Гусеничный движитель самоходной машины, преимущественно сельскохозяйственного назначения

 

Использование: сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Сущность изобретения: ведущее и натяжное колеса движителя самоходной машины сообщены посредством гибкой гусеницы. На ведущем колесе выполнены зубья, расположенные между наклонными полками обода, причем ножки зубьев установлены с зазором относительно основания обода. В наклонных полках обода выполнены отверстия, которые расположены в зоне расположения зубьев и между ними. При попадании зубьев, установленных с внутренней стороны гусениц-лент в промежутки между зубьями обода, грязь, налипшая на обод, выдавливается, что позволяет обеспечить постоянные условия сцепления ленты с ведущим колесом. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению.

Известны гусеничные движители самоходной машины, включающий два комплекта резинометаллических гусениц и натяжных устройств к ним /1/. Гусеница представляет собой в данном случае замкнутую цепь, охватывающую задние ведущие колеса с пневматической шиной и натяжные пневмоколеса. Сама гусеница состоит из двух резинотканевых лент, соединенных металлическими грунтозацепами. К каждому второму грунтозацепу присоединены с внутренней стороны бобышки, служащие средством зацепления гусеницы с грунтозацепами шины.

Недостатками такой конструкции является то, что наблюдается низкая работоспособность зацепления гусеницы грунтозацепами шины и недостаточна площадь контакта гусеницы с поверхностью почвы, что не позволяет снизить давление на почву до установленной нормы.

Так же известны гусеничные движители с двумя резиновыми гусеницами, особенностями которых является передача крутящего момента от двигателя через трансмиссию в силу тяги на гусеницах благодаря силе трения, создаваемой в контакте поверхностей гусениц и ведущих колес /2/. На внутренней поверхности ленты гусеницы по ее центру расположен бесконечный выступ, входящий в ручей ведущего и натяжного колес, обеспечивая направление движения трактора по ленте. Усилие натяжения ленты достигает значительных величин и зависит от значения величины коэффициента трения в зоне контакта гусеницы с ведущим колесом, который в свою очередь зависит от условия эксплуатации и состояния почвы.

Недостатками в данном случае являются высокие силы натяжения гусеницы, что приводит к повышенному расходу конструкционных материалов и снижению КПД механизма и необходимость корректировки силы натяжения гусеницы при изменении коэффициента трения в сторону его снижения в контакте ведущего колеса и гусеничной ленты, или выбор ее величины исходя их наиболее низкого значения коэффициента трения, что и приводит к указанным недостаткам.

Наиболее близким к заявленному является гусеничный движитель самоходной машины, преимущественно сельскохозяйственного назначения, включающий натяжное и ведущее колеса, охваченные гибкими лентами с грунтозацепами и имеющие зубья с внутренней стороны лент с возможностью их перемещения в ручьях ведущего и натяжного колес /3/.

Недостатки данной конструкции практически те же, что и у конструкции, описанной выше, однако, в данном случае при перемещении по обрабатываемому полю движитель подвергается воздействию грязи, что приводит к налипанию ее на ободья колес и далее, к снижению КПД движителя вследствии проскальзывания лент и т.д.

Целью данного изобретения является расширение функциональных возможностей, повышение КПД, надежности и экологической безопасности.

Указанная цель достигается тем, что ведущее колесо снабжено полыми зубьями для взаимодействия с зубьями гибких лент, закрепленными между наклонными полками обода каждого ведущего колеса с зазором между основанием обода и ножками зуба, при этом, в наклонных полках обода ведущих колес между зубьями и в зонах расположения зубьев выполнены отверстия.

А кроме того тем, что зубья грунтозацепов имеют профиль впадины, соответствующий профилю зубьев ведущего колеса.

А так же тем, что диск ведущего колеса смещен относительно плоскости, проходящей через ось симметрии обода этого колеса.

Анализ патентной и технической литературы показал, что заявленное неизвестно, т.е. оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Поскольку заявленное изготавливается из известных узлов, то оно соответствует условию "промышленная применимость". А так как в результате использования заявленного реализуется поставленный технический результат, причем путем, неочевидным для среднего уровня специалиста, то заявленное соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлен общий вид движителя; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид обода с зубом; на фиг. 4 - расположение отверстий на ободе.

