Способ обучения правописанию и чтению посредством игр с ведущим или на компьютере

 

Способ предназначен для обучения правописанию и чтению на языках детей дошкольного и школьного возраста и позволяет повысить эффективность обучения беглому чтению, навыкам правописания и основам грамоты за короткий промежуток времени. Слова и предложения формируют по заданной целым образом последовательности символов, изображающих на нескольких пластинках одну или несколько букв алфавита. Пластинки выполняют идентичной формы разрезанием дубликатов с целыми образами. Смысловые части целого включают слоги. Символы дополнительно изображают часть какого-либо предмета или живого существа. Символы несут информацию о фонетическом содержании знака, в том числе слогов, фонемах языка, прописных буквах для написания имен собственных, числе, роде, правилах правописания, например, частицы "не". При восстановлении целого образа из указанных частей обучающиеся многократно просматривают, прочитывают, прослушивают собранные целые дубликаты текстов и образов для распознания и запоминания. В случае иностранного языка, имеющего фонетическую транскрипцию, ею снабжают смысловые части целого. Целые образы и разделенные части целого могут быть отображены программой ЭВМ на экране монитора компьютера. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано при обучении правописанию и чтению текстов на русском и других языках детей дошкольного и школьного возраста, а также может быть использовано лицами любого возраста, изучающими иностранный язык самостоятельно или с помощью преподавателя.

В настоящее время известен способ обучения чтению, представляющий собой процесс, в котором обучающийся должен научиться складывать из букв слог (слоги), из слогов - слова (Тихомиров Д., Тихомирова Е. Букварь).

Известен также способ демонстрации морфологии языка в начальной стадии обучения грамоте, заключающийся в том, что формируют слова и фразы последовательностью символов, соответствующих буквам, знакам препинания и цифрам (патент РФ 2047219, кл. G 09 B 17/04, 1996).

Основным недостатком известных способов обучения правописанию и чтению является низкая эффективность, а сам процесс обучения весьма продолжителен. Длительность процесса обучения обусловлена сложностью восприятия обучающимся складыванием букв в слоги, слогов в слова, слов в фразы. Наиболее длительным является процесс обучения ребенка на этапе "из букв в слоги". Чтобы повысить эффективность обучения по этому методу, необходимо сделать процесс обучения практически непрерывным, что увеличит физическую и моральную нагрузку на ребенка и может привести к отрицательному результату, особенно у детей от 3-х до 6-ти лет. Обучающийся этого возраста может отказаться на продолжительное время от желания научиться читать.

Известно также учебное пособие или игра, предназначенная для выработки у обучающихся навыков правописания и/или чтения, содержащая несколько пластинок, каждая из которых несет изображение одной или нескольких букв алфавита и часть изображения какого-либо предмета или живого существа. Собирая целостное изображение из пластинок во время игры, обучающийся идентифицирует собранное изображение и слово, его обозначающее (см. патент Великобритании N 2178215, кл. G 09 B 1/36, 1987).

Недостатками данного способа являются также низкая эффективность вследствие механического запоминания обучающимся слов и образов. Обучающимся по этому способу не предлагается самостоятельно проводить выделения слогов в словах, букв в словах. Слова разбиты на буквы и группы букв произвольно, то есть восстановление целого образа происходит по механическому принципу. К недостаткам указанного способа можно отнести и тот факт, что обучающийся во время такой игры получает ограниченное количество информации.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ обучения языкам, заключающийся в использовании набора пластин с целыми образами, которые содержат изображения предварительно разделенного на смысловые части целого - слова, предложения, и в последующем формировании обучающимся слов и предложений по заданной целым образом последовательности символов, изображающих на нескольких пластинах одну или несколько букв алфавита (см. патент США N 2722061, кл. G 09 B 17/00, 1955).

