Способ химико-термической обработки деталей

 

Изобретение относится к области металлургии, а именно к химико-термической обработке деталей. Патентуемый способ химико-термической обработки включает ступенчатое азотирование при температурах 52010 и 54010oС и охлаждение в среде диссоциированного аммиака до температуры 400oС, затем в среде, содержащей 100 % воздуха, со скоростью охлаждения не более 25oС в час до 180oС, после чего осуществляется охлаждение в масле. Данный способ позволяет повысить коррозионную стойкость деталей примерно в 1,2 раза по сравнению с известным способом, использовать имеющееся серийное оборудование, повысить технологичность путем объединения в единый непрерывный процесс оксиазотирования процессов оксидирования и азотирования, повысить экологическую чистоту и взрывобезопасность процесса. 1 табл.

Изобретение относится к металлургии и предназначено для повышения стойкости стальных азотированных деталей против коррозии и может быть использовано в машиностроении, например, в экскаваторостроении, для деталей гидропривода (штока), вместо хромового гальванического покрытия.

Известен способ газового азотирования стальных изделий по а.с. SU 852965A, 07.08.81, C 23 C 8/26, включающий обработку сначала в среде аммиака при 530 - 540oC, затем в смеси аммиака и пропан-бутана при равном их соотношении при 570 - 580oC с последующим охлаждением в масле.

Недостатками известного способа являются: наличие пор в нитридном слое, снижающих коррозионную стойкость азотированных деталей; более высокие внутренние напряжения азотированного слоя после охлаждения с T = 570 - 580oC в масле, деформация и коробление снижают применяемость способа при изготовлении высокоточных (прецизионных) деталей.

Цель изобретения - повышение коррозионной стойкости азотированных деталей путем оксидирования.

Поставленная цель достигается тем, что в способе химикотермической обработки деталей, включающем ступенчатое азотирование и охлаждение в масле, азотирование проводят при температурах 52010oC и 54010oC, а охлаждение осуществляют в потоке диссоциированного аммиака до 400oC, затем в среде, содержащей 100% воздуха со скоростью охлаждения не более 25oC в час до 180oC, после чего осуществляют охлаждение в масле.

Выбранная предельная температура охлаждения 400oC в среде диссоциированного аммиака объясняется тем, что при этой температуре практически прекращается диссоциация аммиака (степень диссоциации 5-6%), в среде содержится незначительное количество водорода и при продувке воздухом исключается образование взрывоопасной кислородно-водородной смеси (гремучего газа).

В то же время при этой температуре в воздушной среде протекают диффузионные процессы деазотирования и оксидирования с образованием на поверхности нитридного слоя оксикарбонитридной фазы и плотного слоя оксида Fe3O4.

Поры нитридного слоя "залечиваются" оксидом.

На основании вышеизложенного режимы охлаждения с температурой выше 400" не исследовались.

Скорость охлаждения 25oC в час обеспечивает постепенное наращивание толщины плотной окисной пленки и повышение ее механической прочности.

Увеличение скорости охлаждения уменьшает время образования оксидной пленки, ее толщины, механической прочности, снижает коррозионную стойкость.

Температура охлаждения в индустриальном масле 180oC определена температурой кипения индустриального масла. При погружении в масло деталей с такой температурой образуются пары масла, которые под давлением проникают в открытые мельчайшие поры окисной пленки и конденсируются там, закрывая поры.

Образующиеся пары масла в присутствии кислорода воздуха приводят к дальнейшему оксидированию азотированной поверхности, появлению насыщенного черного цвета, характерного для оксидированной поверхности.

Пример. Имитаторы штоков гидропривода (образцы в количестве 3 штук каждого варианта) 36 мм, длиной 100 мм со шлифованной и полированной поверхностью из стали 40Х с твердостью 215 - 245 НВ подвергались химико-термической обработке по следующим режимам: 1. Предлагаемый способ.

Азотирование в среде диссоциированного аммиака со степенью диссоциации 20 - 40% с выдержкой при 520 10oC в течение 9 ч и 540 10oC в течение 5 ч, охлаждение в потоке аммиака до 400oC, продувка реторты сжатым воздухом в течение 5 мин, охлаждение в воздушной среде со скоростью охлаждения 25oC в час до 180oC, охлаждение образцов в масле.

2. Опытный способ.

По предлагаемому с изменением скорости охлаждения, которая принималась 35oC в час.

3. Известный способ I.

