5 поступает на вход БФИМ2(6), который по техническому исполнению аналогичен БФИМ1(2).

При представлении f(t) в виде многочлена
f(t) = B0 + B1t + ... + mBmtm
будут иметь место производные

соответственно в каждый момент времени t = 0

На выходе БФИМ2(6) при известных величинах T1, li в каждый момент времени формируется сигнал

откуда следует, что сигнал x2 = T1fN компенсирует влияние возмущений fT1N, в итоге после обработки начальных условий текущий параметр x(t) = xп(t), т. е. x(t) точно отслеживает программный параметр xп(t), что свидетельствует о достижении технического результата.


Формула изобретения

1. Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов, содержащий блок формирования программного параметра движения, последовательно соединенные блок датчиков параметров движения и блок управления, отличающийся тем, что в него дополнительно введены два блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, и блок датчиков возмущающего воздействия, выход которого соединен с входом второго блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, выход которого соединен с вторым входом блока управления, третий вход которого соединен с выходом первого блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, вход которого соединен с выходом блока формирования программного параметра движения.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, содержит первый, ..., К-тый блоки запаздывания, блок формирования коэффициентов, второй, ..., К + 1-й входы которого соединены соответственно с выходами блоков запаздывания и суммирующий усилитель, на первый, ..., К + 1-й входы которого подключены соответственно первый, ..., К + 1-й выходы блока формирования коэффициентов, первый вход которого и входы блоков запаздывания объединены и являются входом блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, выходом которого является суммирующий усилитель.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического управления и предназначено для использования в системах управления электрогидроприводами

Изобретение относится к системам автоматического управления динамическими объектами широкого класса с неизвестными переменными параметрами и неконтролируемыми возмущениями

Регулятор // 1789969

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано при управлении технологическими процессами

Изобретение относится к системам автоматического управления, в частности к самонастраивающимся системам управления с эталонной моделью

Изобретение относится к средствам вычислительной техники и может быть использовано для моделирования и настройки регулирующих и управляющих систем, например, для формирования данных с заданными свойствами о внешних контролируемых возмущениях объекта регулирования

Изобретение относится к области автоматики и может использоваться при регулировании объектов, работающих в различных режимах

Изобретение относится к самонастраивающимся системам управления объектами с запаздыванием, параметры которых неизвестны или меняются во времен:-, и может быть использовано для управления технологическими процессами , например, в металлургии

Изобретение относится к системам автоматического управления с эталонной моделью и может найти применение при управлении технологическими объектами

Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в системах электропривода постоянного тока, к которым предъявляются высокие требования к стабильности динамических свойств при существенно нестационарных параметрах объекта управления и исполнительного устройства

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к системе формирования истинного (географического) курса

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к системам управления высотой полета летательных аппаратов

Изобретение относится к приборостроению, в частности к инерциальным системам навигации и ориентации летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к системам, формирующим относительные координаты для обеспечения групповых действий летательных аппаратов
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для осуществления маловысотного полета

Изобретение относится к управлению летательными аппаратами, в частности управлению симметричными ракетами, стабилизированными по крену

Изобретение относится к области автоматического управления самолетом при заходе на посадку в автоматическом режиме по сигналам наземных посадочных радиомаячных систем, а именно к устройствам формирования сигнала управления перегрузкой при автоматическом заходе на посадку в продольной плоскости

Изобретение относится к системам управления полетом и предназначено для использования на самолетах обычного взлета и посадки, оборудованных устройствами отклонения вектора тяги, при управлении полетом на закритических углах атаки и околонулевых скоростях

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для дистанционного управления летчиком бортовым комплексом и системами ЛА (без отрыва рук от рычагов управления ЛА)
Наверх