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности обучения беглому чтению, навыкам правописания и основам грамоты за короткий промежуток времени.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обучения правописанию и чтению на языках детей дошкольного и школьного возраста, заключающемся в использовании набора пластин с целыми образами, которые содержат изображения предварительно разделенного на смысловые части целого - слова, предложения, и в последующем формировании обучающимся слов и предложений по заданной целым образом последовательности символов, изображающих на нескольких пластинках одну или несколько букв алфавита, согласно изобретению, пластинки выполняют идентичной формы разрезанием дубликатов с целыми образами, при этом в смысловые части целого дополнительно включают слоги, символы дополнительно изображают часть какого-либо предмета или живого существа и несут информацию о фонетическом содержании знака, в том числе слогов, фонемах языка, прописных буквах для написания имен собственных, числе, роде, правилах правописания, например, частицы "не", а при восстановлении целого образа из указанных частей обучающиеся многократно просматривают, прочитывают, прослушивают собранные целые дубликаты текстов и образов для распознавания и запоминания. В случае изучения языка, имеющего фонетическую транскрипцию, ею снабжают смысловые части целого. Целые образы и разделенные части целого могут быть отображены программой ЭВМ на экране монитора компьютера.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан пример деления слов на слоги; фиг. 2 - пример деления предложений на слова; фиг. 3 - пример деления предложений, написанных на английском языке, на слова, которые снабжены транскрипцией.

Сущность способа обучения правописанию и чтению на языках детей дошкольного и школьного возраста основана на разбиении целого (понятия, слова, предложения) на части (буквы, слоги, слова) с последующим восстановлением целого во время игры, для чего используют набор пластин, на которых дано целое изображение слогов, слов, предложений, разделенных, но не разрезанных, по содержательному принципу на фонемы (отдельные буквы или группы букв) и слоги, которые в случае иностранного языка снабжены транскрипцией. Дубликаты этих пластин разрезают в соответствии с делением слов на буквы и слоги, предложений - на слова и знаки препинания. Обучающимся раздают разрезанные пластинки в необходимом количестве. Ведущий предъявляет и произносит буквы, слоги, слова, предложения и знаки препинания (фиг. 1, фиг. 2). Играющие (обучающиеся) ведут поиск названных букв, слогов, слов и знаков препинания на своих пластинках и при наличии таких букв, слогов, слов, знаков препинания совмещают в нужной последовательности с изображением, предложенным ведущим. Последовательность совмещения определяется по целому образу. При этом обучающийся вынужден многократно просматривать текстовое содержание пластин, лежащих перед его глазами. В процессе игры у обучающихся одновременно задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы головного мозга. Разбиение целого на части предлагается осуществлять не произвольно, а по содержательному принципу. При обучении чтению на иностранном языке слово разбивается на буквы и слоги, которые в процессе игры сопровождаются их произношением и транскрипцией (фиг. 3). В предлагаемом способе обучения языкам перед глазами играющих постоянно имеется целостное изображение слова, предложения, что дает возможность многократно прочитывать образец в процессе поиска места и совмещения предъявленных частей изображения, и, следовательно, лучше его усваивать. Предлагаемый способ предусматривает участие в игре ведущего, но это не обязательное условие, к тому же роль ведущего может быть выполнена одним из играющих. Если игра происходит на компьютере, то роль ведущего выполняет программа ЭВМ. Наличие ведущего или его программная замена вводит в способ обучения грамоте и чтению возможность объяснений непонятного, контроля и проверки эффективности самоконтроля обучающихся, то есть существует обратная связь. В игру исходно вводят целые образы (слоги, слова, предложения), что позволяет устранить ограничения объема информации, подлежащего усвоению. При обучении грамматике и правописанию для игры составляются предложения, отражающие правила написания слов и пунктуации и исключения из правил. Предложения нанесены на пластины, имеющие специальные пометки в виде цветных полос, разделяющие их на определенные разделы. Например, пластины, отражающие правила написания частиц "то", "либо", "кое" или правила слитного и раздельного написания частиц "не" и "ни". В одном сеансе игры должно использоваться оптимальное для усвоения количество информации. Для обучения основам грамматики на пластины наносят изображение прописных букв для написания имен собственных, информацию о числе и роде, о фонетическом содержании знака. Другой набор таких же пластин разрезают на части по содержательному принципу. Если частица "не" пишется отдельно, она и предъявляется в процессе игры раздельно, если вместе, то и предъявляется соответственно целое слово. В случае игры на компьютере, на экране постоянно высвечивается фраза и поочередно предъявляются ее части. Благодаря такому способу обучения учащийся должен многократно прочитывать и, следовательно, лучше запоминать текст, постоянно находящийся перед глазами, чтобы определить, имеется ли в нем предъявленное слово.

