Смазочное масло для газовых турбин

 

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов. Сущность изобретения: смешивают следующие компоненты в мас. %: 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,7-3,0, ариловые эфиры фосфорной кислоты 0,3 - 6,0, аминопроизводные антиокислительные присадки 0,1-3,0, бензотриазол 0,001-0,3, масляный раствор полиалкилметакрилата с мол.м. 3000-8000 0,01-3,0 и базовое масло - остальное. Указанный состав масла повышает эксплуатационные свойства за счет снижения температуры застывания до - 55oC. 2табл.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов.

Известен состав смазочного масла для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289, приеменяемых в авиационных и судовых приводах.

/В. И. Горелов. Эксплуатация корабельных газотурбинных установок. М.: Военное издательство МО СССР - 1972. - с. 155 -156./ Указанное смазочное масло имеет в своем составе следующие компоненты в мас.%: - 2,6-дитретбутилпаракрезол - 0,5 - 0,8 - совол /хлорированный дифенил/ - 0,8 - 1,2 - нефтяное масло - остальное.

Недостатками известного судового масла являются его невысокие эксплуатационные свойства.

Техническим результатом предлагаемого состава смазочного масла является повышение эксплуатационных свойств за счет снижения температуры застывания до -55oC и достижения повышенных смазочных свойств, обеспечивающих длительную работу двигателя.

Для достижения указанного технического результата смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, дополнительно содержит ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки, бензотриазол и масляный раствор полиалкилметакрилата с молекулярной массой 3000 - 8000 при следующем соотношении компонентов в мас.%: 2,6-дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 3,0 ариловые эфиры фосфорной кислоты - 0,3 - 6,0 аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 3,0 бензотриазол - 0,001 - 0,3 масляный раствор полиалкилметакрилата с молекулярной массой 3000 - 8000 - 0,01 - 3,0
базовое масло - остальное.

При проверке патентоспособности заявленного изобретения установлено соответствие его условиям промышленной применимости, поскольку указанный состав смазочного масла для газовых турбин обладает температурой застывания до -55oC и повышенными смазывающими свойствами, обеспечивающими длительную работу двигателя.

Изобретение признается соответствующим условию новизны, так как вышеуказанный состав смазочного масла, содержащего базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, а также ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки, бензотриазол, масляный раствор полиалкилметакрилата с молекулярной массой 3000 - 8000 при вышеуказанном соотношении компонентов, не известен из уровня техники.

При проведении сопоставительного анализа установлено соответствие изобретения условиям изобретательского уровня, поскольку заявленный состав смазочного масла для газовых турбин отличается от наиболее близкого аналога содержанием ариловых эфиров фосфорной кислоты, аминопроизводных антиокислительных присадок, бензотриазола, масляного раствора полиалкилметакрилата с молекулярной массой 3000 - 8000 при следующем соотношении компонентов в мас. %:
2,6-дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 3,0
ариловые эфиры фосфорной кислоты - 0,3 - 6,0
аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 3,0
бензотриазол - 0,0001 - 0,3
масляный раствор полиалкилметакрилата с молекулярной массой 3000 - 8000 - 0,01 - 3,0
базовое масло - остальное.

Изобретение иллюстрируется на следующем примере.

Пример. Для приготовления смазочного масла используют: - ариловые эфиры фосфорной кислоты: дифенилпаратретбутилфенилфосфат по ТУ-6-05-1611-78 изм. 1 - 2 /прозрачная маслянистая жидкость с температурой вспышки не менее 240oC/ или трикрезилфосфат или импортный аналог REOFOS - 65 R фирмы F MC,
- 2,6-дитретбутилпаракрезол по ТУ-6-05-1611-78 изм. 1 - 2, белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5 - 69,7oC,
- бензотриазол по ТУ-6-09-1291-87, белый кристаллический порошок с розовым или желтоватым оттенком с температурой 98 - 99oC,
- аминопроизводные антиокислительные присадки: фенил- - нафтиламин /Неозон A/ по ТУ-6-14-202-74; n, n' - динонилдифениламин ТУ-6-05-16-11-78,
- масляный раствор полиалкилметакрилата с молекулярной массой 3000 - 8000: Viscoplex 0501 /Проспект фирмы изготовителя "R6HM"/вязкая, прозрачная или мутная жидкость с встроенными депрессорными и дисперсионными свойствами. Температура вспышки минимальная 110oC. Вязкость кинематическая при 100oC 750 мм2-1,
- базовое масло MC-8 по ТУ-38.101678-81 изм. 1 - 3.

Указанные компоненты дозируют, перемешивают при температуре 60 - 70oC до полного растворения, проводят фильтрацию готового масла и затаривают.

Для испытания были приготовлены образцы масла следующего состава в мас.% (таблица 1).

Результаты исследования образцов предлагаемого масла и аналога представлены в таблице 2.

Проведенные испытания показали, что предлагаемое масло имеет температуру застывания -55oC, а также обеспечивает длительную работу двигателя за счет повышенных смазывающих свойств.


Формула изобретения

Смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки, бензотриазол и масляный раствор полиалкилметакрилата с мол.м. 3000 - 8000 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 3,0
Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 0,3 - 0,6
Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 3,0
Бензотриазол - 0,001 - 0,3
Масляный раствор полиалкилметакрилата с мол.м. 3000 - 8000 - 0,01 - 3,0
Базовое масло - Остальноек

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительным смазкам для резьбовых соединений, в частности для конических резьбовых соединений труб и оборудования, применяемых в буровых скважинах

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), применяемых для механической обработки металлов, например, при точении, растачивании, резьбонарезании, отрезке, фрезеровании, сверлении, развертывании, протягивании, шлифовании, глубокой вытяжки черных и цветных металлов

Изобретение относится к области смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), применяемых для механической обработки металлов, например, при точении, растачивании, резьбонарезании, отрезке, фрезеровании, сверлении, развертывании, протягивании, шлифовании, глубокой вытяжки черных и цветных металлов

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных дизелях

Изобретение относится к присадкам для смазочных масел, и эта присадка обладает способностью улучшать индекс вязкости и модифицировать режим трения указанных смазочных масел

Изобретение относится к смазочным композициям, применяемым для смазки нефтепромыслового оборудования, например, редукторов станков-качалок

Изобретение относится к составу моторного масла, предназначенного для использования в промышленных высокофорсированных дизельных двигателях

Изобретение относится к составам нефтяных масел с присадками и может быть использовано для смазывания пневматических перфораторов буровых установок

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к созданию смазок с хорошими адгезионными свойствами по отношению к металлу, а также к органическому и силикатному стеклу

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Наверх