Панель из композиционного материала

 

Панель из композиционного материала содержит обшивку, продольные стрингеры Т-образного сечения и поперечные ребра, выполненные из отдельных частей. Стенки ребер не связаны со стенками стрингеров. При этом лапка в каждой части ребра примыкает к лапкам смежных стрингеров или соединяется с ними внахлест. Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении технологичности панели за счет сокращения количества единиц технологической оснастки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к конструкциям из полимерных композиционных материалов и может применяться в области авиастроения, космической техники, судостроения и автомобилестроения.

Эффективное применение полимерных композиционных материалов в самолетостроении пpедполагает их использование в силовых конструкциях (крыле, стабилизаторах), где, как показывают исследования, наиболее перспективными являются интегральные подкрепленные конструкции.

С целью выполнения операций сборки и технического контроля в процессе эксплуатации кессон силового агрегата самолета должен содержать хотя бы одну съемную панель, соединяющуюся с внутренним силовым набором агрегата (лонжеронами, нервюрами и т.п.) с помощью разъемных соединений (механического крепления).

Известно техническое решение [1], согласно которому панель из композиционного материала содержит обшивку и подкрепляющие ее Т-образные стрингеры, выполненные интегрально, т. е. совместно с обшивкой. Сборка подкрепленной панели с нервюрами швеллерного типа в составе кессона осуществляется с помощью болтовых соединений по полкам нервюр и обшивке. При этом нервюры снабжены вырезами вдоль полок для пропускания стрингеров панели.

Недостатком данной конструкции является наличие отверстий в обшивочной части панели под механический крепеж, что существенно ухудшает прочностные и аэродинамические характеристики и снижает показатель надежности конструкции. Кроме того, механическое соединение панели с нервюрами требует применения компенсаторов для обеспечения точной сборки агрегата.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является интегральная подкрепленная панель из композиционного материала, содержащая обшивку, продольные Т-образные стрингеры и поперечные I-образные ребра [2]. При этом ребра являются полками нервюр, по которым производится кроепление стенок нервюр (лонжеронов, балок и т.п.), что исключает необходимость применения компенсаторов неточности теоретических контуров деталей при сборке агрегата. Наряду с этим отсутствие механического крепления по обшивке панели позволяет в полной мере реализовать прочностные и аэродинамические свойства конструкции.

К числу основных недостатков такой конструкции относится сложность технологического изготовления, обусловленная необходимостью применения большого количества единиц оснастки (формующих элементов). При этом каждый формующий элемент представляет собой деталь и невзаимозаменяем с другими ввиду индивидуальности теоретического контура в каждой из зон аэродинамической поверхности конструкции.

Целью изобретения является повышение технологичности интегральной панели из композиционного материала с Т-образными стрингерами и поперечными ребрами за счет уменьшения количества единиц технологической оснастки.

Цель изобретения достигается путем выполнения поперечных ребер подкрепленной панели прерванными, то есть состоящими из отдельных частей, причем лапка каждой части ребра примыкает к лапкам смежных стрингеров, и может соединяться с лапками смежных стрингеров внахлест. При необходимости дополнительного повышения прочностных характеристик соединений подкрепляющих с обшивкой панель может быть выполнена с усиливающими накладками из композиционного материала поверх лапок стрингеров и ребер.

Такое конструктивное решение позволяет исключить необходимость организации перестыка стенок продольных стрингеров и поперечных ребер, представляющей одну из наиболее серьезных трудностей при проектировании и изготовлении подкрепленной конструкции интегрального типа, и соответственно, уменьшить количество формообразующих элементов технологической оснастки, представляющих собой в этом случае относительно простые оправки. Технологический процесс изготовления панели при этом основан на совмещении двух основных методов изготовления подкрепленных интегральных конструкций - блочном и матричном: с помощью формующих элементов формируются стрингеры панели, а ребра и обшивка выкладываются на матричной части оснастки.

На чертеже изображено сечение подкрепленной интегральной панели заявляемой конструкции.

Панель (фиг. 1) из углепластика содержит обшивку 1 и выполненные совместно с ней продольно расположенные стрингеры 2 T-образного сечения и I-образные ребра 3, состоящие из отдельных частей. Каждая часть ребра содержит стенку 4, расположенную между стенками 5 смежных стрингеров 2, и лапку 6, примыкающую к лапкам 7 смежных стрингеров 2. Зоны 8 соединений стенок 5 стрингеров 2 и стенок 4 ребер 3 с лапками 7 и 6 соответственно, а также стенок 5 стрингеров 2 с полками 9 содержат заполнитель (например, из однонаправленного жгутового материала) или специальный вкладыш. Армирование элементов панели, кроме зон соединений, определяется уровнем и характером действующих на конструкцию нагрузок.

Формование панели производят автоклавно-термокомпрессионным методом за один технологический цикл.

Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении технологичности панели за счет сокращения количества единиц технологической оснастки.

Источники информации: 1. Руль высоты и стабилизатор из перспективных КМ для самолетов В-727 и В-737 / ВЦП. - N П-17721. - М. Пер. ст. из материалов конф.: 23-th National SAMPE Symposium and Exibition. - 1978. - Vol. 23. - P. 1131 - 1149.

2. Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов. - М.: МАИ, 1985. - С. 172 - 173.

Формула изобретения

1. Панель из композиционного материала, содержащая обшивку, продольные стрингеры и поперечные ребра, выполненные совместно с обшивкой, отличающаяся тем, что ребра выполнены из отдельных частей и лапка каждой части ребра примыкает к лапкам смежных стрингеров.

2. Панель по п.1, отличающаяся тем, что лапка каждой части ребра соединяется с лапками смежных стрингеров внахлест.

3. Панель по п.1, отличающаяся тем, что содержит накладки из композиционного материала, размещенные поверх лапок смежных стрингеров и частей ребра.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной, строительной, мебельной, автомобильной и другим отраслям промышленности, в частности к конструкциям трехслойных сотовых панелей и оболочек, использующих в своем составе сотовые заполнители, для изготовления корпусов соответствующих сооружений

Изобретение относится к конструкциям самолетов (адаптивная механизация, плавно отклоняемые элементы, антиобледенительные устройства), движителей речных и морских судов, конструкциям лент транспортеров, бесшарнирных дверей и створок холодильник, вакуумных камер, трансформируемых полов, кровли сооружений, трансформируемой опалубки, теплозащитного покрытия, конструкциям зализов и плавных переходных элементов между вагонами железнодорожных и автомобильных поездов

Изобретение относится к области производства сотовых заполнителей для трехслойных панелей и оболочек, применяемых в разнообразных отраслях промышленности (авиационной, ракетно-космической, судостроительной, мебельной, строительной, автомобильной, вагоностроительной, радиотехнической и других), в частности к лабораторному станочному оборудованию небольшой производительности и способам изготовления на нем сотовых заполнителей с различными ячейками методом склеивания

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, преимущественно к дельтапланам

Изобретение относится к авиастроению, а более конкретно к аэродинамическим поверхностям с малой строительной высотой, и может быть использовано, например, в вертикальной законцовке крыла, в соединении отъемной части крыла или элементов оперения с фюзеляжем летательного аппарата

Изобретение относится к области конструкции самолетов

Изобретение относится к конструкциям из полимерных композиционных материалов и может применяться в авиастроении, объектах космической техники, судостроении и автомобилестроении

Изобретение относится к технологии производства сотовых конструкций

Изобретение относится к области строительных конструкций, а именно к многослойным панелям с легким заполнителем из гофрированного листового материала в виде зигзагообразного гофра, и может быть использовано в самолетостроении, а также в судостроении и строительстве

Изобретение относится к технологии изготовления конструктивных элементов авиационных изделий, в частности фюзеляжей и крыльев

Изобретение относится к самолетостроению, строительной промышленности и машиностроительной отрасли

Изобретение относится к области изготовления объемных конструкций из композитных материалов

Изобретение относится к области авиастроения

Изобретение относится к области производства легких заполнителей для многослойных панелей и оболочек и может быть использовано при изготовлении многослойных панелей в самолетостроении, судостроении, строительстве и других отраслях промышленности
Изобретение относится к изделиям из листовых гофрированных панелей

Изобретение относится к области слоистых конструкций летательных аппаратов
Наверх