Полусамоходное шасси

 

Полусамоходное шасси относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для использования в качестве транспортного модуля при агрегатировании с трактором модульных конструкций сельскохозяйственных и других машин, строительного, дорожного, коммунального и т.д.назначений. Полусамоходное шасси содержит раму, выполненную из разъемных частей, одна из которых, боковая 1, смонтирована шарнирно на поперечных балках 3, несущих стяжку 4, шарнирно закрепленных на другой части 2 рамы, выполненной прицепной с задней осью и колесами, и содержащей консольные тяги 9 со сцепными устройствами, каждое из которых шарнирно связано с соответствующей полуосью трактора и включает рычаг. Полусамоходное шасси обеспечивает монтаж модульных конструкций машин различного назначения и увеличивает эффективность их использования за счет взаимозаменяемости функциональных узлов на едином, для всех машин, шасси, а также исключает доработку полуосей и ступиц ведущих колес трактора. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для агрегатирования с трактором модульных конструкций сельскохозяйственных и других машин.

Известно шасси для монтажа различных сельскохозяйственных орудий, содержащее раму, выполненную в виде жесткой замкнутой фигуры, например треугольника, две стороны которого крепятся к раме трактора шарнирно, а вершина опирается на опорное ведущее колесо, приводное карданом от привода полуоси трактора (SU, авторское свидетельство, 117614, кл. A 01 B 51/04, 1958 г.).

Известно и другое полусамоходное шасси для сельскохозяйственных и других машин, содержащее расположенную сбоку от трактора и связанную с ним раму, имеющую опорное колесо, приводное от полуоси трактора посредством карданной передачи (SU, авторское свидетельство, 121349, кл. A 01 B 51/04, 1059 г).

Известные шасси не могут обеспечить монтажа модульных машин, например прицепного зерноуборочного комбайна, в котором только жатка расположена на своей боковой части рамы, или других машин, имеющих модульные функциональные и ходовую части, так как они не предназначены для модульных конструкций. Функциональные возможности известных шасси ограничены, потому что эти шасси выполнены неразборными.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение монтажа модульных конструкций сельскохозяйственных и других машин, расширение функциональных возможностей, улучшение условий установки и обслуживания узлов машин.

Для этого в описываемом шасси рама выполнена из разъемных частей, одна из которых расположена продольно за трактором, выполнена с задней осью, несущей колеса, и с консольными тягами, несущими сцепные устройства, которые установлены с возможностью взаимодействия с роликами подшипников, закрепленных на полуоси трактора, при этом вторая часть рамы - боковая - посредством поперечных балок шарнирно связана с первой частью рамы, к которой шарнирно прикреплена стяжка, шарнирно связанная с указанными поперечными балками, а каждое сцепное устройство может содержать расположенные на конце консольной тяги рычаг с возможностью вращения и фиксации в требуемом положении, выполненный с коническими гранями в средней части, и ловитель, имеющий полуовальную выемку с выполненными на ее поверхности коническими гранями с возможностью взаимодействия их с коническими канавками, выполненными на роликах подшипников, закрепленных на полуоси трактора, установленной с возможностью продольного перемещения и оборудованной фланцем, который соединен со ступицей ведущего колеса трактора, а на полуоси трактора может быть расположена звездочка, кинематически связанная с другой звездочкой, связанной с карданной передачей опорного колеса боковой части рамы.

На фиг. 1 изображено шасси, вид сзади; на фиг. 2 - рычаг сцепного устройства в верхнем положении; на фиг. 3 - шасси в сцепке с ведущим колесом, вид слева; на фиг. 4 - шасси, вид сверху; на фиг. 5 - сечение А-А фиг. 4 (рычаг не показан).

Полусамоходное шасси содержит раму, которая состоит из разъемных частей: боковой 1 и основной 2, выполненной с задней осью и колесами, и соединяющих их поперечных балок 3 с регулируемой стяжкой 4 (талреп). Балка 3 имеет на концах отверстия, в которые вставляются съемные оси.

Боковая часть 1 выполнена в виде жесткой металлоконструкции, имеющей, например, раскос 5. На боковой части 1 установлено опорное колесо 6 с элементами привода и карданной передачей 7. На торце боковой части 1 имеются гнезда 8 в виде параллельных щечек с отверстиями. Часть 2 рамы расположена продольно за трактором.

Основная часть 2, выполненная прицепной с задней осью и колесами, имеет симметрично расположенные консольные тяги 9, на концах каждой из которых установлено сцепное устройство, включающее рычаг 10, с возможностью поворота, и ловитель 11, полуовальная форма которого снабжена коническими гранями. Рычаг 10 в своей средней части имеет конические грани и выполнен объемным, с полым внутренним пространством, в котором располагаются концы тяг 9, что обеспечивает рычагу 10 беспрепятственное вращение. Рычаг 10 фиксируется в нижнем положении, например, болтом 12.

Описанные элементы консольных тяг 9, составляющие сцепное устройство, обеспечивают соединение основной части 2 рамы с подшипниковой опорой трактора. Подшипниковая опора, устанавливаемая на ведущей оси 13 трактора, включает полуось 14 с фланцем 15, имеющим отверстие 16, центрируемое полуосью трактора. Фланец 15 крепится к ступице 17 ведущего колеса болтами 18, длина которых увеличена на толщину фланца 15. На полуоси 14 закреплен подшипник с роликом 19, имеющим на диаметре коническую канавку 20. Форма и размеры канавки идентичны форме и размерами конических граней рычага 10 и ловителя 11.

На полуоси 14 установлена также звездочка 21, соединенная цепью 22 с другой звездочкой 23 (натяжка условно не показана).

Основная часть 2 рамы снабжена регулируемой опорой 24 со стяжкой 25, служащей для удержания металлоконструкции с ловителем 11 на высоте, необходимой для четкой сцепки трактора в агрегат.

Ведущее колесо 26 трактора показано на фиг. 3. Опоры 27 выполнены в виде П-образных скоб с отверстиями для осей и расположены в центральной части с тем, чтобы нагрузка от веса боковой части 1 была не концентрированной, а более распределенной.

Стойки 28, связанные перекладиной, являются необходимым элементом для закрепления стяжки 4, выполняющей перевод боковой части 1 в рабочее, горизонтальное положение.

Сборка в агрегат осуществляется следующим образом.

Устанавливается необходимая колея колес трактора. Полуоси 14, центрируясь своим центральным отверстием, устанавливается на полуосях 13 трактора. Фланцы 15 соединяются болтами 18 со ступицей 17 ведущих колес 26 трактора.

На полуось 14 устанавливается звездочка 21, а на обе полуоси устанавливаются ролики 19 на подшипниках. Рычаги 10 консольных тяг 9 основной части 2, свободно стоящей на ровной площадке на опоре 24, переводятся в верхнее положение (фиг. 2).

После этого задним ходом трактор перемещается между консольных тяг 9, направляя движение так, чтобы конические канавки 20 роликов 19 попадали на конические грани ловителей 11. Захватываясь передней частью ловителей 11 и центрируясь его коническими гранями, конические канавки 20 роликов 19 входят в ловитель 11 до упора. Трактор останавливается.

Рычаги 10 опускаются и фиксируются болтом 12. Ролики 19 через тяги 9 оказываются жестко связаны с основной частью 2, которая, в свою очередь, оказывается шарнирно связанной с полуосями 13 трактора.

Опора 24 стяжкой 25 переводится в верхнее, транспортное положение, и основная часть 2 оказывается с одной стороны шарнирно закрепленной на полуосях 13 трактора, а с другой стороны - стоящей на колесах задней оси. Конструктивно этот симбиоз, имеющий общую ось, соединяет в себе энергетическое средство - трактор и двухосный прицеп, например, с самосвальным кузовом.

Затем устанавливаются в опоры 27 и фиксируются осями балки 3 со стяжкой 4, закрепляемой на стойке 28. Вращая стяжку 4, поднимают балки 3 в верхнее положение.

Трактор с основной частью 2 подъезжает к боковой части 1. Стяжкой 4 опускают концы балок 3 таким образом, чтобы они вошли в гнезда 8 боковой части 1, где их фиксируют съемными осями. Изменяя длину стяжки 4, устанавливают необходимую рабочую высоту металлоконструкции боковой части 1. На звездочки 21 и 23 одевается цепь 22 и натягивается. Вилка карданной передачи 7 одевается на ось звездочки 23 для передачи вращения через элементы привода на опорное колесо 6 и фиксируется от перемещения.

После сборки шасси трактор начинает свое движение под монтаж модульных, например, сельскохозяйственных машин. Например, на боковой части 1 можно установить жатку для скашивания травы, с измельчителем, а на основной части 2 - саморазгружающийся кузов. При работе такого агрегата скошенная масса подается измельчителем в кузове, после заполнения которого боковая часть 1 отсоединяется и агрегат становится транспортным средством, которое и осуществляет транспортировку продукта к месту разгрузки. Такая технология уборки может стать очень эффективной на полях сравнительно небольшого размера. На больших полях возможна другая технология уборки, когда один агрегат с полным кузовом транспортирует продукт на разгрузку, а другой агрегат с пустым кузовом подсоединяет к своей основной части 2 ранее отсоединенную боковую часть 1 с функциональными органами первого агрегата и продолжает работу до заполнения кузова. После этого второй агрегат отсоединяет боковую часть и едет на разгрузку, а на его место становится первый агрегат и продолжает работу.

Аналогично может быть установлен на боковой части модульный комплекс, осуществляющий, например, зерноуборку или любой другой уборочный процесс. Работа в этом случае осуществляется по описанному ранее.

После окончания уборочного сезона боковая часть 1 отсоединяется от основной, которая может быть использована для монтажа и эксплуатации других машин или функциональных узлов; разбрасыватель удобрений, бетономешалка, компрессор, мусоровоз бытовых отходов, цистерны различного назначения, кузова и т.д.

Таким образом, изобретение позволяет обеспечить монтаж модульных конструкций машин различного назначения и поднять эффективность их использования за счет взаимозаменяемости функциональных узлов на едином, для всех машин, шасси. Это создает возможность использования шасси в течение всего года на различных сезонных работах.

Объединение технологического процесса уборки сельскохозяйственной продукции с транспортировкой без дополнительной перегрузки и дополнительного транспорта снижает себестоимость уборочных работ и стоимость конечного продукта.

Формула изобретения

1. Полусамоходное шасси для сельскохозяйственных и других машин, содержащее расположенную сбоку от трактора и связанную с ним раму, имеющую опорное колесо, приводнoе от полуоси трактора посредством карданной передачи, отличающееся тем, что рама выполнена из разъемных частей, одна из которых расположена продольно за трактором, выполнена с задней осью, несущей колеса, и с консольными тягами, несущими сцепные устройства, которые установлены с возможностью взаимодействия с роликами подшипников, закрепленных на полуоси трактора, при этом вторая часть рамы - боковая - посредством поперечных балок шарнирно связана с первой частью рамы, к которой шарнирно прикреплена стяжка, шарнирно связанная с указанными поперечными балками.

2. Шасси по п.1, отличающееся тем, что каждое сцепное устройство содержит расположенные на конце консольной тяги рычаг с возможностью вращения и фиксации в требуемом положении, выполненный с коническими гранями в средней части, и ловитель, имеющий полуовальную выемку с выполненными на ее поверхности коническими гранями с возможностью взаимодействия их с коническими канавками, выполненными на роликах подшипников, закрепленных на полуоси трактора, установленной с возможностью продольного перемещения и оборудованной фланцем, который соединен со ступицей ведущего колеса трактора.

3. Шасси по пп.1 и 2, отличающееся тем, что на полуоси трактора расположена звездочка, кинематически связанная с другой звездочкой, связанной с карданной передачей опорного колеса боковой части рамы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям грузовых или туристских прицепов для буксировки легковыми автомобилями

Изобретение относится к транспортным средствам и касается прицепов для легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к прицепам к электротягачам

Прицеп // 2057672

Прицеп // 2053912
Изобретение относится к сельскохозяйственному производству, а именно к механизации транспортно-погрузочно-разгрузочных работ

Прицеп // 2050299

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к автомобильным седельным тягачам

Изобретение относится к области специализированного транспорта, в частности к автопоездам с полуприцепами, приспособленными для производства погрузочно-разгрузочных работ с переднего конца рамы и предназначенными для перевозки тяжеловесных грузов

Изобретение относится к способам и устройствам для эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к сочлененным, многоосным транспортным средствам для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов
Наверх