Приводной вал из волокнистых композиционных материалов
Изобретение может быть использовано в машиностроении, в частности в судостроении. Приводной вал из волокнистых композиционных материалов образован слоями различной жесткости. Внутренний слой выполнен из материала большей жесткости, чем наружный слой. При этом волокна во внутреннем слое расположены под углом (0oC10)o к образующей, а в наружном слое - под углом (40-50)o к образующей. Кроме того, величины G1, G2, 1 и 2 связаны между собой предложенной зависимостью. 1 с. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции приводных валов, испытывающих сжатие, кручение и изгиб. К таким валам относятся, например, гребной и промежуточные валы линии гребного вала морских судов.
Изобретение может быть использовано в судостроении, автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях промышленности. Известны конструкции приводных валов из волокнистых композиционных материалов, испытывающих кручение и знакопеременный изгиб. Конструкция таких валов оговорена, например, патентами США N 4362521, N 4664644, N 4421497; патентом Франции N 2536131; патентами Великобритании N 2017260, N 2010446; заявкой Японии N 61-487 и др. Перечисленные конструкции имеют структуру из чередующихся слоев низко- и высокомодульных волокон, ориентированных под углами 0 -15o и 60 - 90o, либо четко выраженных макрослоев, причем внешний слой выполнен из высокомодульных волокон (например, угольных), ориентированных под углами 15 - 40o, а внутренний - из таких же или низкомодульных волокон, намотанных под углами 45 -75o. Такая конструкция вала далека от оптимальной, т.к. сопряжена с перегрузкой материала одних слоев и недоиспользованием механических свойств материала других. Попытка равномерного нагружения скручиваемого вала по слоям за счет оптимизации материала предпринята отечественными авторами, см.: 1. В. С.Ярин "К определению оптимального угла армирования стеклопластиковых стержней, работающих в условиях кручения". Сб. трудов ЛМИ, Л.: 1970, N 82, c.101-105. 2. А.М.Закржевский, В.В.Хитров. "Несущая способность толстостенных валов из композитов, работающих на кручение". Механика композиционных материалов, 1988, М., N 1, с.110-118. 3. А.М.Закржевский. "Технологические методы управления несущей способностью толстостенных намотанных стержней из стеклопластика, работающих на кручение". Автореферат канд. дис., Рига, 1988. Предложенные ими конструкции приводных валов имеют оптимизированную структуру армирования композиционного материала с постепенным уменьшением угла расположения волокон (к оси вала) от внутренних слоев к внешним с 45 до 23o. Такая конструкция является более совершенной, но и она имеет существенные недостатки: оптимальность ее относится лишь к одному конкретному сочетанию действующих нагрузок и при изменении режима работы вала утрачивается; кроме того, расположение относительно толстого наружного слоя волокон, ориентированных под малыми углами, сопряжено с малой плотностью укладки волокон, большой пористостью матрицы и, следовательно, со снижением упругих и механических свойств композита. Наиболее близким аналогом в предлагаемой конструкции приводного вала конструкция, приведенная на рис. 6.22 в книге "Углеродные волокна" под ред. С. Симамуры, изд-во "Мир", М., 1987, принятая за прототип. Внутренний слой такого вала намотан под углом 45o из угольных и стеклянных волокон, а наружный - из угольных, намотанных под углом 0 -10o. Техническим результатом настоящего изобретения является снижение веса, трудоемкости монтажа, стоимости, а кроме того и увеличение работоспособности приводного вала из волокнистых композиционных материалов различной жесткости. Изобретение поясняет чертеж. Как видно из чертежа, приводной вал предлагаемой конструкции включает в себя сплошной сердечник 1 (из сферопластика), состыкованный с торцевым фланцем 2, на сердечнике 1 и частично в проточке фланца 2 расположен внутренний слой 3 из волокнистого композиционного материала повышенной жесткости, например углепластика, армированного под углом (0-10)o с наружным диаметром d1. Наружный слой 6 диаметром d2 из композита пониженной жесткости, например, стеклопластика с углом армирования (40-50)o, расположен на некотором расстоянии от первого, которое заполнено "балластным" материалом 5, например тем же сферопластиком. Поверх того и другого слоев: 3 и 6 расположены технологические слои из стеклопластика 4, армированные под углом (80-90)o и выполняющие вспомогательную роль уплотнения материалов слоев. Технологические слои 4 могут быть затем после отверждения уплотненных ими слоев удалены и в конструкции вала отсутствовать. При нагружении приводного вала изгибающим и скручивающим моментами первый воспринимается слоем 3, как более жестким и армированным преимущественно вдоль оси, а второй - слоем 6, армированным под углом ~ 45o. Нагружение верхнего слоя 6 преимущественно постоянным скручивающим моментом и среднего - из углепластика - слоя 3 переменным изгибающим моментом, к которому углепластик из всех композиционных материалов является одним из наиболее стойких, позволяет максимально использовать свойства материала того и другого силовых слоев. Вместо сферопластика в качестве материала слоя 5 и сердечника 1 могут использоваться другие материалы: пенопласты, сотовые наполнители, пенометаллы и т.д., а в качестве силовых слоев - металлокомпозиты типа алюминий-бор и др.Формула изобретения
1. Приводной вал из волокнистых композиционных материалов различной жесткости, образующих коаксиально расположенные слои, отличающийся тем, что внутренний слой выполнен из материала с жесткостью, большей жесткости материала наружного слоя, волокна во внутреннем слое расположены под углом (0 - 10)o к образующей, в наружном слое - под углом (40 - 50)o к образующей, при этом характеристики внутреннего и наружного слоев определены соотношением где G1, G2, 2, 1 - модули сдвига и допускаемые напряжения при межслойном сдвиге материалов соответствующих слоев; d1, d2 - наружные диаметры внутреннего и наружного слоев. 2. Вал по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала внутреннего слоя использованы углепластик, а наружного слоя - стеклопластик. 3. Вал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен технологическими бандажами, установленными соответственно на наружных поверхностях внутреннего и наружного слоев и выполнены из волокнистого материала с расположением волокон под углом (80 - 90)o к образующей. 4. Вал по пп.1 - 3, отличающийся тем, что между технологическим бандажом внутреннего слоя и внутренней поверхностью наружного слоя расположен слой балластного материала. 5. Вал по п.4, отличающийся тем, что в качестве балластного материала использован сферопластик. 6. Вал по пп.1 - 4, отличающийся тем, что внутренний слой расположен на сплошном сердечнике из сферопластика.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС
Упругодемпферная опора ротора // 2099606
Изобретение относится к области динамической устойчивости роторов и может быть использовано в опорах с подшипниками качения гибких роторов турбонасосных агрегатов (ТНА) ЖРД
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к технологии изготовления сегментов подпятников гидрогенераторов
Газодинамический подшипник скольжения // 2064612
Упругая опора вала // 2062916
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно судостроения, и предназначено для использования в конструкциях валопроводов
Подшипниковая опора // 2060409
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с негарантированной соосностью посадочных поверхностей для подшипников
Трехслойный подшипник скольжения // 2025585
Газодинамический радиальный подшипник // 2010119
Подшипник скольжения // 2007634
Изобретение относится к узлам к деталям машин, точнее к подшипникам скольжения, и может быть использовано в механизмах, работающих в условиях вибрационных и ударных нагрузок, а также в среде, содержащей абразивные частицы (например, глинистый раствор при бурении скважин)
Лепестковый газодинамический подшипник // 2137954
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов
Подшипник скольжения // 2148736
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения
Упругодемпферная опора // 2166677
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора газотурбинных двигателей
Демпферная опора вала // 2179269
Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними
Подшипник скольжения (варианты) // 2190786
Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений
Опора газотурбинного двигателя // 2191935
Изобретение относится к области авиационных и промышленных установок
Гидродинамический опорный подшипник // 2192569
Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения