Автоматический клиноременный вариатор

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых трансмиссиях мотоциклов, мотороллеров, мопедов, снегоходов, а также в бесступенчатых приводах машин с автоматической регулировкой угловой скорости, в зависимости от момента сил сопротивления. Автоматический клиноременный вариатор скорости содержит ведомый вал. На ведомом валу установлены подпружиненный подвижный вдоль оси и неподвижный полушкивы и тела качения. Вариатор снабжен сепаратором и опорным диском. Диск жестко закреплен на ведомом валу. Тела качения установлены в гнездах сепаратора. Гнезда сепаратора выполнены в виде криволинейных прорезей, с возможностью взаимодействия с опорным диском и канавками подвижного полушкива. Канавки выполнены круглого сечения. Изобретение позволяет оптимизировать КПД вариатора, а также решает задачу повышения долговечности автоматического клиноременного вариатора и увеличения возможного диапазона регулирования передаточного отношения. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых автоматических трансмиссиях мотоциклов, мотороллеров, мопедов, снегоходов, а также в бесступенчатых приводах машин с автоматической регулировкой угловой скорости в зависимости от момента сил сопротивления.

Известен автоматический клиноременный вариант скорости [1], на ведомом валу которого расположены пальцы с роликами, неподвижный полушкив и подвижный полушкив с цилиндрическим хвостовиком с винтовым пазом, выполненным с постоянным углом подъема винтовой линии, с которым взаимодействуют ролики. Недостатком такого вариатора является перегрузка ремня и снижение его долговечности ввиду того, что хвостовик выполнен цилиндрическим.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является автоматический клиноременный вариатор [2], в котором передаточное отношение изменяется автоматически за счет движения пальца по пазу хвостовика, закрепленного на подвижном полушкиве. Вариатор содержит ведомый вал, установленные на нем неподвижный и подвижный вдоль его оси полушкивы, пальцы с роликами и расположенный на подвижном полушкиве хвостовик с винтовым пазом с постоянным углом подъема винтовой линии, с которым взаимодействуют ролики, хвостовик выполнен в виде тела вращения переменного диаметра вдоль оси симметрии, закрепленного на полушкиве основанием большeго диаметра.

Недостатками такого автоматического клиноременного вариатора являются невысокая долговечность и малый диапазон регулирования передаточного отношения, т. к. управляющий палец представляет собой консоль, управляющий момент на которой переменен по величине и значительно увеличивается с увеличением вылета, что накладывает ограничения на длину пальца, а также повышает требования к его изгибной жесткости.

Задачей изобретения является повышение долговечности вариатора и увеличение диапазона регулирования передаточного отношения.

Поставленная задача может быть решена за счет того, что вариатор снабжен сепаратором и опорным диском, жестко закрепленными на ведомом валу, а тела качения установлены в гнездах сепаратора, выполненных в виде криволинейных прорезей, с возможностью взаимодействия с опорным диском и канавками подвижного полушкива, выполненными круглого сечения.

На фиг.1 показан общий вид вариатора в разрезе; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1.

Автоматический клиноременный вариатор содержит ведомый вал 1, установленные на нем подвижный вдоль его оси полушкив 2, неподвижный вдоль его оси полушкив 3, опорный диск 4 и тела качения 5. Тела качения размещены в гнездах 6 силового сепаратора 7 и взаимодействуют с канавками 8 подвижного полушкива 2 и опорным диском 4.

Опорный диск и силовой сепаратор жестко закреплены на ведомом валу.

Гнезда 6 силового сепаратора 7 выполнены в виде криволинейных прорезей (фиг. 2), например по архимедовой спирали или по эвольвенте круга.

Канавки 8 подвижного полушкива имеют круглое сечение и могут быть выполнены радиально.

Подвижный полушкив 2 подпружинен пружиной 9.

Передача работает следующим образом.

При увеличении нагрузки на ведомом валу 1 происходит поворот полушкивов 2 и 3 относительно ведомого вала и относительно жестко закрепленных на нем опорного диска 4 и силового сепаратора 7. Так как тела качения 5 утоплены в канавках 8 подвижного полушкива 2, увеличивается сила давления тел качения 5 на силовой сепаратор 7, в результате чего тела качения 5 по криволинейной прорези 6 силового сепаратора 7 сближаются к общей оси вариатора, при этом создается осевое усилие, которое превосходит осевое усилие, создаваемое ремнем, подвижный полушкив 2 перемещается в осевом направлении, т.е. уменьшается расстояние между полушкивами, ремень вытесняется на периферию полушкивов, передаточное отношение вариатора увеличивается, в передаваемая мощность сохраняется. Изменение передаточного отношения вариатора происходит до тех пор, пока не установится равенство созданного осевого усилия и осевого усилия, создаваемого ремнем.

В предлагаемом вариаторе управляющее усилие передается к подвижному полушкиву посредством тел качения, размещенных в гнездах силового сепаратора, а нагрузка распределяется на несколько тел качения, благодаря чему оптимизируется КПД вариатора, повышается его долговечность и увеличивается возможный диапазон регулирования передаточного отношения.

Список литературы 1. Патент 3365967 США, кл. 74-230, 1968.

2. А.С. 724845 СССР, кл. F 16 H 9/18. Автоматический клиноременный вариатор. - 1980.

Формула изобретения

1. Автоматический клиноременный вариатор скорости, содержащий ведомый вал, установленные на нем подпружиненный подвижный вдоль его оси и неподвижный полушкивы и тела качения, отличающийся тем, что вариатор снабжен сепаратором и опорным диском, жестко закрепленными на ведомом валу, а тела качения установлены в гнездах сепаратора, выполненных в виде криволинейных прорезей, с возможностью взаимодействия с опорным диском и канавками подвижного полушкива, выполненными круглого сечения.

2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что канавки на подвижном полушкиве расположены радиально, а гнезда сепаратора выполнены по архимедовой спирали.

3. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что гнезда сепаратора выполнены по эвольвенте круга.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин в качестве вариатора скорости

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента бесступенчатых клиноременньк передач различных машин и механизмов, в частности транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к бесступенчатым передачам с гибкой связью

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к бесступенчатым передачам с гибкой связью

Изобретение относится к бесступенчато-регулируемым передачам с гибкой связью и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств, а также приводах различных технологических машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к бесступенчатым передачам с гибкой связью, и может найти применение в трансмиссиях транспортных средств, а также в приводах различных технологических машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых трансмиссиях мотоциклов, мотороллеров, мопедов, снегоходов, а также в бесступенчатых приводах машин с автоматической регулировкой угловой скорости, в зависимости от момента сил сопротивления

Наверх