Пример. Посредством предлагаемого способа обучали чтению группу детей из 5 человек в возрасте 4 лет, предварительно ознакомленных с буквами русского алфавита. Через 2 занятия дети начинали свободно читать.

Другой пример реализации способа. Обучали чтению на английском языке группу детей из 5 человек в возрасте 5-6 лет, предварительно ознакомленных с латинскими буквами. Через 4 занятия дети начинали читать. Тот же результат наблюдался при обучении чтению на английском языке детей 5-6 лет.

Для реализации способа использовали материальные носители (бумага, картон, пластмасса) идентичной формы, на которых выполнены символы, соответствующие буквам, слогам слов, словам предложений и знакам препинания.

Другой вариант реализации способа - это использование компьютера. При компьютерной реализации способа роль ведущего имитируется программой, которая выводит на экран изображение слов, разделенных на буквы и слоги, при обучении чтению, или целых предложений при обучении грамоте, а затем поочередно предъявляет части изображения. Задача играющих заключается в совмещении букв, слогов и слов с теми, что имеются в целостном образе.

При использовании данного способа не требуется больших затрат времени на обучение, нет необходимости посещения специальных школ (имеются в виду детские дошкольные гимназии). Таким образом любой дошкольник может научиться читать у себя дома с помощью взрослых (родителей). Предлагаемый способ обучения чтению является экономически выгодным, так как позволяет родителям не прибегать к услугам дорогостоящих педагогов, а научить ребенка читать у себя дома. При наличии компьютерного класса предлагаемый способ обучения чтению и грамоте может быть использован и в практике школьного преподавания.

Формула изобретения

1. Способ обучения правописанию и чтению на языках детей дошкольного и школьного возраста, заключающийся в использовании набора пластин с целыми образами, которые содержат изображения, предварительно разделенные на смысловые части целого - слова, предложения, и в последующем формировании обучающимся слов и предложений по заданной целым образом последовательности символов, изображающих на нескольких пластинках одну или несколько букв алфавита, отличающийся тем, что пластинки выполняют идентичной формы разрезанием дубликатов с целыми образами, при этом в смысловые части целого включают слоги, символы дополнительно изображают часть какого-либо предмета или живого существа и несут информацию о фонетическом содержании знака, в том числе слогов, фонемах языка, прописных буквах для написания имен собственных, числе, роде, правилах правописания, например, частицы "не", а при восстановлении целого образа из указанных частей обучающиеся многократно просматривают, прочитывают, прослушивают собранные целые дубликаты текстов и образов для распознавания и запоминания.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае изучения языка, имеющего фонетическую транскрипцию, ею снабжают смысловые части целого.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что целые образы и разделенные части целого отображает программа ЭВМ на экране монитора компьютера.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам

Изобретение относится к вычислительной техлике и может быть использовано для автоматизагии процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано при изучении иностранного языка

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может бьггь использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранным языкам

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в технических средствах обучения иностранным языкам
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Изобретение относится к области изучения иностранных языков и может быть использовано для быстрого запоминания большого количества иностранных слов и выражений, формирования словарной базы иностранных слов, а также значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса
Изобретение относится к области обучения и обучающих игр и может найти применение при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка
Наверх