Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте

 

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте. Технический результат, создаваемый изобретением, заключается в автоматизации процессов продажи билетов, их проверки при посадке и последующей статистической обработки результатов деятельности транспортной системы и ее отдельных участков. Система состоит из центрального поста (ЦП) и вестибюльных (станционных) комплексов (ВК). Центральный пост содержит автоматические рабочие места (АРМ), состоящие из процессора с регистратором и блоком отображения на выходе, блока хранения кодов проездных документов, блоков обмена, блоков памяти и логической обработки информации, поступающей с ВК. Вестибюльный комплекс состоит из пунктов оплаты (ПО) проездных документов, автоматических контрольных пунктов (АКП), автоматических рабочих мест, аналогичных АРМ ЦП. ПО состоит из кассового аппарата, блоков кодирования проездных документов и передачи кодов на ЦП, а АКП состоит из устройства считывания кодов проездных документов, логических блоков, определяющих их действенность, и выдачи соответствующей информации в ЦП, сигналов управления турникетом и перекодировки проездных документов (списывание очередной поездки с проездного документа или его погашение). Внутрисистемная связь и связи внутри ЦП и ВК осуществляются по мультиплексным каналам. 4 ил.

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, а именно к устройствам автоматизированной оплаты проезда и проверки проездных документов, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте.

Известно устройство комплексной автоматизации билетно-кассовых операций на крупных железнодорожных узлах, содержащее вычислительный комплекс, коммутаторы, линии связи, блоки накопления и ввода информации о билетах со станций и манипуляторов кассиров [1].

Также известна система управления доступом для общественного транспорта, содержащая поставленные на каждом входе и выходе устройства, снабженные считывателями билетов, автомат для выдачи билетов и станционные процессоры, которые подключены к центральному процессору, обеспечивающему их взаимодействие [2].

Ближайшим аналогом является устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов, состоящее из центрального поста и вестибюльных (станционных) комплексов, связанных между собой системным мультиплексным каналом через свои устройства ввода-вывода, при этом центральный пост содержит блок управления, декодер сообщений, поступающих на центральный пост с блоком памяти сообщений, передаваемых с центрального поста, связанные между собой и со своим устройством ввода-вывода мультиплексным каналом центрального поста, каждый из вестибюльных комплексов содержит блок управления, автоматические контрольные пункты и пункты оплаты (кассовые аппараты), соединенные между собой мультиплексным каналом вестибюльного комплекса, при этом автоматический контрольный пункт содержит последовательно включенные блок считывания кода проездного документа, предъявляемого пассажиром при проходе на станцию, и регистр считанного кода, блок памяти считанного кода, последовательно соединенные блок памяти сообщений, поступающих из центрального поста, и декодер сообщений, блок сравнения, входы которого подключены соответственно к выходам регистра считанного кода и декодера сообщений, поступающих из центрального поста, блок управления приводом турникета, пункт оплаты состоит из кассового аппарата, блока считывания кода проданного проездного документа, подключенного к блоку кодирования сообщения о проданном проездном документе [3].

Предлагаемое изобретение в отличие от вышеприведенных аналогов обеспечивает автоматизацию учета пассажиропотоков в масштабах обслуживаемой транспортной системы, статистическую обработку результатов ее работы, а также существенно упрощает операции продажи проездных документов и их проверки при проходе пассажира на посадку.

Данная система пригодна для работы с любым видом проездных документов, предусматривающих их кодирование.

