Способ андреева о.а. развития навыков вертикального движения глаз при чтении текстов

 

Способ предназначен для развития вертикального движения глаз и позволяет повысить скорость восприятия текстов за счет уменьшения горизонтальных движений глаз с развитием бокового периферического зрения. В процессе восприятия символов таблицы Щульте фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой безартикуляционно информации, размещаемой на расстоянии 30-33 см от глаз обучаемого. На первом этапе на протяжении 5-15 мин при взгляде на центральный символ очередной таблицы Шульте одновременно фиксируют соответствующие верхние - левый и правый и нижние - левый и правый, символы. На втором этапе в течение 20-35 с для каждой таблицы Шульте осуществляют последовательный поиск контура очередного символа вертикальным сканированием с использованием бокового периферического зрения относительно соответствующего столбца матрицы символов. 4 ил.

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения.

Известен способ управления подсветкой текстов при обучении операторов сверхбыстрому чтению, заключающийся в формировании определенной последовательности световых сигналов различной интенсивности через соответствующие промежутки и на определенное время (патент СССР N 1635791, кл. G 09 B 9/00, 1990). Однако эффективность этого способа ограничена недостаточной скоростью чтения в результате его использования.

Наиболее близким к изобретению по совокупности операций и достигаемому положительному эффекту является способ развития навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, заключающийся в использовании таблицы, размещенной на расстоянии 30 - 33 см от глаз обучаемого (авторское свидетельство СССР N 1073791, кл. G 09 B 17/04). Однако и этот способ имеет ограниченную эффективность из-за необходимости затрат на технические средства и ограниченной, достигаемой при его использовании, скорости чтения.

Техническим результатом изобретения является упрощение реализации и повышение скорости чтения текстов, что увеличивает эффективность его практического применения.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе развития навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, заключающемся в использовании таблицы, размещенной на расстоянии 30 - 33 см от глаз обучаемого согласно изобретению, используют таблицы Шульте, в процессе восприятия символов на которых последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой безартикуляционно информации, причем на первом этапе на протяжении 5 - 15 минут при взгляде на центральный символ очередной таблицы Шульте одновременно фиксируют соответствующие верхние - левый и правый и нижние - левый и правый, символы, а на втором этапе в течение 20 - 35 с для каждой таблицы Шульте осуществляют последовательный поиск контура очередного символа вертикальным сканированием с использованием бокового периферического зрения относительно соответствующего столбца матрицы символов.

На фиг. 1 показан пример использования таблицы Шульте за 60 с, на фиг. 2 - запись движения глаз при работе с таблицей Шульте за 15 - 20 с, на фиг. 3 - запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8 - 11 с, на фиг. 4 изображено поле зрения.

Как показали исследования, при чтении глаза человека находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).

Восприятие текста происходит только в момент остановки или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т.е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависит от объекта наблюдений, его известности и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 мин находится в относительном покое: они зафиксированы на тексте.

Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом же деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т.е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Различные физиологические возможности зон зрения показаны на фиг. 4.

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

Цифровые таблицы Шульте значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры в порядке нарастания счета за время не более 25 с. Таблицы Шульте обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20х25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Необходимо использовать 8 таблиц. Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25 - 30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11 - 12 с, а в некоторых случаях и до 7 - 8 с. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном из двухзначных чисел, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Также особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировки скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На фиг. 1 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр - 60 с. Как показано на четреже, взгляд последовательным перебором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Фиг. 2 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15 - 20 с. И наконец, на фиг. 3 - пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8 - 11 с.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками Правила работы с таблицами Шельте 1. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача: видеть всю таблицу целиком. Как это понимать? Если у вас в центре находится цифра 1, вы должны видеть цифры 7, 22, 3, 4. Если у вас в центре цифр 8, вы должны видеть цифры 14, 21, 19. 2. Если у вас в центре цифра 10, вы должны видеть цифры 15, 14 7, 3 и т.д.

Надо помнить, что отыскивать цифры - это не главное. Это не имеет существенного значения. Главное, при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифровой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры. Вот это начальное восприятие, начальный взгляд в центр таблицы является наиболее важным для тренировки периферического поля зрения. Оно происходит только в те моменты, когда фиксируют взгляд в центре таблицы и стремясь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Фиксируя взгляд в центре таблицы, как бы отправляют в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таблицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как воспоминание уже известного их расположения в отдельных клетках таблицы.

2. Второй этан - исполнительный. Он предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 (без пропуска). При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Вертикальные движения допустимы. Потеряли какую-то цифру, не можете найти, вам кажется, что ее вообще нет, можете искать, но только вертикальным сканированием по каждой полоске, притом только боковым периферическим зрением отыскиваете контуры необходимых вам цифр.

3. Каждая найденная по порядку цифра фиксируется только взглядом без проговаривания. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т.е. примерно 30 - 33 см.

4. Среднее время работы с таблицей определяется в зависимости от коэффициента подвижности нервных процессов. Если ваш коэффициент нервных процессов, измеренный в прошлом высокий, т.е. K = 80 и более, для вас норма среднего времени работы с таблицей Шульте - 20 - 25 с. Если ваш K = 60 и менее, то для вас норма работы с таблицей Шульте - 30 - 35 с.

5. Для тренировок используются 8 таблиц в любом порядке. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.

Формула изобретения

Способ развития навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, заключающийся в использовании таблицы, размещенной на расстоянии 30-33 см от глаз обучаемого, отличающийся тем, что используют таблицы Шульте, в процессе восприятия символов на которых последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой безартикуляционно информации, причем на первом этапе на протяжении 5-15 мин при взгляде на центральный символ очередной таблицы Шульте одновременно фиксируют соответствующие верхние - левый и правый и нижние - левый и правый символы, а на втором этапе в течение 20-35 с для каждой таблицы Шульте осуществляют последовательный поиск контура очередного символа вертикальным сканированием с использованием бокового периферического зрения относительно соответствующего столбца матрицы символов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 12.10.2004

Наименование лица, которому выдан дубликат:О.А.Кузнецов

Извещение опубликовано: 20.10.2004        БИ: 30/2004



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к способу обучения быстрому чтению

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим техническим средствам, и может быть использовано для тренировки навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п.)

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерам, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия информации операторами специализированных АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия различной информации, например, операторами АСУ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Наверх