Азотирование в среде диссоциированного аммиака со степенью диссоциации 20-40% при 57010oC в течение 14 ч, затем продувка кислородом и азотом до создания атмосферы, содержащей 35% кислорода и 65% азота (соотношение 1:3), выдержке в этой среде 6 с, охлаждение в воде путем напуска воды в реторту с образцами, отпуск в масле при 150oC в течение 40 мин.

4. Известный способ II.

Азотирование в среде диссоциированного аммиака со степенью диссоциации 20-30% при температуре 520oC 10oC в течение 14 ч с охлаждением до 40oC в потоке аммиака, перенос в электропечь и последующее термическое оксидирование в воздушной среде со ступенчатым нагревом и выдержках при 150 - 200oC, 350 - 400oC, 450 - 500oC в течение 30 мин в каждом температурном диапазоне и при 520oC в течение 1,34 ч.

Для оценки коррозионной стойкости азотированных образцов в сравнении с хромированными гальваническому хромированию (Х40.тв) подвергались дополнительно 3 образца.

Все образцы подвергались коррозионным испытаниям в камере влаги при температуре (55 2)oC и относительной влажности 98 - 100% в течение 10 суток с конденсацией влаги на образцах.

Оценивался электродный потенциал, как косвенный показатель коррозионной стойкости.

В качестве агрессивной электролитической среды использовали 3% водный раствор NaCl. Потенциал определялся потенциометром Р-307.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Анализ результатов коррозионных испытаний свидетельствует, что граничные значения заявленных параметров выбраны правильно. Увеличение скорости охлаждения более 25 град. в час ухудшает коррозионную стойкость.

Непрерывное проведение процессов азотирования и оксидирования в одной печи, простота регулирования процесса по температурным и газовым параметрам свидетельствуют о высокой технологичности предлагаемого процесса по сравнению с известными.

Формула изобретения

Способ химико-термической обработки деталей, включающий ступенчатое азотирование и охлаждение в масле, отличающийся тем, что азотирование проводят при температурах 520 10o и 540 10oC, а охлаждение осуществляют в потоке диссоциированного аммиака до 400oC, затем в среде, содержащей 100% воздуха со скоростью охлаждения не более 25oC в час до 180oC, после чего осуществляют охлаждение в масле.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в машиностроении, в частности при изготовлении клапанов для двигателей, инструмента для волочения, пуансонов, рабочих элементов машинных и механических ключей

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения поверхностей деталей машин, режущего и штамповочного инструмента

Изобретение относится к области химико-термической обработки стальных деталей, в частности нефтегазодобывающего оборудования, и может быть использовано для повышения стойкости стальных деталей против усталостного разрушения, коррозии и износа в топливно-энергетической, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности при металлообработке

Изобретение относится к металлургии, к химико-термической обработке, и может быть использовано в машиностроении для поверхностного упрочнения деталей пар трения, работающих в агрессивных средах, в качестве магнитопроводов

Изобретение относится к способу термохимической обработки полых тел и отверстий или стальных деталей с труднодоступными снаружи поверхностями с помощью реакционно-способных газов при температурах выше 450оС

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической и химико-термической обработке зубчатых колес, и направлено на решение проблемы создания технологии обработки азотируемых высоконагруженных нешлифуемых зубчатых колес, позволяющей обеспечить их работоспособность, соизмеримую с цементуемыми (нитроцементуемыми) зубчатыми колесами

Изобретение относится к области химико-термической обработки стальных изделий и может быть использовано для поверхностного упрочнения деталей машин и инструмента, в частности, способом нитроцементации
Изобретение относится к способу азотирования заготовок из стали в содержащей атомарный азот газовой атмосфере при температурах выше 425оС и давлениях свыше 0,2 МПа

Изобретение относится к устройствам для химико-термической обработки металлических изделий

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, при производстве стволов стрелково-пушечного вооружения, оснастки

Изобретение относится к области химико-термической обработки, а именно, к процессам азотирования деталей из низкоуглеродистых мартенситных сталей

Изобретение относится к химико-термической обработке

Изобретение относится к области металлургии, а именно к комбинированным способам упрочнения металлов, и может быть использовано при изготовлении прецизионных деталей, работающих в условиях знакопеременных нагрузок

Изобретение относится к производству штанг для перфораторного бурения шпуров

Изобретение относится к области металлургии, в частности к термической обработке в газовых средах, и может быть использовано при изготовлении изделий из низкоуглеродистых железохромистых сплавов с содержанием хрома 5-30 мас.%

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к химико-термическим методам обработки поверхности различных стальных и чугунных деталей, работающих в условиях трения, износа, коррозии

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться при массовом выпуске стальных деталей с антикоррозионным азотированием
Наверх