Мотор-колесо транспортного средства
Использование: в машиностроении и может быть применено в гидростатических трансмиссиях колесных и гусеничных транспортных средств. Сущность изобретения: мотор-колесо оснащено пластинчатой гидромашиной, ротор с пластинами которой соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью колеса, выполненной с каналами подвода и отвода рабочей среды. Соединение статора с осью колеса выполнено в виде многогранника, по углам которого расположены зубья для передачи крутящего момента. Кроме того, мотор-колесо снабжено стояночным тормозом, расположенным внутри него между фланцем оси и ступицей. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидростатических трансмиссиях колесных и гусеничных транспортных средств.
Известен радиально-поршневой гидромотор, установленный на ось колеса (см. Гидравлические трансмиссии современных зарубежных тракторов (обзор, М., 1962). Известны мотор-колеса фирмы "ПОКЛЕН ИДРОЛИКС", содержащие ступицу, ось колеса, радиально-поршневые моторы и тормоза. Наиболее близким к изобретению является мотор-колесо транспортного средства, содержащее гидромашину и ступицу, опирающуюся посредством подшипников на ось колеса, причем ротор с пластинами гидромашины соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью, выполненной с маслоканалами подвода и отвода рабочей среды (патент США N 3932076, кл. B 60 K 7/00, 1976, прототип). Однако в этом решении отсутствует тормоз, который бы мог при конструктивных особенностях такого мотор-колеса обеспечивать эффективное его затормаживание. Кроме того, соединение в упомянутом решении статора с осью колеса выполнено резьбовым, что увеличивает его осевые габариты. В основу изобретения положена техническая задача создать такую конструкцию мотор-колеса, которая обеспечивала бы при простоте конструкции большой крутящий момент и малые габариты, а также надежное торможение. Задача решается тем, что мотор-колесо, содержащее ступиц, опирающуюся посредством подшипников на ось колеса, согласно изобретению снабжено пластинчатой гидромашиной, ротор с пластинами которой соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью колеса, выполненной с каналами подвода и отвода рабочей среды, согласно изобретению соединение статора с осью колеса выполнено в виде многогранника с плоскими гранями, по углам которого расположены зубья, а на плоских гранях, в зонах маслоканалов, выполнены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные кольца, согласно изобретению ось колеса снабжена многодисковым фрикционным стояночным тормозом, блокирующим ступицу относительно оси колеса, посредством усилий тарельчатых пружин, с размещением растормаживающего силового кольцевого гидроцилиндра в теле оси колеса. Оснащение мотор-колеса пластинчатой гидромашиной с соединением ротора со ступицей, а расположенного внутри ротора профилированного статора с осью колеса позволяет обеспечить большой крутящий момент и значительно уменьшить габариты. Соединение статора с осью колеса в виде многогранника с плоскими гранями, по углам которого расположены зубья, а на плоских гранях вокруг маслоканалов выполнены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные кольца, позволяет передать большой крутящий момент и в тоже время позволяет уплотнить каналы подвода и отвода рабочей среды. Снабжение мотор-колеса многодисковым фрикционным стояночным тормозом с тарельчатыми пружинами и с растормаживающим силовым кольцевым гидроцилиндром, размещенным в теле оси колеса, позволяет сократить габариты, блокировать ступицу относительно оси колеса при длительной стоянке и особенно в аварийном режиме, например при разрыве рукава высокого давления, когда давление в гидросистеме падает и мотор-колесо становится неуправляемым. На фиг. 1 показана конструкция мотор-колеса; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Мотор-колесо содержит пластинчатую гидромашину 1, ротор 2 с пластинами 3 которой соединен со ступицей 4, а расположенный внутри ротора 2 профилированный статор 5 соединен с осью колеса 6. Соединение профилированного статора 5 с осью колеса 6 выполнено в виде многогранника 7 (фиг. 2) с плоскими гранями 8, по углам которого расположены зубья 9. На плоских гранях 8 вокруг маслоканалов выполнены кольцевые канавки 10, в которых размещены уплотнительные кольца 11. Ось колеса 6 имеет многодисковый фрикционный стояночный тормоз 12 с тарельчатыми пружинами 13 и с растормаживающим силовым кольцевым гидроцилиндром 14, размещенным в теле оси колеса 6. Мотор-колесо крепится к раме машины фланцем 15 оси колеса 6, а колесо монтируется на фланце 16 ступицы 4. Ось колеса 6 имеет каналы 17 подвода и отвода рабочей среды. Мотор-колесо работает следующим образом. Среда управления подается в силовой кольцевой гидроцилиндр 14, который воздействует на тарельчатые пружины 13, растормаживая ступицу 4 относительно оси колеса 6. При подаче рабочей среды по каналам 17 через плоские грани 8 многогранника 7 и далее через профилированный статор 5 в рабочие камеры, образованные пластинами 3, сила ее давления вращает ротор 2 пластинчатой гидромашины 1 и соединенную с ним ступицу 4 вокруг профилированного статора 5 и оси колеса 6. Зубья 9 передают крутящий момент. Уплотнительные кольца 11 предотвращают утечки рабочей среды.Формула изобретения
1. Мотор-колесо транспортного средства, содержащее пластинчатую гидромашину и ступицу, опирающуюся посредством подшипников на ось с фланцем, причем ротор с пластинами гидромашины соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью, выполненной с маслоканалами подвода и отвода рабочей среды, отличающееся тем, что оно снабжено стояночным тормозом, расположенным внутри мотор-колеса между фланцем оси и ступицей и включающим в себя блокирующие диски, соединенные внутренними зубьями с осью, и блокируемые диски, соединенные наружными зубьями со ступицей и зажатые между упорной и нажимной шайбами тарельчатыми пружинами, а растормаживающий силовой кольцевой гидроцилиндр размещен в теле оси. 2. Мотор-колесо по п.1, отличающееся тем, что соединение статора с осью выполнено в виде многогранника, по углам которого расположены зубья передачи крутящего момента, а на плоских гранях вокруг маслоканалов выполнены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные кольца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2