Самолет-амфибия

 

Изобретение относится к авиационной технике и касается разработки гидросамолетов и самолетов-амфибий. Сущность изобретения состоит в том, что у самолета-амфибии, содержащего лодку и двухкилевое вертикальное или V-образное оперение, кормовая часть лодки выполнена с плоской грузовой палубой, ширина которой определена границей струйной зоны при глиссировании самолета, и с прямым транцем, при этом грузовая палуба соединена с грузовым полом лодки наклонной площадкой или трапом и расположена на высоте не ниже высоты расчетной полуволны от грузовой ватерлинии. Технический результат от реализации изобретения заключается в обеспечении возможности проведения погрузочно-разгрузочных работ на плаву при расчетной для самолета бальности моря и возможности швартовки самолета кормой лодки к причалу и выполнения с него погрузочно-разгрузочных работ без использования промежуточных плавсредств. 9 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, к разработке гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Известные гидросамолеты и самолеты-амфибии, CL-215, Бе-6, Бе-12 и др. [1, 2] , выполняют наряду с различными функциями и транспортные перевозки. Погрузка и разгрузка грузов и пассажиров производится как на суше, так и на плаву через бортовую дверь. Использование бортовых дверей для загрузки грузов на плаву требует промежуточных плавсредств или специальных причалов. Из-за взаимных перемещений на волне самолета и плавсредств и усложнения при этом взаимной швартовки и передачи груза с борта самолета на плавсредства (катер, плот, лодка) допустимая бальность моря при передаче грузов существенно ниже допустимой для выполнения самолетом-амфибией взлетов и посадок на воду.

На гидросамолете Latecoeze L611 [3] грузовой люк образован в носовой части лодки. При образовании грузового люка по схеме Latecoeze L611 в открытую носовую часть лодки при маневре или в дрейфе при загрузке в море на волне в лодку гидросамолета будет попадать вода из-за низкого положения нижней кромки люка. Погрузка возможна практически только у специального причала, как показано на фото, при штилевых условиях.

Задачей, на решение которой, направлено предлагаемое изобретение является создание самолета-амфибии такой конструкции, которая бы обеспечивала погрузочно-разгрузочные работы на плаву при расчетной для самолета-амфибии бальности моря и возможности швартовки самолета кормой лодки к причалу и выполнение с него погрузочно-разгрузочных работ без промежуточных плавсредств или причалов.

Сущность изобретения заключается в том, что в самолете-амфибии, содержащем лодку и оперение двухкилевое или V-образное, верхняя часть кормового отсека лодки выполнена с расширенной плоской палубой с прямым транцем, на которой имеется грузовой люк. Палуба у транца расположена на высоте не ниже расчетной полуволны (половины высоты волны, на которую расчитан самолет) от грузовой ватерлинии, а допустимая ширина грузовой палубы в корме определяется границей струйной зоны (брызговой), образующейся при глиссировании самолета.

Вход в грузовое помещение лодки осуществляется через палубный люк с крышкой и створками, при этом грузовая палуба соединяется с грузовым полом наклонной площадкой или трапом.

По сравнению с известными техническими решениями, предложенное существенно отличается от них возможностью обеспечения погрузочно-разгрузочных работ на плаву при расчетной для самолета бальности моря и возможности швартовки самолета кормой лодки к причалу и выполнения с него погрузочно-разгрузочных работ без промежуточных плавсредств.

На фиг. 1 изображена схема кормовой части лодки; на фиг. 2 - компоновочная схема кормовой части лодки; на фиг. 3 - схема размещения причального трапа; на фиг. 4 - швартовка кормы лодки самолета-амфибии; на фиг. 5 - схема швартовки самолета-амфибии; на фиг. 6 - схема швартовки самолета-амфибии к кораблю; на фиг. 7 - схема перемещения грузов на корабль; на фиг. 8 - схема приема пострадавших на берег; на фиг. 9 - схема перемещения грузов на автомашину.

Кормовая часть лодки 1 самолета-амфибии выполнена в виде расширенной плоской грузовой палубы 2, снабженной грузовым люком 3, закрывающимся крышкой 4 и створками 5. Грузовая палуба 2 соединена с грузовым полом 6 лодки 1 наклонной площадкой 7 или трапом.

Транец 8 грузовой палубы 2 имеет демпфирующее устройство 9, в качестве которого может быть система роликов с амортизаторами, предохраняющее конструкцию лодки от повреждения при контакте с причалом. К бортам грузовой палубы 2 прикреплено двухкилевое или V-образное оперение 10, кромки которого удалены на безопасное расстояние от причала, для швартовки по бортам грузовой палубы установлены швартовочные узлы 11.

Поперечные силовые элементы 12 грузовой палубы 2 совмещены с полками лонжеронов (кессона) оперения, такое совмещение функций конструкции обеспечивает уменьшение массы конструкции самолета.

