Система спасения пассажиров и экипажа при аварийной посадке самолета на воду
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе, обеспечивающей поддержание летательного аппарата на плаву при аварийной посадке самолета на воду в целях спасения пассажиров и экипажа. Технической задачей изобретения является повышение эффективности и надежности спасательного устройства, упрощение его конструкции, быстрый ввод в действие системы до аварийной посадки самолета на воду. Система спасения состоит из надувного баллона 1, воздухозаборника 2, привода 3 и внешней крышки - обтекателя. Надувной баллон 1 в передней части имеет отверстие для прохода во внутрь баллона атмосферного воздуха и мягкий рукав 8, который при помощи бандажа 9 присоединен к воздухозаборнику 2, закрываемому управляемой крышкой 10. Атмосферный воздух под действием скоростного напора входит через воздухозаборник 2, рукав 8 и запорный клапан в надувной баллон, который наполняется воздухом. 14 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе, обеспечивающей поддержание летательного аппарата на плаву при аварийной посадке самолета на воду в целях спасения пассажиров и экипажа.
Известна конструкция устройства поддержания самолета на плаву при аварийной посадке на воду, представляющая собой надувные поплавки, присоединяемые к нижней части поверхности крыла и фюзеляжа в свернутом виде и наполняемые перед приводнением самолета сжатым газом из металлических баллонов, находящихся на борту самолета. Недостатком конструкции является большое количество металлических баллонов со сжатым газом, требуемых для наполнения поплавков, большая масса системы, сложность устройства, в которое входят трубопроводы, редукторы, краны, система управления и др. элементы. Устройство требует большого времени для наполнения поплавков газом; установленное на внешней поверхности оно ухудшает аэродинамику самолета, не обладает надежностью, так как не гарантирует целостность поплавков и системы наполнения в момент приводнения самолета. Целью данного изобретения является повышение эффективности и надежности спасательного устройства, упрощение его конструкции, быстрый ввод в действие системы до аварийной посадки самолета на воду. Поставленная цель достигается тем, что надувные баллоны, изготовленные из легких, прочных, газоводонепроницаемых материалов, закреплены на внешней поверхности фюзеляжа посредством силовых лент и металлических узлов, при этом система спасения снабжена сбрасываемыми крышками-обтекателями, плотно прилегающими к внешней поверхности фюзеляжа и закрывающими снаружи надувные баллоны в сложенном виде, а средство наддува выполнено в виде воздухозаборного устройства, состоящего из закрываемой управляемой крышкой горловины и приводного механизма, причем в передней части баллона выполнено отверстие для прохода атмосферного воздуха в баллон через мягкий рукав под действием скоростного напора, а во внутрь баллона введен запорный клапан и опорная решетка, препятствующая выходу запорного клапана наружу после наполнения баллона атмосферным воздухом. На фиг. 1 показан вид спасательного устройства закрытого крышкой-обтекателем, в плане; на фиг.2 - то же, вид сбоку; на фиг.3 - общий вид устройства после сброса крышки-обтекателя; на фиг.4 - сечение Е - Е устройства на фиг 2 под крышкой-обтекателя; на фиг.5 - сечение Ж - Ж на фиг.3; на фиг. 6 - сечение И - И на фиг.3; на фиг.7 - варианты а, б, в и г возможного размещения спасательного устройства на самолете; на фиг.8 - устройства, наполненные воздухом, после сброса крышек; на фиг.9 - укладка спасательного устройства на самолет; на фиг.10 - спасательное устройство, наполненное воздухом, с открытым воздухозаборником; на фиг.11 - то же, с закрытым воздухозаборником; на фиг.12 - вид самолета для ввода спасательного устройства в действие; на фиг.13 - вид самолета со спасательным устройством, введенным в действие в воздухе перед приводнением; на фиг. 14 - вид самолета на плаву. Конструкция спасательного устройства состоит из надувного баллона 1, воздухозаборника 2, привода 3 и внешней крышки-обтекателя 4. Надувной баллон 1 изготовлен из легкого, прочного, газоводонепроницаемого материала (например, из плотных легких тканей: шелка, нейлона, капрона и т.д., армированных полиэтилентерофтолатной или другой синтетической пленкой и сеткой из прочных тонких нитей) снаружи надувные баллоны усилены продольными 5 и поперечными 6 силовыми лентами и поясами 7. В передней части надувной баллон 1 имеет отверстие для прохода воздуха во внутрь баллона и мягкий рукав 8, который при помощи бандажа 9 присоединен к воздухозаборнику 2, закрываемому управляемой крышкой 10. Воздухозаборное устройство приводится в действие приводом 3, установленным на поверхности самолета 1 снаружи. В мягком рукаве находится втулка 11, к которой присоединен запорный клапан 13, оканчивающийся эластичным чулком 14. Надувные оболочки 1 вместе с воздухозаборным устройством устанавливаются на самолете в заранее предусмотренных и подготовленных местах, и в сложенном виде они закрываются сбрасываемыми крышками-обтекателями, которые плотно прилегают к поверхности самолета. Надувные баллоны 1 присоединяются к самолету при помощи силовых поясов 17 и металлических узлов 18. Работа спасательного устройства осуществляется следующим образом. В начале производится сброс крышки-обтекателя 4, после чего включается привод 3, который выводит воздухозаборник 2 из убранного в рабочее положение, при этом автоматически открывается крышка 10, запирающая входное отверстие в горловину воздухозаборника 2. С открытием крышки 10 атмосферный воздух под действием скоростного напора q =

Формула изобретения
Система спасения пассажиров и экипажа при аварийной посадке самолета на воду, содержащая надувные баллоны, закрепленные на нижней поверхности самолета и связанные со средствами наддува, отличающаяся тем, что надувные баллоны закреплены на внешней поверхности фюзеляжа посредством силовых лент и металлических узлов, при этом система спасения пассажиров снабжена сбрасываемыми крышками-обтекателями, плотно прилегающими к внешней поверхности фюзеляжа и закрывающими снаружи надувные баллоны в сложенном виде, а средство наддува выполнено в виде воздухозаборного устройства, состоящего из закрываемой управляемой крышкой горловины и приводного механизма, причем в передней части баллона выполнено отверстие для прохода атмосферного воздуха в баллон через мягкий рукав под действием скоростного напора, а внутрь баллона введен запорный клапан и опорная решетка, препятствующая выходу запорного клапана наружу после наполнения баллона атмосферным воздухом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14