Указанный эффект достигается за счет того, что блоки управления центрального поста и вестибюльных комплексов выполнены в виде автоматических рабочих мест, каждый из которых состоит из процессора с пультом управления на входе, устройства отображения и регистратора, подключенных к выходам процессора. Центральный пост снабжен дополнительно блоками обмена с автоматическими рабочими местами, блоком хранения кодов проездных документов, подключенным к своему входу устройства ввода-вывода центрального поста, регистром данных, блоком памяти действующих проездных документов, связанными с мультиплексным каналом центрального поста, а также блоком кодирования и блоком сравнения, входы которого подключены к соответствующим выходам регистра данных и блока действующих проездных документов, а выход через блок кодирования к своему входу устройства ввода-вывода центрального поста. Вестибюльный комплекс дополнительно снабжен контроллером и сервером управления вестибюля, а мультиплексный канал вестибюльного комплекса выполнен из двух раздельных каналов: первого - для связи автоматических контрольных пунктов, второго - для связи пунктов оплаты и автоматических рабочих мест. Автоматический контрольный пункт дополнительно снабжен блоком перекодирования проездного документа, подключенным к выходу блока сравнения, к которому также подключен вход блока управления турникетом, и блоком обмена с первым мультиплексным каналом вестибюльного комплекса, подключенным к выходу блока памяти считанного кода, соединенного входом с выходом регистра считанного кода, и входу блока памяти сообщений, поступающих из центрального поста. Пункт оплаты дополнительно снабжен блоком памяти кодов проданных проездных документов, блоком обмена и блоком фискальной памяти, при этом выход кассового аппарата подключен к блоку считывания кода проданного проездного документа, блок кодирования сообщений о проданных проездных документах, блок памяти кодов проданных проездных документов и блок обмена соединены последовательно, блок фискальной памяти подключен к своему выходу кассового аппарата. Блоки обмена пунктов оплаты и автоматических рабочих мест подключены ко второму мультиплексному каналу вестибюльного комплекса, сервер управления вестибюльным комплексом через свои входы обмена подключен ко входу устройства ввода-вывода вестибюльного комплекса, второму мультиплексному каналу вестибюльного комплекса и контроллеру, второй вход которого подсоединен к первому мультиплексному каналу вестибюльного комплекса.

Ниже рассматривается система, в которой в качестве проездных документов используются магнитные билеты.

На фиг. 1 представлена структурная схема системы; на фиг. 2 - функциональная схема центрального поста; на фиг. 3 - функциональная схема автоматического рабочего места; на фиг. 4 - функциональная схема вестибюльного комплекса.

Система (фиг. 1) состоит из центрального поста (ЦП) 1, вестибюльных (станционных) комплексов (ВК) 2, связанных между собой системным мультиплексным каналом (СМК) 3, например типа "Frame Relay".

Центральный пост 1 обеспечивает проездными документами ВК 2, централизованное выявление фальшивых проездных документов и статистическую обработку результатов работы системы в целом и отдельных ВК.

ЦП 1 (фиг.2) содержит: - автоматические рабочие места (АРМ) 4 (фиг.3), количество которых определяется производственной необходимостью, обеспечивающие наблюдение за функционированием соответствующих участков работы системы, статистическую обработку результатов работы системы в целом и отдельных ее участков: вестибюльных комплексов и др.; каждое из АРМ укомплектовано процессором 5 с пультом 6 на входе, устройством отображения 7 и регистратором 8, подключенными к его выходам; АРМ 4 может быть реализован на базе ПК НР Vectra с процессором Pentium 133, блока отображения НР Ultra VGA 15 и регистратора - принтера НР Laserjet 6; - блок хранения 9 кодов проездных документов; - регистр данных 10, в который поступают данные о кодах проездных документов, предъявленных при проходе пассажира на станцию; - блок памяти 11 действующих (проданных) проездных документов; - блок сравнения 12, входы которого подключены к выходам регистра 10 и блока памяти 11 и в котором формируется сигнал аннулирования фальшивого проездного документа; - блок кодирования 13, подключенный к выходу блока сравнения 12 и формирующий коды команд на аннулирование фальшивого проездного документа; - декодер сообщений, поступающих на ЦП с ВК 14 с блоком памяти 15, как-то: сумма оплаты за проданные проездные документы за соответствующий период как по отдельным ВК, так и по каждому посту оплаты; - блок памяти сообщений 16, передаваемых с ЦП периферийным объектам (ВК и при необходимости другим, подключенным к СМК 3); - устройства ввода-вывода (УВВ) 17 для подключения ЦП 1 к мультиплексному каналу СМК 3.

Выходы блока кодирования 13 и блока хранения кодов 9 подключены к своим входам УВВ 17, а все АРМ 4, блок хранения кодов 9, регистр данных 10, декодер 14, блок памяти 15,16 и УВВ 17 связаны между собой мультиплексным каналом ЦП (ЦМС) 18.

Логические элементы центрального поста могут быть реализованы на двухмашинном кластере типа НР-К250, доукомплектованным стандартными платами памяти.

Вестибюльный комплекс 2 решает задачи продажи проездных документов и их проверки при прохождении пассажира на посадку. Количество вестибюлей на станции определяется ее построением и организацией работы станции.

Вестибюльный комплекс 2 состоит из автоматических контрольных пунктов (АКП) 19, пунктов оплаты (ПО) 20 и автоматических рабочих мест, аналогичных АРМ 4. Количество АКП, ПО и АРМ в каждом конкретном вестибюльном комплексе определяется производственной необходимостью.

Автоматический контрольный пункт 19 предназначен для проверки проездных документов при прохождении пассажира на посадку, перекодировки проездных документов (списание очередной поездки с кода проездного документа, выданного на несколько поездок, нанесения отметок запрета прохода на фальшивых проездных документах или проездных документов с просроченным сроком) и состоит из:
- последовательно включенных блока считывания 21 кода билета, регистра считанного кода 22 и блока памяти считанного кода 23;
- последовательно включенных блока памяти 24 сообщений, поступающих с ЦП 1 (коды недействительных проездных документов) и декодер 25 сообщений;
- блока сравнения 26, входы которого подсоединены к соответствующим выходам регистра 22 и декодера 25;
- блока управления 27 приводом турникета и блока перекодирования 28 проездных документов, входы которых подключены к выходу блока сравнения 26, а выходы соответственно к приводу турникета и устройству перекодирования (на чертеже не показаны и в комплекс не входят);
- блока обмена 29 с первым мультиплексным каналом вестибюля (МКА) 30, связывающим АКП.

АКП 19 могут быть реализованы на базе ВАЛИДАТОРА V3000.

Пункт оплаты (касса) обеспечивает продажу проездных документов, поступающих с ЦП 1, и состоит из:
- последовательно включенных кассового аппарата 31, блока считывания кода проданного проездного документа 32, блока кодирования 33 проездного документа, блока памяти 34 кодов проданных проездных документов и блока обмена 35 со вторым мультиплексным каналом вестибюля (МКО) 36, связывающим ПО И АРМ вестибюля;
- блок фискальной памяти 37, подключенный к своему выходу кассового аппарата 31.

Пункт оплаты может быть реализован на базе изделия "Аркус - Lip" с введением в него дополнительных стандартных плат памяти.

Автоматические рабочие места 4 вестибюльного комплекса обеспечивают контроль функционирования АКП и ОП своего вестибюля, статистическую обработку результатов его работы, а также производственное взаимодействие с ЦП.

АРМ 4 вестибюля 2 и центрального поста 1 подключаются к мультиплексным каналам 18, 36 через блоки обмена 35. В качестве блоков обмена 29 и 35 может быть использован интерфейс типа RS485.

Первый мультиплексный канал МКА 30 через контроллер 38, например типа NC 3000, подключен к первому вводу обмена сервера управления вестибюльным комплексом 39, второй его ввод подключен к МКО 36, а третий - к УВВ 40. В качестве сервера управления 39 может быть применен НР Vectra Р133, а в качестве УВВ 40 - Cisco 7500.

Система функционирует следующим образом.

Коды проездных документов, содержащие: серийный номер, стоимость, назначение (одноразовый, многоразовый или период действия), а также незаполненные разряды для последующего внесения информации (номер пункта оплаты проездных документов и даты его выдачи) формируют и хранят в блоке хранения кодов 9 ЦП 1. По команде с одного из АРМ 4 ЦП 1 происходит загрузка указанными кодами пунктов оплаты 20 по цепи: блок хранения 9 - УВВ 17 - СМК 3 - УВВ 40 - сервер управления 39 - - МКО 36 - блок обмена 35 - кассовый аппарат 31. Кассовые аппараты загружаются периодически по мере необходимости. Продажу проездных документов производят в любом пункте оплаты 20 через его кассовый аппарат 31. В кассовом аппарате фиксируют сумму оплаты и выдают в соответствии с ней проездной документ. При этом в нем заполняют свободные ячейки кода: номер пункта оплаты и сумма оплаты. Одновременно сообщение о проданном проездном документе с кассового аппарата 31 выдают в блок считывания кода проданного проездного документа 32 и в блок фискальной памяти 37. Блок фискальной памяти 37 предусматривает ограниченный доступ и служит для контроля налоговыми службами. Из блока считывания 32 сообщение поступает в блок кодирования 33 и далее в блок памяти кодов проданных проездных документов 34. Сообщения о проданных проездных документах из блока памяти 34 периодически пачками через блок обмена 35 - МКО 36 - сервер управления 39 - УВВ 40 - СМК 3 - УВВ 17 - ЦМС 18 передают в блок памяти 11 и блок памяти 15 через декодер 14. Сообщения, поступающие в блок 15, служат для последующей статистической обработки на любом из АРМ 4 ЦП 1 по их запросам через ЦМС 18, как-то:
- количество проданных проездных документов в системе, по вестибюлям и постам оплаты за соответствующий период с разделением по категориям (одноразовые, многоразовые на определенный период);
- сумма оплаты проездных документов, полученных системой, в вестибюле, пунктом оплаты и др.

Сообщения, поступающие в блок памяти 11, служат для последующей проверки проездного документа.

При проходе пассажира через АКП 19 происходит считывание кода предъявленного проездного документа в блоке 21, который затем вводят в регистр 22 и далее в блок памяти считанного кода 23. Из блока памяти 23 считанные коды периодически пачками передают в регистр данных 10 и блок памяти 11 в ЦП 1 по цепочке: блок памяти 23 - блок обмена 29 - МКА 30 - контроллер 38 - сервер управления 39 - УВВ 40 - СМК 3 - УВВ 17 - ЦМС 18 - регистр 10 и блок памяти 11. В блоке памяти 11 при поступлении очередной пачки сообщений производится корректировка кодов соответствующих проездных документов (аннулирование кода проездного документа при истечении срока его действия или использование всех поездок или списание очередной поездки в многоразовом проездном документе. Затем коды с одинаковыми номерами проездных документов, накопленные в блоке памяти 11 и поступившие в регистр 10, сравнивают, и если при сравнении обнаруживается, что номер проездного документа, поступивший в регистр, отсутствует в блоке памяти 11, означающее, что проездной документ фальшивый; срок действия проездного документа истек; количество поездок израсходовано полностью, то на выходе блока сравнения 26 формируется сигнал запрета на пропуск пассажира с указанным проездным документом, который кодируется в блоке 13 и по цепочке: блок 13 - УВВ 17 - СМК 3 - УВВ 40 - сервер управления 39 - контроллер 38 - МКА 30 - блок обмена 29 - блок памяти 24 - декодер 25. Код проездного документа, поступивший в регистр 22, сравнивают в блоке сравнения 26 с кодом аннулированного проездного документа, хранящегося в блоке памяти 24 и передаваемого в декодер по сигналу с регистра 22, и если они совпадают, то на выходе блока сравнения 26 формируется сигнал запрета прохода, по которому блок управления турникетом вырабатывает команду на закрытие турникета, а блок перекодирования 28 наносит на проездной документ отметку его аннулирования. При предъявлении действующего проездного документа: разового или многоразового (в декодере 25 отсутствует сообщение) на выходе блока сравнения 26 формируется сигнал погашения очередной поездки, поступающий в блок перекодирования 28, который вносит изменения в код данного проездного документа (списывает очередную поездку).

Технико-экономический анализ эффективности предлагаемой системы применительно к московскому метрополитену показал повышение доходности на 10-20% при окупаемости затрат в срок порядка полугодия. При этом открываются широкие возможности объективного анализа пассажиропотоков, эффективности использования оборудования и организации работы станций, что является дополнительным резервом повышения эффективности от внедрения предлагаемой системы.

Источники информации
1. СССР, авт. свид. N 197322, G 06 F 15/26, G 07 B 1/00, 1966.

2. РСТ, заявка WO 9427257, G 07 B 15/04, 1994.

СССР, авт. свид. N 1667124, G 07 B 15/00, 1989 (прототип).