При выполнении спасательных работ на предлагаемом самолете-амфибии на грузовой палубе размещается рампа 13 (фиг. 8 ) с надувным баллоном на конце для приема на палубу самолета спасательной лодки 14 с пострадавшими.

При перегрузке грузов и пассажиров с корабля на самолет-амфибию и обратно буксировка самолета производится кораблем за корму с помощью двух тросов 15, расположенных по бортам лодки, на которые укладываются специальные щиты 16, образуя таким образом подвесной мост, по которому лебедкой 17 перемещается груз с самолета на корабль и аналогичной лебедкой на самолете - с корабля на самолет (фиг. 6).

Предложенная конструкция самолета-амфибии позволяет выполнить несколько вариантов погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузка и разгрузка грузов и пассажиров непосредственно с причала (фиг. 3).

У причала самолет-амфибия удерживается за нос якорем 18, расположенным в носу лодки, и двумя швартовочными концами 19 в кормовой части лодки 1 самолета-амфибии (фиг. 5). Грузы и пассажиры через открытые створки 5 и крышку 4 грузового люка 3 плоской грузовой палубы 2 направляются в грузовой отсек лодки 1 по наклонной площадке 7 или трапу (фиг. 2).

Размещение грузового люка на плоской палубе в кормовой части лодки самолета позволяет осуществлять погрузку в самолет-амфибию длиномерных грузов, что невозможно при погрузке через бортовые люки.

Предлагаемая конструкция самолета-амфибии позволяет применить для амфибии обычные для судов способы швартовки, погрузки-разгрузки грузов и пассажиров, и этим повысить ее транспортную эффективность.

Погрузка и разгрузка грузов и пассажиров с корабля на самолет-амфибию.

Погрузка грузов и пассажиров производится в движении при буксировке самолет-амфибии кораблем за корму (фиг. 7). Буксировка осуществляется за два троса 15, расположенных по бортам лодки 1 самолета и корабля (фиг. 7).

Буксировочные тросы 15 снабжены компенсаторами длины (натяжения) для сохранения постоянного натяжения троса. На буксировочные тросы 15 укладываются специальные щиты 16 с необходимыми ограничениями для перемещения грузов и пассажиров (фиг. 6).

Образуемый таким образом подвижный подвесной мост, компенсирующий взаимные перемещения самолета и корабля, обеспечит возможность перегрузки грузов и пассажиров практически без ограничения расчетной бальности самолета.

Прием пострадавших на борт самолета-амфибии при выполнении спасательных операций в море.

Прием пострадавших на борт самолета (фиг. 8) осуществляется следующим образом. С грузовой палубы 2 спускается рампа 13 с надувным баллоном на конце и по ней на палубу самолета принимается специальная лодка 14 с пострадавшими. Такой способ приема выносит оперативность спасения и безопасность контакта с самолетом за счет плавающего конца рампы 13 и свободы перемещений спасательной лодки в маневре при подходе к широкой рампе, практически равной ширине лодки самолета.

Спасательная лодка с пострадавшими затягивается на грузовую палубу по рампе лебедкой с помощью буксировочного троса. Для облегчения перемещения лодки рампа может быть снабжена роликовой дорожкой.

Источники информации 1. Пловлев А.С. Советские самолеты. -М.: Наука, 1979.

2. Григорьев А. Альбатросы. -М.: Машиностроение, 1989.

3. Latecoeze L611 "Archernar" Ulrich Jsrael, Flugboode der zweiten Weltkriges, Deutscher Militezverlag Berlin, 1972 j, s. 66-67.

Формула изобретения

Самолет-амфибия, содержащий лодку и двухкилевое вертикальное или V-образное оперение, отличающийся тем, что кормовая часть лодки выполнена с плоской грузовой палубой, ширина которой определена границей струйной зоны при глиссировании самолета, и с прямым транцем, при этом грузовая палуба соединена с грузовым полом лодки наклонной площадкой или трапом и расположена на высоте не ниже высоты расчетной полуволны от грузовой ватерлинии.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к легкому многоцелевому двухмоторному самолету, способному производить штатную посадку и взлет с наземных, водных, снежных и обледенелых поверхностей

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях лодок легких гидросамолетов

Изобретение относится к средствам на воздушной подушке

Экранолет // 2094320
Изобретение относится к воздушному транспорту, а именно к аппаратам на динамической воздушной подушке, использующим экранный эффект при своем движении, изобретение может быть использовано при разработке легких экранолетов народно-хозяйственного назначения

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть применено для проведения поисково-спасательных операций на водных акваториях

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть применено для проведения поисково-спасательных операций на водных акваториях

Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасания людей, терпящих бедствие на воде

Изобретение относится к гидроавиации и касается авиационной техники

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для создания новых типов многофункциональных летательных аппаратов

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в конструкции корпусов лодок гидросамолетов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке гидросамолетов и самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гидросамолетов и самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гидросамолетов и самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиастроению и касается создания массового и индивидуального средства передвижения в воздушном пространстве
Наверх