Пьезоэлектрический двигатель

 

Изобретение относится к пьезоэлектрическим двигателям, предназначено для использования в качестве привода устройств микроробототехники и позволяет повысить надежность в работе твердотельного двигателя, осуществить совместную работу нескольких двигателей от одного источника питания переменного тока и расширить функциональные возможности устройства. Двигатель содержит статор, ротор, четыре пьезоэлемента с крестообразным поперечным сечением, постоянный магнит из магнитно-твердого материала в виде звездочки, размещенный на роторе, и кольцо из магнитно-мягкого материала, установленное перпендикулярно оси двигателя с зазором относительно ротора. Первый пьезоэлемент подключен к источнику питания переменного тока, второй пьезоэлемент подключен к источнику питания через фазосдвигающее устройство. Первый и третий, а также второй и четвертый пьезоэлементы попарно соединены электрически параллельно и одним концом попарно прикреплены к кольцу на взаимно перпендикулярных диаметрах последнего, а другим концом каждый пьезоэлемент закреплен в корпусе. 3 ил.

Изобретение относится к области пьезотехники, а именно - к пьезоэлектрическим двигателям, и предназначено для привода различных устройств микроробототехники.

Известен пьезоэлектрический двигатель с возбуждением связанных колебаний двух типов (см. книгу Бансявичюса Р.Ю. и др. Промышленные роботы для миниатюрных изделий. - М.: Машиностроение, 1985, стр.40). Двигатель содержит корпус, ротор и фрикционно-сопряженный с ротором пьезоэлемент. Двигатель является реверсивным приводом. Однако фрикционное взаимодействие пьезоэлемента и ротора приводит к необратимым изменениям электромеханической характеристики двигателя и снижает стабильность его работы.

Наиболее близким аналогом заявляемого двигателя является пьезоэлектрический двигатель по а.с. N 775792 (СССР) от 30.10.80 г. Двигатель содержит установленные с зазором статор и ротор, пьезоэлектрический вибратор и средство взаимодействия статора с ротором в виде постоянных магнитов и пластин из ферромагнитного материала. Двигатель имеет повышенную стабильность работы.

Однако наличие в двигателе пьезоэлектрического вибратора предполагает, как и в других вибродвигателях, работу на высоких частотах и требует для управления двигателем сложных комбинированных методов амплитудно-частотной и амплитудно-фазовой модуляции, что снижает надежность устройства. Кроме того, при совместной работе нескольких вибродвигателей в одной системе каждый вибродвигатель оснащается отдельным генератором электрических колебаний с системой регулирования резонансной частоты, что снижает надежность работы всей системы. Кроме того, высокая рабочая частота двигателя сужает его функциональные возможности.

Заявляемый пьезоэлектрический двигатель позволяет повысить надежность работы, осуществить совместную работу нескольких двигателей от одного источника питания переменного тока и расширить функциональные возможности за счет работы при низких и инфранизких частотах управляющего сигнала.

Указанный технический эффект достигается тем, что в пьезоэлектрическом двигателе, содержащем статор и ротор, установленные с зазором между ними, средство взаимодействия между ними из магнитно-твердого и магнитно-мягкого материалов и пьезоэлементы, на роторе размещен постоянный магнит в виде звездочки, а на статоре размещено кольцо из магнитно-мягкого материала, установленное перпендикулярно оси двигателя с зазором относительно постоянного магнита ротора. На статоре также размещены четыре пьезоэлемента в виде стержней с крестообразным поперечным сечением.

Одним концом каждый пьезоэлемент закреплен в корпусе статора, а другим концом первый и третий, второй и четвертый пьезоэлементы попарно прикреплены к кольцу из магнитно-мягкого материала на его взаимно перпендикулярных диаметрах с возможностью осуществления попарно первым и третьим, вторым и четвертым пьезоэлементами антипараллельных изгибных деформаций в направлении, параллельном продольной оси двигателя. Первый и третий пьезоэлементы соединены электрически параллельно и подключены к источнику питания переменного тока, второй и четвертый пьезоэлементы соединены электрически параллельно и подключены к источнику питания через фазосдвигающее устройство.

Достижение вышеуказанного технического эффекта при использовании заявляемой совокупности существенных признаков обусловлено следующим.

