Движитель

 

Изобретение относится к транспортным средствам. Движитель содержит раму, несколько ступиц и несколько секторов с шарнирным разъемным ободом, части которого соединены между собой крепежными деталями. Это позволяет преобразовывать колесный движитель в полезный движитель и обратно, при этом обеспечивается минимальное сопротивление движению на разных грунтах. 4 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к ведомым движителям.

Известно устройство под названием "Санки-тележка" (см. Изобретатель и рационализатор N 7-8, 1992, с. 18), содержащее ручные детские санки, два задних колеса на одной оси, рычажный механизм подъема и опускания переднего колеса, переднее колесо и поводок.

Недостатком этого устройства является постоянное использование санок, неустойчивость трехколесной схемы тележки на твердом покрытии с гибким поводком и низкая проходимость на слабых грунтах из-за малых диаметров колес (см. Бескин А. Транспорт для бездорожья. - М.: Знание, 1971, с. 33).

Прототипом предложенного устройства является движитель, конфигурация элементов которого допускает преобразование колеса в полоз (см. авт. св. СССР N 1646939, кл. B 60 B 19/00, 1991). Движитель содержит упругий обод, выполненный из двух шарнирно связанных секций и четырех подпружиненных спиц.

Недостатком данного устройства является то, что при нагрузке шарниры и упругие элементы продавливаются внутрь, искажая цилиндрическую форму колеса и необходимую форму полоза, а увеличение жесткости обода путем введения выступов и канавок затрудняет выполнение его функции.

Задачей изобретения является создание двухвариантного ведомого движителя, работающего с минимальным сопротивлением движению на разных грунтах.

Существенными признаками изобретения являются: - наличие нескольких ступиц с цилиндрическим центральным отверстием каждое для крепления на фланцах рамы, при этом каждая секция связана со своей ступицей; - жесткий обод выполнен разъемным и содержит секции, соединенные между собой крепежными элементами; - использование покрытий на наружной поверхности жесткого обода (например, резины, фторопласта).

Технический результат от использования устройства следующий: допускает преобразование колеса в полоз при разъединении крепежных элементов обода и ступиц с разворачиванием секций в линию с закреплением ступицы каждой секции на раме.

Цилиндричность колеса обеспечивается крепежным элементом и использованием наружных покрытий жесткого обода (резиновая шина, пластик).

На фиг. 1 изображено колесо; на фиг. 2 - полоз; на фиг. 3 - общий вид багажной ручной тележки (вид сбоку) с использованием колеса; на фиг.4 - общий вид ручных санок (вид сбоку) с использованием полоза.

Колесо (фиг. 1) содержит несколько ступиц 1 с цилиндрическим центральным отверстием (имеется паз для фиксации втулки оси) каждое для крепления на фланцах рамы, при этом каждая секция связана со своей ступицей 1. Жесткий обод 2 выполнен разъемным и содержит секции 3, соединенные между собой крепежными элементами 4. В средней части разъемного обода 2 может быть предусмотрена кольцевая канавка для фиксации резиновой шины 5, в которую входит выступ шины, либо на наружную плоскую поверхность разъемного обода 2 закрепляется (приклеено) пластиковое покрытие (например, фторопластовая лента толщиной 2-3 мм), а затем с натягом надевается резиновая шина 5.

По градусному измерению секции 3 могут быть равными или разными.

В предлагаемом примере (фиг. 2) первая секция 3 равна 120o, остальная часть окружности делится на кратные части равные 60o. Первая секция 3 служит начальным элементом полоза и создает необходимую функцию скольжения полоза и достаточную жесткость конструкции санок. Для дальнейшего повышения жесткости конструкции санок возможно использование двух больших секций 3 с центральным углом 120o для крайних концов жесткого обода 2.

Варианты использования движителя обеспечиваются универсальностью рамы.

Рама 6 содержит легкую трубчатую конструкцию, на которой снизу жестко закреплено несколько фланцев 7 для крепления полоза крепежными элементами 8. В задней части рамы жестко закреплена ось 9, на которой свободно вращается втулка 10 с выступом для ступицы 1. В передней части рамы 6 шарнирно закреплена жесткая тяга 11, которая фиксируется на раме 6 накидным кольцом 12. Такая тяга 11 удобна и для санок, так как повышает устойчивость их от бокового опрокидывания.

Примеры использования движителя.

Колесо (фиг. 1) используется, например, на ручной одноосной багажной тележке (фиг. 3).

Для этого на втулку 10 оси 9 надевается колесо в сборе и фиксируется на конце оси 9 крепежным элементом.

При изменении характера грунта (например, выпал снег) колесо может быть преобразовано в полоз (фиг. 4), использование которого существенно снижает тяговое усилие. Для этого снимается резиновая шина 5 и крепежный элемент 4. Затем с втулки 10 снимаются все ступицы 1, кроме одной крайней от разъема, жесткий обод 2 вместе с секциями 3 разворачивается по оси фланцев рамы 7 в линию и закрепляется крепежными элементами 8. Причем первая секция фиксируется крепежными элементами дважды. Развернутые в линию секции 3 образуют равносторонние треугольники, создающие жесткую конструкцию движителя (фиг. 4), устойчивую к динамическим нагрузкам. Затем с концов рамы 6 снимается накидное кольцо 12 и жесткая тяга 11 занимает свободное положение для передвижения санок. Преобразование полоза в колесо производится в обратном порядке.

Такой движитель может быть установлен, например, на детских колясках, на ящике для рыболова или на снегоходе и там, где ходовая часть транспортного средства может быть преобразована с учетом сезонных условий.

Формула изобретения

Движитель, содержащий устанавливаемое на оси рамы колесо, имеющее ступицу и жесткий обод, состоящий из шарнирно связанных между собой секций, формирующих в сборе наружную поверхность обода, и выполненное с возможностью преобразования колеса в полоз, отличающийся тем, что колесо имеет несколько ступиц с цилиндрическим центральным отверстием, каждое для крепления на фланцах рамы, при этом каждая секция связана со своей ступицей, а жесткий обод выполнен разъемным и содержит секции, соединенные между собой крепежными элементами, допускающими преобразование колеса в полоз при разъединении крепежных элементов обода и ступицы с разворачиванием секций в линию с закреплением ступицы каждой секции на раме.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области колесного производства, в частности к колесам с гибкими ободьями и гибкими связями между ободьями и ступицами

Изобретение относится к колесам транспортных средств

Изобретение относится к колесам транспортных средств, преимущественно легких снегоболотоходов на бескамерных широкопрофильных пневматических шинах низкого давления

Изобретение относится к горному транспорту и может быть использовано для откатки грузов в непрофильных выработках

Трактор // 2049677
Изобретение относится к механизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении

Покрышка // 2046725

Изобретение относится к колесам транспортных средств и может использоваться для устранения возникающих при движении колеса неуравновешенных сил в нем

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами

Изобретение относится к транспортным средствам и может использоваться в электромобилях

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания транспортных средств-амфибий с обычным негерметичным кузовом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям наземного, водного или воздушного транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным колесам транспортных средств, и предназначено для использования преимущественно на объектах авиационной техники

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к конструкциям колес сухопутных транспортных средств для повышения их проходимости и амфибий для улучшения также их подвижности и управляемости на плаву

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к вездеходам

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств
Наверх