Гусеничный движитель самоходной машины включает установленные с разных сторон самоходной машины ведущие колеса 1 с дисками 2, ободьями 3, которые имеют зубья 4, установленные внутри ободьев 3, причем зубья 4 выполнены полыми и ножки 5 каждого зуба 4 установлены с зазором между ними и основанием 6 обода 3. В наклонных полках обода 3 выполнены отверстия 7, которые расположены как в зоне расположения зубьев 4, так и между ними. Ведущее колесо 1 сообщено с соответствующим ему натяжным колесом 8 посредством гибких лент 9, например, гусеничных резиновых лент, которые имеют грунтозацепы 10 и зубья 11, установленные с внутренней стороны лент. Опорные катки 12 позволяют распределить давление на почву по площади, а натяжной механизм 13 с гидроцилиндром 14 позволяют управлять положением натяжного колеса 8, причем для каждой стороны машины такое положение корректируется либо самостоятельно либо совместно. Расстояние между зубьями 4 больше, чем шаг между впадинами зубьев 11, что позволяет компенсировать изменение длины между зубьями 11 в процессе эксплуатации за счет растяжения ленты, но в частном случае эти шаговые расстояния могут быть равны. Диск 2 каждого ведущего колеса 1 выполнен таким образом, что между ним и плоскостью, проходящей через середину основания 6 обода 3 имеется определенное смещение, что позволяет при перевороте колеса 1 на 180 градусов получать разные размеры колеи, которые приняты по стандарту для различных сельскохозяйственных культур, т.е. в данном случае имеет место унификация самоходной машины.

Гусеничный движитель самоходной машины работает следующим образом. Ведущее колесо 1 /с каждой стороны машины/ приводится во вращение через трансмиссию от двигателя /не показаны/ с угловой скоростью, величина которой зависит от частоты вращения двигателя и передаточного отношения трансмиссии. При этом, гусеницу 9 благодаря зацеплению ее зубьев 11 зубьями ведущего колеса 1 перематывают - происходит движение машины с различной скоростью. При этом, деформации ленты 9 позволяет зубьям 4 всегда осуществлять вхождение во впадины между зубьями 11. Грязь, которая налипает на ленту 9 и, попадая во внутрь обода 3, выдавливается зубьями 11 через отверстия 7 сразу или проходит между основанием 6 обода 3 и ножками 5 зубьев 4 и при накапливании так же выдавливается через соответствующие отверстия 7. Это позволяет сохранить одинаковое зацепление между ведущими колесами 1 и гусеницами 9, что и реализует поставленную техническую задачу.

Использование данного изобретения позволяет эффективно использовать возможности машины, повысить ее КПД, увеличить надежность работы и повысить экологическую безопасность вследствии уменьшения вредного воздействия на почву.

Источники информации 1. Инструкция по техническому обслуживанию трактора "Беларусь" МТЗ-80, Минск, 1990 г.

2. Патент США N 5018591, 1991 г.

3. Патент США N 5279378, 1994 г.

Формула изобретения

1. Гусеничный движитель самоходной машины, преимущественно сельскохозяйственного назначения, включающий натяжные и ведущие колеса, охваченные гибкими лентами с грунтозацепами и имеющими зубья, расположенные с внутренней стороны лент с возможностью их перемещения в соответствующих ручьях ведущего и натяжного колес, отличающийся тем, что каждое ведущее колесо снабжено полыми зубьями для взаимодействия с зубьями гибких лент, закрепленными между наклонными полками обода ведущего колеса с зазором между основанием обода и ножками зуба, при этом в наклонных полках обода ведущего колеса между зубьями и в зонах расположения зубьев выполнены отверстия.

2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что профиль впадины между зубьями, расположенными с внутренней стороны гибкой ленты, соответствует профилю зубьев ведущего колеса.

3. Движитель по п.1, отличающийся тем, что диск ведущего колеса смещен относительно плоскости симметрии, проходящей через обод ведущего колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и обеспечивает повышение эксплуатационной надежности движителя и улучшение очистки беговой дорожки гусеницы

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам с поддерживающими роликами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более точно касается гусеничного движителя

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к ходовым системам гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоходным шасси дистанционно-управляемых робототехнических комплексов, работающих в условиях, где присутствие человека невозможно или нецелесообразно (например, при проведении ремонтных или демонтажно-восстановительных работ на атомных электростанциях)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к установкам с поднимающимися и поворотными рабочими органами, например пожарной машине, подъемному крану, требующих выравнивания и стопорения основания рабочего органа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ходовым системам гусеничных тракторов с полужесткой подвеской

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах на колесно-гусеничном ходу, на малогабаритных универсальных сельскохозяйственных тракторах

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву
Наверх