Формула изобретения

Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте, состоящая из центрального поста и вестибюльных комплексов, связанных между собой системным мультиплексным каналом через свои устройства ввода-вывода, при этом центральный пост содержит блок управления, декодер сообщений, поступающих на центральный пост, с блоком памяти сообщений, поступающих на центральный пост, и блок памяти сообщений, передаваемых с центрального поста, связанные между собой и со своим устройством ввода-вывода мультиплексным каналом центрального поста, каждый из вестибюльных комплексов содержит блок управления, автоматические контрольные пункты и пункты оплаты, соединенные между собой мультиплексным каналом вестибюльного комплекса, при этом автоматический контрольный пункт содержит последовательно включенные блок считывания кода проездного документа и регистр считанного кода, блок памяти считанного кода, последовательно соединенные блок памяти сообщений, поступающих из центрального поста, и декодер сообщений, блок сравнения, входы которого подключены соответственно к выходам регистра считанного кода и декодера сообщений, блок управления приводом турникета, пункт оплаты состоит из кассового аппарата, блока считывания кода проданного проездного документа, подключенного к блоку кодирования сообщения о проданном проездном документе, отличающаяся тем, что блоки управления центрального поста и вестибюльных комплексов выполнены в виде автоматических рабочих мест, каждое из которых состоит из процессора с пультом управления на входе, устройства отображения и регистратора, подключенных к выходам процессора, центральный пост снабжен дополнительно блоками обмена с автоматическими рабочими местами, блоком хранения кодов проездных документов, подключенным к своему входу устройства ввода-вывода центрального поста, регистром данных, блоком памяти действующих проездных документов, связанными с мультиплексным каналом центрального поста, а также блоком кодирования и блоком сравнения, входы которого подключены к соответствующим выходам регистра данных и блока памяти действующих проездных документов, а выход через блок кодирования к своему входу устройства ввода-вывода центрального поста, вестибюльный комплекс дополнительно снабжен контроллером и сервером управления вестибюльным комплексом, а мультиплексный канал вестибюльного комплекса выполнен из двух раздельных каналов: первого - для связи автоматических контрольных пунктов, второго - для связи пунктов оплаты и автоматических рабочих мест, причем автоматический контрольный пункт дополнительно снабжен блоком перекодирования проездного документа, подключенным к выходу блока сравнения, к которому также подключен вход блока управления турникетом, и блоком обмена с первым мультиплексным каналом вестибюльного комплекса, подключенным к выходу блока памяти считанного кода, соединенного входом с выходом регистра считанного кода, и входу блока памяти сообщений, поступающих из центрального поста, пункт оплаты дополнительно снабжен блоком памяти кодов проданных проездных документов, блоком обмена и блоком фискальной памяти, при этом выход кассового аппарата подключен к блоку считывания кода проданного проездного документа, блок кодирования сообщений о проданных проездных документах, блок памяти кодов проданных проездных документов и блок обмена соединены последовательно, блок фискальной памяти подключен к своему выходу кассового аппарата, блоки обмена пунктов оплаты и автоматических рабочих мест подключены ко второму мультиплексному каналу вестибюльного комплекса, сервер управления вестибюльным комплексом через свои входы обмена подключен к устройству ввода-вывода вестибюльного комплекса, второму мультиплексному каналу вестибюльного комплекса и контроллеру, второй вход обмена которого подсоединен к первому мультиплексному каналу вестибюльного комплекса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.12.2004        БИ: 36/2004



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для выполнения операций с билетами, содержащими информацию, записанную на магнитном носителе, и может быть использовано для контроля оплаты, например, проезда в метрополитене

Изобретение относится к устройствам автоматизированной оплаты и может быть использовано для оплаты проезда на метрополитене

Изобретение относится к технике регистрации подвижных объектов :i может быть использовано для контроля за работой водителей на междугородних автобусных маршрутах

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, а именно к устройствам автоматизированной оплаты проезда и проверки проездных документов, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, а именно к устройствам автоматизированной оплаты проезда и проверки проездных документов, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Изобретение относится к электронной оплате дорожного сбора, т.е

Изобретение относится к устройствам обработки данных связи для поддержания компьютерной системы, подключаемой к различному периферийному оборудованию, и для передачи данных к периферийному оборудованию и приема их от него

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Наверх