Заклинивающий элемент

 

Заклинивающий элемент для механизма свободного хода содержит стержень, установленный в корпус, и тело заклинивания, контактирующее с указанным стержнем, при этом на упомянутый стержень, со стороны тела заклинивания, надета чашеобразная эластичная насадка с отверстием под тело заклинивания, а торцевая поверхность стержня, контактирующая с телом заклинивания, выполнена с внутренней конической поверхностью. Ось упомянутого стержня расположена под углом к направлению перемещения корпуса таким образом, что одна из образующих упомянутой конической поверхности расположена параллельно направлению перемещения корпуса. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в расширении возможной сферы использования заклинивающего элемента. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей.

Известен заклинивающий элемент в виде шарика, взаимодействующий с торцовой поверхностью, главная секущая плоскость которой не совпадает с плоскостью вращения обоймы, что усложняет ее изготовление (см. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. -М.: Машиностроение, 1976, с. 417, рис. 6.83).

Таким же сложным в изготовлении являются заклинивающие элементы по заявке Франции 2544817, кл. F 16 D 41/12, 1984; по заявке Великобритании 2133844, кл. F 16 D 41/24, 1984; по международной заявке WO 85/01333, кл. F 16 D 41/06, 1985. Кроме того, недостатком указанных механизмов являются сложные конструкции подвижных приспособлений.

Известен заклинивающий элемент для механизма свободного хода, содержащий стержень, установленный в корпус, и тело заклинивания, контактирующее с указанным стержнем (см. Поляков В.С.и др. Справочник по муфтам. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1979, с. 218, рис. VI.3. Указанное устройство принято за прототип.

Задачей изобретения является устранение отмеченных выше недостатков аналогов изобретения за счет расширения сферы его использования.

Поставленная задача решается за счет того, что в указанном заклинивающем элементе на упомянутый стержень, со стороны тела заклинивания, надета чашеобразная эластичная насадка с отверстием под тело заклинивания, а поверхность стержня, контактирующая с телом заклинивания, представляет собой внутреннюю коническую поверхность, при этом ось упомянутого стержня расположена под углом к направлению перемещения ведомого звена механизма свободного хода таким образом, что одна из образующих упомянутой конической поверхности расположена параллельно направлению перемещения упомянутого ведомого звена.

На чертежах дан пример реализации изобретения: фиг. 1 - осевой разрез устройства; Фиг. 2 - схематическое изображение устройства, ось стержня расположена под углом к направлению свободного хода ведомого звена МСХ; Фиг. 3 - устройство с роликовым телом заклинивания и крепежными заклинивающими элементами в виде О-образных пластин.

Заклинивающий элемент содержит установленный в корпус 1 стержень (винт) 2 с внутренней конической поверхностью 3, контактирующей с телом заклинивания (шариком 4), заключенным в чашеобразную эластичную насадку 5. Наружный диаметр насадки в надетом на стержень состоянии несколько больше внутреннего диаметра резьбы в корпусе 1, а на стержне имеются рифления 6 от ее проворота.

Также конструкция позволяет предотвратить самовывинчивание стержня в процессе эксплуатации устройства.

Для придания устройству функций МСХ ось стержня 2 располагается под углом, равным углу заклинивания . При этом образующая внутреннего конуса располагается параллельно направлению перемещения ведомого звена 7 (см. фиг. 2).

Устройство по фиг. 3 содержит стержень 8 с внутренней шаровой поверхностью 9, контактирующей с бочкообразным роликом 10, в средней части которого выполнена корсетная канавка, контактирующая с цилиндрической поверхностью ведомого звена 11. Вокруг стержня 8 расположено кольцо с О-образными заклинивающими элементами 12, нанизанными на разрезные кольца 13, держащими их в силовом контакте со стержнем и корпусом 14. Хвостовик стержня резьбовой, а на нем также расположена втулка 15. Сфера 9 может находиться на шаровой оболочке 16, установленной в конус стержня. Стержень 8 также, как и по фиг. 2, может быть расположен под углом к направлению движения ведомого звена.

Работа механизма по фиг. 1 происходит следующим образом.

При движении корпуса 1 в любом направлении в плоскости, перпендикулярной плоскости чертежа, происходит заклинивание шариков 4, и ведомое звено 7 движется в направлении перемещения корпуса 1. При закреплении ведомого звена 7 смещения корпуса не проиcходит.

Работа механизма по фиг. 2 происходит следующим образом.

При движении корпуса в направлении, указанном стрелкой, ведомое колесо движется вместе с корпусом. При движении корпуса в обратном направлении происходит свободный ход механизма.

Работа механизма по фиг. 3 происходит так же, как указано выше, за исключением того, что корпус движется только по оси, перпендикулярной полю чертежа. Разъем устройства происходит путем навинчивания на стержень ключа (на чертеже не показано), вследствие чего втулка 15 отожмет элементы 12.

Заклинивающие устройства по фиг. 1 и 3 предназначены для надежного крепления, например, различных звеньев на плоскостях и на цилиндрах (на шаровых поверхностях).

Установка заклинивающих элементов по схеме фиг. 2 позволяет cоздавать простейшие обгонные муфты с регулировкой про мере износа и не требующие высокой точности изготовления сопрягаемых полумуфт.

По данному техническому решению изготовлены опытные образцы, испытания которых дали положительные результаты.

Формула изобретения

1. Заклинивающий элемент для механизма свободного хода, содержащий стержень, установленный в корпус, и тело заклинивания, контактирующее с указанным стержнем, отличающийся тем, что на упомянутый стержень надета чашеобразная эластичная насадка с отверстием под тело заклинивания, а поверхность стержня, контактирующая с телом заклинивания, представляет собой внутреннюю коническую поверхность, при этом ось упомянутого стержня расположена под углом к направлению перемещения ведомого звена механизма свободного хода таким образом, что образующая упомянутой конической поверхности расположена параллельно направлению перемещения упомянутого ведомого звена.

2. Элемент по п. 1 или 2, отличающийся тем, что тело заклинивания представляет собой шарик или ролик.

3. Элемент по п. 1 или 2, отличающийся тем, что стержень имеет гладкую цилиндрическую поверхность, вокруг которой расположено кольцо с крепежными заклинивающими элементами, установленными с возможностью контактирования с корпусом и стержнем.

4. Элемент по п.3, отличающийся тем, что каждый крепежный заклинивающий элемент выполнен в виде пластины О-образной формы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве самоблокирующегося привода колес транспортного средства

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в различных машинах с прерывистым и импульсным режимами вращения

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака
Наверх