Высокомоментная фрикционная муфта быкова

 

Фракционная муфта содержит ведущий и ведомый валы, связанные через фрикционные диски, и плунжер для передачи нажимного усилия фрикционным дискам, при этом муфта снабжена прижимной пружиной для создания нажимного усилия и гидрообъемной передачей для редуцирования нажимного усилия, создаваемого нажимной пружиной, и передачи этого усилия фрикционным дискам, упомянутая гидрообъемная передача содержит плунжеры разных площадей, связанные через полость, заполненную рабочей жидкостью. Такая конструкция муфты обеспечивает возможность регулирования передаваемого крутящего момента и сравнительно малые габаритные размеры, а также позволяет упростить эксплуатацию муфты и уменьшить затраты на ее изготовление. 1 з. п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении.

Известны фрикционные муфты, содержащие ведущий и ведомый валы, взаимодействующие через фрикционные диски, нажимное усилие между которыми создается при помощи устройств, состоящих из пружин, кулачково-рычажных механизмов, а также муфты с гидронажимом (Авторское свидетельство SU 1649157, A1 F 16 D 13/69).

Недостатком таких фрикционных муфт являются малая удельная мощность, передаваемая муфтой, отсутствие возможности регулировать передаваемый крутящий момент в зависимости от условий эксплуатации, а для муфт с гидронажимом наличие внешнего дополнительного устройства для подачи рабочей жидкости под давлением.

Целью настоящего изобретения является устранение перечисленных недостатков фрикционных муфт с одновременным их конструктивно-технологическим упрощением.

Поставленная цель достигается тем, что у фрикционной муфты, содержащей нажимной диск 8 и фрикционные диски 9, соединяющие ведущий 1 и ведомый 10 валы, гидрообъемную передачу, содержащую плунжер 6, связанный с нажимным диском 8, гидрообъемная передача содержит полость, заполненную рабочей жидкостью и выполненную внутри цилиндрического стакана заодно с ведущим валом 1.

В указанном цилиндрическом стакане 1 установлен упомянутый плунжер 6, в стенке, образующей дно цилиндрического стакана 1, установлены малые плунжеры 2 с возможностью вдавливания в полость цилиндрического стакана 1, причем суммарная площадь малых плунжеров 2 отличается от площади плунжера 6, связанного с нажимным диском 8.

Фрикционная муфта снабжена нажимной пружиной 15, воздействующей через опорную шайбу 17 на малые плунжеры 2 в направлении вдавливания малых плунжеров 2 в полость цилиндрического стакана 1, и выжимным подшипником 18, связанным с опорной шайбой 17 с возможностью сжатия нажимной пружины 15 в направлении выдвигания малых плунжеров 2 из полости цилиндрического стакана 1. Нажимное усилие увеличивается пропорционально соотношению площадей выше указанных плунжеров 2 и 6.

Фрикционная муфта также снабжена упорной гайкой 16 для затягивания нажимной пружины 15 с возможностью регулирования усилия затяжки нажимной пружины 15.

На фиг. 1 изображена фрикционная муфта в разрезе. На фиг. 2 - ее сечение А-А.

Фрикционная муфта содержит ведущий вал, выполненный заодно с корончатым стаканом 1, имеющий в дне подвижные малые плунжеры 2, установленные с уплотнениями 3, рабочую полость с заливным отверстием с пробкой 4, сквозные пазы 5 по торцу корончатого стакана 1, плунжер 6, установленный с уплотнением 7, нажимной диск 8, установленный выступами, фиксирующими его от поворота в пазах 5, фрикционные диски 9, ведомый вал 10, установленный на подшипниках 11 и 12, крышку 13, прикрепленную к торцу корончатого стакана 1 болтами 14, нажимную пружину 15, упорную гайку 16, опорную шайбу 17, выжимной подшипник 18.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

Полость корончатого стакана 1 через заливное отверстие с пробкой 4 заполняется рабочей жидкостью, например минеральным маслом, малые плунжеры 2 выдвигаются в верхнее положение, заливная пробка 4 герметизирует рабочую полость, нажимная пружина 15 затягивается упорной гайкой 16. Опорная шайба 17, передавая усилие пружины, вдавливает малые плунжеры 2 в заполненную рабочей жидкостью полость корончатого стакана 1, закрытую плунжером 6, создавая в этой полости давление пропорционально силе вдавливания малых плунжеров 2.

Отношение площади плунжера 6 к суммарной площади поперечного сечения малых плунжеров 2 является передаточным отношением образованной элементами муфты гидрообъемной передачи.

Заданное нажимной пружиной 15 усиливается гидрообъемной передачей пропорционально передаточному отношению и воздействует на нажимной диск 8, который в свою очередь сжимает фрикционные диски и за счет возникающей силы трения муфта передает момент. В таком положении муфта включена.

При нажатии на выжимной подшипник 18, опорная шайба 17 сжимает пружину 15, освобождает малые плунжеры 2, давление жидкости на плунжер 6 падает до атмосферного. Сила трения между фрикционными дисками 9 и фланцем ведомого вала 10 исчезает. Муфта выключена.

Величина передаваемого крутящего момента фрикционной муфтой задается силой предварительной затяжки нажимной пружины 15.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая нажимной диск и фрикционные диски, соединяющие ведущий и ведомый валы, гидрообъемную передачу, содержащую плунжер, связанный с нажимным диском, отличающаяся тем, что гидрообменная передача содержит полость, заполненную рабочей жидкостью, выполненную внутри цилиндрического стакана, выполненного заодно с ведущим валом, в указанном цилиндрическом стакане установлен упомянутый плунжер, в стенке, образующей дно цилиндрического стакана, установлены малые плунжеры с возможностью вдавливания в полость цилиндрического стакана, причем суммарная площадь малых плунжеров отличается от площади плунжера, связанного с нажимным диском, фрикционная муфта снабжена нажимной пружиной, воздействующей через опорную шайбу на малые плунжеры в направлении вдавливания малых плунжеров в полость цилиндрического стакана, и нажимным подшипником, связанным с опорной шайбой с возможностью сжатия нажимной пружины в направлении выдвигания малых плунжеров из полости цилиндрического стакана.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена упорной гайкой для затягивания нажимной пружины с возможностью регулирования усилия затяжки нажимной пружины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к автомобильным сцеплениям. Автомобильное сцепление содержит передающую крутящий момент от двигателя деталь, фрикционный и упругие элементы и ведомый диск. Ведомый диск передает крутящий момент на КПП или ведущий мост. Упругий элемент одним концом прикреплен к вышеупомянутой детали, а другим - к ведомому диску и позволяет им вращаться с различной скоростью. Достигается упрощение конструкции автомобильного сцепления. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении

Наверх