Гидравлический забойный двигатель

 

Гидравлический забойный двигатель предназначен для использования при бурении скважин. Двигатель содержит турбинные секции, героторный винтовой механизм со статором, закрепленным в корпусе и эксцентрично расположенным ротором с разъемным торсионом. В верхней части героторного механизма размещен упорный элемент, который выполнен в виде дискообразной пластины с отверстиями в периферийной части и стаканом в центре, в котором размещен шар для периодического взаимодействия с пятой. Внутренний диаметр стакана, наружный диаметр пяты и диаметр шара связаны определенными соотношениями. Зазор между шаром и дном стакана равен максимально допустимому люфту в узле осевой опоры. Изобретение позволяет повысить надежность работы и взаимозаменяемость механизмов. 1 ил.

Изобретение относится к буровой технике, а именно к забойным двигателям, применяемым при бурении скважин.

Известен забойный двигатель, содержащий узел осевой опоры, турбинные секции, героторный механизм со статором и эксцентричным ротором с торсионами, причем героторный механизм располагается или под турбинными секциями или над ними.

Недостатком является то, что при установке героторного механизма под турбинными секциями на торсионы действуют избыточные осевые усилия, обусловленные перепадом давления на турбинных секциях и весом вращающихся деталей, что отрицательно влияет на работоспособность торсионов, испытывающих значительные знакопеременные нагрузки.

При расположении героторного механизма над турбинными секциями в период его работы в насосном режиме (частота вращения вала турбинных секций выше, чем у вала героторного механизма) на эксцентричном роторе возникают осевые усилия, которые приводят к его всплытию и отсоединению от турбинных секций и нарушению работы двигателя в целом.

Известен также забойный двигатель, содержащий турбинные секции и героторный механизм со статором, закрепленным в корпусе и эксцентрично расположенным ротором, причем валы турбинных секций и героторного механизма связаны разъемным торсионом, в верхней части героторный механизм оснащен упорным элементом, а разъемное соединение торсиона размещено в нижнем его окончании в месте соединения с валом турбинных секций.

К недостаткам такого двигателя следует отнести то, что во время его работы в разъемном соединении возникают высокие знакопеременные радиальные и осевые нагрузки, обусловленные планетарным движением винтового ротора относительно валов турбинных секций и режимом работы двигателя, вызывающие всесторонние перемещения валов в разъемном соединении, в результате чего будет нарушаться целостность эластичной манжеты и герметичность полости.

Задача, стоящая при создании забойного двигателя, состоит в разработке устройства, обеспечивающего надежность работы и взаимозаменяемость героторного механизма на турбинные секции или другие необходимые механизмы непосредственно на объекте работ.

Техническим результатом настоящего изобретения является: снижение осевого усилия на гибкие валы (торсионы), исключается рассоединение героторного механизма с турбинными секциями, обеспечивается взаимозаменяемость.

Изобретение позволяет достичь результата, удовлетворяющего давно существующей проблеме на промыслах, попытки решить которую долгое время не удавалось специалистам.

На основании изложенного можно сделать вывод о соответствии изобретения критерию "изобретательский уровень".

Поставленная задача и технический результат достигаются тем, что в гидравлическом забойном двигателе, содержащем турбинные секции, героторный винтовой механизм со статором, закрепленным в корпусе, и эксцентрично расположенным ротором с разъемным торсионом, в верхней части героторный механизм оснащен упорным элементом, а разъемное соединение торсиона размещено в нижнем его окончании в месте соединения с валом турбинных секций, согласно изобретению упорный элемент выполнен в виде дискообразной пластины с отверстиями в периферийной части и стаканом в центре, в котором размещен шар для периодического взаимодействия с пятой, неподвижно закрепленной в верхней части эксцентричного ротора, причем внутренний диаметр стакана, наружный диаметр пяты и диаметр шара связаны соотношениями DстDш + , Dп - 2 , Dш4 , где Dст - внутренний диаметр стакана; Dп - наружный диаметр пяты; Dш - диаметр шара; - величина эксцентриситета ротора относительно статора, а зазор между шаром и дном стакана равен максимально допустимому люфту в узле осевой опоры.

Таким образом, можно сделать вывод о соответствии изобретения критерию "новизна".

На фиг. 1 показана схема гидравлического забойного двигателя.

Устройство содержит узел осевой опоры 1, турбинные секции 2, героторный винтовой механизм 3 со статором 4, эксцентрично расположенный ротор 5 и торсион 6 с разъемом в нижнем окончании, упорный элемент в виде дискообразной пластины 7 с отверстиями 8, стаканом 9, шаром 10 и пятой 11. Между шаром и пластиной установлен технологический зазор 12. Внутренний диаметр стакана больше или равен сумме диаметра шара и величины эксцентриситета ротора относительно статора героторного механизма, а наружный диаметр пяты меньше или равен разности между диаметром шара и удвоенной величиной эксцентриситета. Чтобы шар не заклинивался в зазоре между стенками стакана и пятой, его диаметр должен превышать четырехкратную величину эксцентриситета. Между шаром и дном стакана устанавливается первоначальный технологический зазор 12, равный максимально допустимому люфту в узле осевой опоры.

Двигатель работает следующим образом. Буровой раствор проходит сквозь отверстия 8 в дискообразной пластине 7 и попадает в рабочие органы героторного механизма 3 и турбинных секций 2. В период, когда частота вращения турбинных секций 2 превышает частоту вращения героторного механизма на холостом режиме, последний работает в насосном режиме и на роторе 5 возникает осевое усилие, направленное вверх и способствующее рассоединению торсиона 6 по разъемному соединению от вала турбинных секций. Однако через пяту 11 и шар 10 эти усилия воспринимаются пластиной 7, закрепленной в корпусе 3, неподвижной относительно статора 4. Величина подъема ограничена первоначально установленным зазором 12 между шаром 10 и дном стакана 9. Подвижное соединение торсиона 6, в зависимости от используемого типа турбинных секций, может быть конусно-шлицевым или квадратным. И так как подъем торсиона 6 ограничен, то сохраняется передача крутильных усилий и работоспособность двигателя. Для снижения момента трения в упорном элементе при вращении усилие передается через шар 10, имеющий наименьшую площадь контакта как с пятой 11, так и пластиной 7. Чтобы трение носило характер качения между шаром 10 и стенками стакана 9, имеется зазор, равный величине радиального перемещения винтового ротора 5 (эксцентриситета). Во избежании касания боковой поверхностью пяты 11 внутренних стенок стакана 9 при ее планетарном движении между ними установлен зазор, равный величине эксцентриситета, для чего наружный диаметр пяты 11 должен быть меньше разности между диаметром шара 10 и удвоенной величиной эксцентриситета. Начальный эксцентриситет составляет половину высоты зубьев ротора 5 героторного механизма. По мере их износа величина эксцентриситета возрастает, но не больше их полной высоты, что исключает касание пяты 11 со стенками стакана 9 даже при полном износе зубьев. По мере загрузки двигателя частоты вращения турбинных секций 2 и героторного механизма 3 совпадают и осевые усилия, обусловленные насосным режимом, уменьшаются до нулевых значений. Винтовой ротор 5 смещается вниз и тем самым разгружается упорный элемент. Периодичность работы упорного элемента способствует увеличению срока его деталей (7, 9, 10, 11). По мере работы в осевом узле 1 образуется люфт, величина которого ограничена. Поэтому возможен подъем вверх вала турбинных секций 2 и, следовательно, торсиона 6, ротора 5, пяты 11 и шара 10. Первоначально установленный зазор 12 между шаром 10 и дном стакана 9 исключает передачу осевых усилий, обусловленных технологией эксплуатации двигателя, на пластину 7. Кроме того, выполнение разъемного соединения в нижнем окончании торсиона 6 по стандартным изделиям и возможность отсоединения героторного механизма 3 обеспечивает взаимозаменяемость его на дополнительные турбинные секции или другие устройства, необходимые для конкретных условий, что уменьшает эксплуатационные затраты на содержание турбинных секций.


Формула изобретения

Гидравлический забойный двигатель, содержащий турбинные секции, героторный винтовой механизм со статором, закрепленным в корпусе, и эксцентрично расположенным ротором с разъемным торсионом, в верхней части героторный механизм оснащен упорным элементом, а разъемное соединение торсиона размещено в нижнем его окончании в месте соединения с валом турбинных секций, отличающийся тем, что упорный элемент выполнен в виде дискообразной пластины с отверстиями в периферийной части и стаканом в центре, в котором размещен шар для периодического взаимодействия с пятой, неподвижно закрепленной в верхней части эксцентричного ротора, причем внутренний диаметр стакана, наружный диаметр пяты и шара связаны соотношениями
Dст Dш + ;
Dп Dш - 2,
где Dст - внутренний диаметр стакана;
Dп - наружный диаметр пяты;
Dш - диаметр шара, Dш 4,
- величина эксцентриситета ротора относительно статора,
а зазор между шаром и дном стакана равен максимально допустимому люфту в узле осевой опоры.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.09.2009

Дата публикации: 20.01.2011

PC4A Государственная регистрация перехода исключительного права без заключения договора

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 24.03.2011 № РП0001336

Лицо(а), исключительное право от которого(ых) переходит без заключения договора:
Дочернее предприятие Российского акционерного общества "Газпром" Тюменский научно-исследовательский и проектный институт природного газа и газовых технологий (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью «ТюменНИИгипрогаз» (RU)

Адрес для переписки:
ООО "ТюменНИИгипрогаз", Генеральному директору, С.А.Скрылеву, ул. Воровского, 2, г. Тюмень, 625019.

Дата публикации: 10.05.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам, посредством которых осуществляется бурение скважин на нефть и газ

Изобретение относится к буровой технике, а именно к шпиндельным турбобурам

Изобретение относится к области буровой техники, а именно к забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, а именно к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважине, а точнее к турбобурам

Изобретение относится к буровой технике, а именно к редукторам забойных двигателей

Изобретение относится к области техники бурения скважин с отбором керна, а именно к технике отбора керна забойным двигателем со съемной грунтоноской

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для использования при бурении скважин

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного движения, в частности к устройствам для бурения газовых и нефтяных скважин

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин и предназначено для предупреждения и ликвидации аварий

Изобретение относится к добыче нефти и газа и предназначено для проведения бурения наклонно направленных скважин, где бурение производится с помощью забойных двигателей: турбобуров или винтовых

Изобретение относится к вращательным способам бурения, в частности к бурению скважин с гидравлическими забойными двигателями

Изобретение относится к области бурения, а именно к шпинделям забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин

Турбобур // 2135729
Изобретение относится к забойным средствам буровой техники, а именно к турбобурам, предназначенным для проходки скважин

Изобретение относится к области бурения скважин, в частности к средствам для бурения стволов глубоких скважин
Наверх