Применение двух пар пьезоэлементов, сдвинутых в пространстве друг относительно друга на 90o и деформирующихся со сдвигом во времени, позволяет осуществить двухкоординатное волновое качание статорного кольца, служащего магнитопроводом, замыкающим магнитный поток роторного магнита. Выполнение пьезоэлемента в виде стержня с крестообразным поперечным сечением позволяет осуществлять волновое качание статорного кольца с высокой точностью, в широком интервале амплитуд, при широком диапазоне частот управляющего сигнала (см. J.A. Helfrich, S. Adenwalla, J.B. Ketterson, G.A. Zhitomirsky. Revue of Scientific Instruments, 66(10), October 1995, рр. 4880-4884). Результатом волнового качания статора является круговое перемещение минимального зазора с минимальным магнитным сопротивлением, увлекающее за собой постоянный магнит ротора. Таким образом, посредством управляемого зазора происходит электромеханическое преобразование энергии источника переменного тока во вращение ротора двигателя. При этом скорость вращения двигателя линейно зависит от частоты управляющего сигнала, что существенно упрощает управление двигателем и повышает надежность заявляемого устройства по сравнению с прототипом.

Нерезонансный режим работы пьезоэлектрического двигателя позволяет подключить одновременно несколько двигателей к одному источнику питания переменного тока, в том числе - к источнику низкочастотных колебаний, например - к обычной силовой сети с частотой 50 Гц или к генератору колебаний инфранизкой частоты.

Таким образом, выбранное конструктивное и схемотехническое решение заявляемого пьезоэлектрического двигателя обеспечивает высокую надежность его работы, возможность совместной работы нескольких двигателей от одного источника питания и расширение функциональных возможностей устройства.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид пьезоэлектрического двигателя; на фиг.2 - схема электрических соединений пьезоэлектрического двигателя; на фиг.3 - временные диаграммы работы пьезоэлектрического двигателя.

Пьезоэлектрический двигатель содержит четыре пьезоэлемента 1 (1.1, 1.2, 1.3, 1.4), одним концом закрепленных во втулке 2, жестко связанной с корпусом статора 3. Пьезоэлемент 1 выполнен в виде монолитного стержня с крестообразным сечением из пьезоэлектрической керамики с электродами на поверхности пластин, образующих стержень. Другим концом пьезоэлементы 1 посредством толкателей 4 прикреплены к кольцу 5 из магнитно-мягкого материала, например, - электротехнической стали. Пьезоэлементы 1.1, 1.3 и 1.2, 1.4 прикреплены попарно на взаимно перпендикулярных диаметрах кольца 5. На роторе 6 закреплен постоянный магнит 7, выполненный в виде звездочки из магнитно-твердого материала, например - соединения самарий-кобальт. Между кольцом 5 и магнитом 7 находится управляемый воздушный зазор. (Термин "воздушный" применен условно, т.к. двигатель может работать в управляемой газовой среде, в том числе - в вакууме). Пьезоэлементы 1.1 и 1.3 соединены электрически параллельно и подключены к источнику питания переменного тока 8 (фиг.2). При этом у пьезоэлемента 1.1 управляющие электроды обращены в сторону роторного магнита 7, а у пьезоэлемента 1.3 подключены электроды, обращенные в противоположную сторону. Аналогично подключены электроды пьезоэлементов 1.2 и 1.4, соединенных электрически параллельно и подключенных к источнику питания 8 через фазосдвигающее устройство 9, обеспечивающее сдвиг фазы на 90o и представляющее собой, например, двойной Т-образный мост.

Пьезоэлектрический двигатель работает следующим образом. При подаче электрических колебаний синусоидальной формы от внешнего источника питания пьезоэлементы 1.1 и 1.3 деформируются синфазно с управляющим напряжением U, причем изгибные деформации пьезоэлементов 1.1 и 1.3 антипараллельны, т.е. пьезоэлемент 1.1 деформируется в направлении роторного магнита 7, а пьезоэлемент 1.3 - в противоположном направлении (деформации 1.1 и 1.3 на фиг. 3). Деформация пьезоэлементов 1.2 и 1.4 ( 1.2 и 1.4 на фиг.3) происходит аналогично, но со сдвигом по фазе 90o, который создается фазосдвигающим устройством 9. В результате происходит качание статорного кольца 5 в двух взаимно перпендикулярных направлениях и изменение воздушного зазора между кольцом 5 и магнитом 7, синхронное с управляющим напряжением, т.е. угол перемещения минимального зазора min линейно изменяется во времени. Зона минимального воздушного зазора обладает минимальным магнитным сопротивлением, где концентрируются силы магнитного притяжения между магнитом 7 и кольцом 5. Круговое перемещение зоны минимального воздушного зазора создает тангенциальную составляющую силы магнитного притяжения, под действием которой происходит вращение ротора 6.

При изменении знака фазового сдвига, формируемого фазосдвигающим устройством 9, происходит изменение направления перемещения минимального воздушного зазора и, следовательно, изменение направления вращения ротора 6.

Выше описаны конструкция и работа пьезоэлектрического двигателя с монолитными пьезоэлементами.

Возможен вариант двигателя с многослойными пьезоэлементами, дающий дополнительный технический эффект: снижение управляющего напряжения. При этом возможно применение как поперечного, так и продольного пьезоэффекта, с соблюдением принципа антипараллельности деформаций в каждой паре пьезоэлементов. В остальном работа пьезоэлектрического двигателя аналогична первому варианту.

Применение двух пар пьезоэлементов с антипараллельной деформацией в качестве электромеханических преобразователей, качающегося статорного кольцевого магнитопровода и роторного постоянного магнита существенно повышает надежность работы пьезоэлектрического двигателя, дает возможность одновременной работы нескольких двигателей от одного источника питания, расширяет функциональные возможности устройства.

Создан новый тип нерезонансного твердотельного двигателя без фрикционного взаимодействия элементов в цепи электрического преобразования энергии - волновой пьезоэлектромагнитный двигатель.

Технические преимущества пьезоэлектрического двигателя позволяют использовать его в технологических установках с длительным циклом непрерывной работы, например - в термостатах и системах с управляемой газовой средой.

Формула изобретения

Пьезоэлектрический двигатель, содержащий статор и ротор, установленные с зазором между ними, средство взаимодействия между статором и ротором в виде элементов из магнитно-твердого и магнитно-мягкого материалов и пьезоэлементы, отличающийся тем, что на роторе размещен постоянный магнит в виде звездочки, на статоре размещено кольцо из магнитно-мягкого материала, установленное перпендикулярно оси двигателя с зазором относительно постоянного магнита ротора, и четыре пьезоэлемента в виде стержней с крестообразным поперечным сечением, одним концом каждый пьезоэлемент закреплен в корпусе статора, а другим концом первый и третий, второй и четвертый пьезоэлементы попарно прикреплены к кольцу из магнитно-мягкого материала на его взаимно перпендикулярных диаметрах с возможностью осуществления попарно первым и третьим, вторым и четвертым пьезоэлементами антипараллельных изгибных деформаций в направлении, параллельном продольной оси двигателя, при этом первый и третий пьезоэлементы соединены электрически параллельно и подключены к источнику питания переменного тока, второй и четвертый пьезоэлементы соединены электрически параллельно и подключены к источнику питания через фазосдвигающее устройство.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, предназначенным для преобразования радиального перемещения пьезокерамики в линейное перемещение подвижного элемента, и может использоваться в исполнительных органах автоматических устройств

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим двигателям, использующим электромеханические преобразователи, и может быть использовано при разработке реверсивных вибродвигателей

Изобретение относится к пьезоэлектрическим двигателям, предназначенным для работы в составе прямых (безредукторных) приводов исполнительных устройств в автомобильной промышленности (приводы стеклоочистителей, стеклоподъемников, антенн, замков дверей и т.д.), в системах автоматики, бытовой техники и др

Изобретение относится к пьезоэлектрическим микродвигателям для приборов в системах автоматики, приборостроения, робототехники

Изобретение относится к приборостроению, а именно к угловым многокоординатным вибродвигателям для навигационного оборудования, и обеспечивает вращение сфероидального ротора вокруг его центра по любой траектории

Изобретение относится к области точного машиностроения и предназначено для микро- и наноскопических перемещений различных объектов

Изобретение относится к пьезомотору. Технический результат - улучшенная передача силы приводным пальцем на ротор. Пьезомотор содержит статор, ротор и по меньшей мере один удерживаемый статором и приводящий ротор в движение приводной палец. Приводной палец выполнен с возможностью взаимодействия по меньшей мере с одним пьезоэлементом. Свободный конец приводного пальца предназначен для перемещения прижимаемой к кольцевой поверхности ротора колодки захвата. Свободный конец приводного пальца удерживается с возможностью радиального перемещения между двумя выступами колодки захвата. Колодка захвата во время приводного движения приводного пальца прижата по меньшей мере одним пьезоактюатором в ритме приводного движения приводного пальца к ротору и выполнена с возможностью совместного поворота с пьезоактюатором соразмерно величине отклонения приводного пальца в направлении привода и обратно вокруг оси ротора. 14 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к многослойному пьезоэлектрическому элементу, содержащему слои пьезоэлектрического материала и электроды, включая в себя внутренний электрод, при этом слои пьезоэлектрического материала и электроды укладываются поочередно; каждый слой пьезоэлектрического материала содержит в качестве основного компонента оксид металла типа перовскита, представленный с помощью общей формулы (1), и марганец, включенный в состав оксида металла типа перовскита (Ba1-xCax)a(Ti1-yZry)O3, где 1,00≤a≤1,01, 0,02≤x≤0,30, 0,020≤y≤0,095 и y≤x (1); и содержание марганца на металлической основе по отношению к 100 весовым частям оксида металла типа перовскита составляет 0,02 весовые части или более и 0,40 весовых частей или менее. Также изобретение относится к пьезоэлектрическому элементу, головке для выброса жидкости, устройству для выброса жидкости, ультразвуковому двигателю, оптическому устройству, электронному устройству. Изобретение обеспечивает бессвинцовый пьезоэлектрический элемент, который устойчиво работает в широком диапазоне температур. 7 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 табл., 10 ил., 55 пр.

Изобретение относится к многослойному пьезоэлектрическому элементу, содержащему слои пьезоэлектрического материала и электроды, включая в себя внутренний электрод, при этом слои пьезоэлектрического материала и электроды укладываются поочередно; каждый слой пьезоэлектрического материала содержит в качестве основного компонента оксид металла типа перовскита, представленный с помощью общей формулы (1), и марганец, включенный в состав оксида металла типа перовскита (Ba1- xCax)a(Ti1-yZry)O3, где 1,00≤a≤1,01, 0,02≤x≤0,30, 0,020≤y≤0,095 и y≤x (1); и содержание марганца на металлической основе по отношению к 100 весовым частям оксида металла типа перовскита составляет 0,02 весовые части или более и 0,40 весовых частей или менее. Также изобретение относится к пьезоэлектрическому элементу, головке для выброса жидкости, устройству для выброса жидкости, ультразвуковому двигателю, оптическому устройству, электронному устройству. Изобретение обеспечивает бессвинцовый пьезоэлектрический элемент, который устойчиво работает в широком диапазоне температур. 7 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 табл., 10 ил., 55 пр.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приборах и системах автоматики, приборостроения, робототехники, авиакосмической, автомобильной отраслях. Технический результат состоит в повышении кпд, удельной мощности уменьшении габаритных размеров, возможности обратного вращения, в увеличении ресурса и надежности конструкции за счет уравновешенности конструкции и вращательно-фрикционного режима передачи момента на ротор. Вращательный пьезоэлектрический двигатель содержит неподвижный корпус, ротор с валом в подшипниковых опорах неподвижного корпуса. Внутри неподвижного корпуса коаксиально размещен подвижный корпус, который соединен с неподвижным корпусом упругими элементами. На подвижном корпусе жестко закреплены два пьезоэлемента с толкателями для прямого вращения ротора и два пьезоэлемента с толкателями для обратного вращения ротора. Пьезоэлементы с толкателями с одним направлением вращения размещены диаметрально противоположно. Источник питания пьезоэлементов с толкателями имеет один выходной канал для прямого вращения ротора и один выходной канал для обратного вращения ротора. Один из пьезоэлементов с толкателем для обоих направлений вращения подключен через фазовращатель источника питания. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах микро- и нанопозиционирования различного назначения, замыкания контактов, системах автоматики, индикации и других. Техническим результатом является упрощение конструкции, уменьшение массогабаритных показателей устройства, повышение надежности, технологичности, уменьшение трудоемкости изготовления устройства. В устройстве и способе управления самочувствительным ультрозвуковым пьезоэлектрическим двигателем управление скоростью перемещения (вращения) ультразвукового пьезоэлектрического двигателя (УЗПД) осуществляется путем регулирования частоты управляющего сигнала, используя сигнал обратной связи, получаемый от рабочих пьезоэлементов УЗПД, выполняющих функцию первичного преобразователя с помощью вторичного преобразователя, выполненного на оптопаре с резистивным выходным элементом. Способ управления самочувствительным ультразвуковым пьезоэлектрическим двигателем позволяет использовать в качестве источника сигнала обратной связи рабочие пьезоэлементы самочувствительного УЗПД для регулировки частоты управляющих сигналов, что повышает эффективность работы УЗПД при изменении климатических условий и нагрузочных усилий. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх