Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства

 

Способ обеспечения безопасности водителя транспорта отличается от известных тем, что позволяет обеспечить безопасность при экстремальной ударной нагрузке, когда происходит смещение оси машины, сдвиг двигателя и рулевого управления. Такие качества достигаются тем, что при аварийной ситуации поворотная спинка кресла поворачивается от привода почти до горизонтального положения. При этом обеспечивается безопасность второго ряда пассажиров удерживанием до пояса тела спинкой кресла переднего ряда. Водитель закреплен на уровне грудной клетки ремнем безопастности, выполненным из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.

Техническое решение относится к области обеспечения безопасности водителя наземного транспорта и любого другого, включая воздушный, когда возможно возникновение аварийной ситуации при ударной нагрузке, направленной назад по отношению к движению транспортного средства.

Преимущественное использование способ обеспечения безопасности может найти на легковом транспорте для водителя и пассажира, сидящих на передних сидениях, при этом повышается безопасность пассажиров, сидящих во втором ряду.

Известен способ обеспечения безопасности креплением ремнем безопасности, который одним концом крепится к элементу корпуса автомашины, другим - к креслу (FR N 2661144, B 60 R 22/12, 1991).

Недостатками такого технического решения являются: - при смещении рулевого колеса ремни не спасут, - пассажир врежется в переднюю панель, - ремень безопасности создаст удельное давление на тело, которое приведет к сложным травмам и повреждению внутренних органов.

Известен также способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при возникновении аварийной ситуации поворачивают спинку кресла совместно с водителем (а. с. SU N 1039764, B 60 R 21/08, 07.09.83).

Недостатками его является то, что кресло поворачивается полностью, т.е. и спинка и сиденье кресла, что не позволяет использовать его для легковых автомобилей.

Задачей заявляемого технического решения является устранение указанных недостатков и сохранение жизни водителя и пассажира на передних сидениях при экстремальном значении удара со смещением агрегатов, а также повышение безопасности пассажиров второго ряда.

Поставленная задача достигается тем, что в способе обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающемся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при возникновении аварийной ситуации поворачивают спинку кресла совместно с водителем, закрепление ремня безопасности осуществляют обоими концами к спинке кресла на уровне груди водителя с охватыванием его грудной клетки, выполняя ремень безопасности из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.

Пояснения к способу.

1. Ремень безопасности закрепляют обоими концами к спинке поворотного кресла, соединяют спинку кресла через пневмоцилиндр с управляемым источником газа под давлением, а с обратной стороны спинки кресла устанавливают регулируемый упор, при возникновении аварийной ситуации соединяют источник газа под давлением с пневмоцилиндром и поворачивают спинку кресла назад до упора совместно с водителем, который удерживается у спинки ремнем безопасности, при этом поворот спинки осуществляют установкой упора под углом 20 - 30o к горизонту, а ремень безопасности выполняют из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.

2. Закрепление привода (пневмоцилиндра) для поворота спинки сидения зависит от конструктивных особенностей кресла и самого автомобиля. Рассмотрим крепление, когда сидение зафиксировано. В этом случае пневмоцилиндр может быть установлен с креплением штока и цилиндра к сидению и спинке. Пневмоцилиндр выполняется качающимся, а подвод газа под давлением осуществляется гибким шлангом. При диаметре цилиндра 80 см и при давлении 60 атм усиление на штоке будет около 5 т. Плечо поворота, где прикладывается усилие поворота, выбирается из максимального веса сидящего на сидение человека. Скорость срабатывания такой системы около 0,1 с, т.е. не больше чем для надувания подушки, т. к. ход штока мал (не более 50 мм), а усилие на штоке значительно. Приведение в действие привода (подключение к источнику газа под давлением) может быть таким же, как и для надувания подушки.

3. Регулирование положения кресла и его спинки по углу наклона нормального рабочего положения может быть осуществлено зажимом штока за счет трения, возникающего в накладке, которая подпружинена, соединена со штоком и установлена в направляющих. Накладка должна быть соединена со штоком, установленном на поворотной оси, т.к. угол положения штока в пространстве будет меняться.

Усилие на штоке пневмоцилиндра при аварии столь велико, что удерживающая сила трения спинки практически никак не скажется при его срабатывании.

4. Регулируемый упор, установленный сзади спинки кресла, должен обеспечивать незащемление ног пассажиров, сидящих на сидениях во втором ряду, для этого может быть предусмотрена заслонка для ног пассажиров второго ряда. После откидывания спинки кресла ее верхняя часть будет упором для пассажиров второго ряда и выполнять роль ограждения для ограничения перемещения торса пассажиров вперед. После сброса давления кресло свободно устанавливается в нужное положение.

5. Поворот спинки кресла отводит водителя от рулевого колеса, а пассажира - от передней панели. Они занимают положение, близкое к горизонтальному, что резко снижает нагрузку при ударе вдоль оси транспортного средства, т.к. ноги оперты, а тело размещено горизонтально. Это наиболее благоприятное положение при резком торможении транспортного средства при ударе. Даже при перевороте машины водитель будет удерживаться в горизонтальном положении из-за ширины ремня безопасности и расположения ног за передней панелью. Второй ряд также будет удерживаться спинкой в сидячем положении.

Таким образом, достигается безопасность водителя и пассажиров переднего и второго ряда при экстремальных ударах.

Формула изобретения

Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности прикрепляют водителя к спинке кресла и при возникновении аварийной ситуации поворачивают спинку кресла совместно с водителем, отличающийся тем, что прикрепление ремня безопасности осуществляют обоими концами к спинке кресла на уровне груди водителя с охватыванием его грудной клетки, выполняя ремень безопасности из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к предохранительным устройствам транспортных средств ,в частности, к устройствам электромеханического торможения автоматической транспортной тележки

Изобретение относится к устройствам, предотвращающим наезд транспортного средства на препятствие

Изобретение относится к устройствам , предотвращающем наезд транспортного средства на человека (препятствие )

Изобретение относится к области обеспечения пассивной безопасности пользователей транспортными средствами в случае дорожно-транспортных происшествий

Изобретение относится к устройствам , предотвращающим наезд транспортного средства на человека (препятствие)

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно касается систем пассивной безопасности, и может быть использовано для предотвращения нанесения травм водителю и пассажиру во время лобового удара и опрокидывания автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Безопасное сиденье транспортного средства содержит механизм его автоматического освобождения от стационарно зафиксированного состояния в момент аварийного торможения транспортного средства, последующего опрокидывания назад вокруг установленной в салоне кузова шарнирной опоры и повторной фиксации в положении с горизонтально ориентированной спинкой. Механизм автоматического опрокидывания и фиксации сиденья выполнен в виде двух пар постоянных магнитов, обращенных попарно друг к другу разноименными полюсами. При этом одна пара магнитов установлена друг над другом на нижней поверхности основания сиденья и полу салона под сиденьем. Другая пара магнитов, контактирующая при горизонтальной ориентации спинки сиденья, закреплена на задней поверхности спинки и неподвижном горизонтальном элементе салона, а шарнирная опора сиденья также установлена на спинке выше центра масс сиденья вместе с размещенным на нем пассажиром. Достигается повышение степени безопасности пассажира при аварийном торможении транспортного средства. 1 ил.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Система безопасности пользователя сиденьем транспортного средства включает механизм управления ограниченным перемещением в направлении действия сил инерции и фиксацией в начальном и конечном положениях пассажирского сиденья. Сиденье свободно надето отверстиями в нижних его стойках на две направляющие салазок, жестко связанные по концам с кузовом, и снабжено упругопластическими демпфирующими элементами. Механизм управления выполнен в виде двух втулок, свободно надетых на каждую из направляющих враспор между задней поверхностью сиденья и местом крепления направляющей к кузову и изготовленных из материала, разрушающегося при величине растягивающих нагрузок, соответствующей заданной минимальной величине опасных для пользователя сиденьем инерционных перегрузок при аварийных торможениях транспортного средства. В тело каждой из втулок концентрично заармирована стальная витая цилиндрическая пружина, жестко соединенная своими торцами с задней поверхностью сиденья и кузовом. Достигается упрощение конструкции устройства, повышение его надежности и степени безопасности пассажира при аварии. 1 ил.

Изобретение относится к способам обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Способ обеспечения безопасности пользователя сиденьем транспортного средства при аварийном торможении заключается в автоматическом освобождении сиденья от стационарно зафиксированного состояния, его последующем опрокидывании назад вокруг установленной в салоне кузова шарнирной опоры и повторной фиксации сиденья после его срабатывания в положении с горизонтально ориентированной спинкой непосредственно в момент торможения. Освобождение сиденья от стационарного состояния с разрушением фиксирующих связей и его опрокидывание назад осуществляют путем приложения относительно шарнирной опоры вращающего момента, создаваемого равнодействующей возникающих при аварийном торможении сил инерции элементов неуравновешенной динамической системы "сиденье-пользователь". Шарнирная опора сиденья выполнена в верхней части спинки с регулируемой величиной превышения высотой опоры вертикальной координаты центра масс динамической системы «сиденье-пользователь». Достигается повышение степени безопасности пользователя сиденьем при аварийном торможении транспортного средства и упрощение процесса реализации способа. 2 ил.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Система пассивной безопасности пользователя сиденьем транспортного средства содержит энергопоглощающий бампер и механизм управления ограниченным перемещением в направлении действия сил инерции и фиксацией пассажирского сиденья. Сиденье свободно надето отверстиями в нижних его стойках на две направляющие салазок, жестко связанные по концам с кузовом, снабженные фиксаторами начального и конечного положений сиденья с демпфирующими элементами. Фиксаторы начального и конечного положений сиденья с демпфирующими элементами выложены в виде кольцевых, аксиально намагниченных постоянных магнитов, свободно надетых на направляющие салазок и закрепленных либо одной плоскостью на передней или задней сторонах сиденья, либо осевым отверстием на направляющей в зоне ее крепления к кузову. Каждая из двух соосных пар постоянных магнитов, расположенных спереди сиденья, обращена друг к другу одноименными полюсами, а сзади сиденья - разноименными. Достигается упрощение конструкции устройства, повышение его надежности и степени безопасности пассажиров при аварии. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Сиденье транспортного средства выполнено с возможностью опрокидывания назад при аварийном торможении вокруг установленной в салоне кузова шарнирной опоры и последующей фиксации в положении с горизонтально ориентированной спинкой. Шарнирная опора размещена в верхней части спинки выше центра масс сиденья вместе с сидящим на нем пассажиром и выполнена в виде горизонтального Т-образного кронштейна сплошного круглого сечения, жестко прикрепленного свободным концом основания к установленной на полу салона за сиденьем вертикальной стойке и введенного своей перекладиной параллельно плоскости спинки в прямоугольную нишу на ее задней поверхности. Каждая из двух сторон перекладины снабжена надетой на нее ведомой частью сцепной автоматической фрикционной муфты для передачи крутящего момента с узлом регулирования заданного момента трения, ведущая часть которой закреплена соосно перекладине на соответствующем боковом торце ниши. На верхней горизонтальной плоскости стойки прикреплены эластичные накладки для упора задней поверхности спинки после опрокидывания сиденья. Достигается повышение степени безопасности пассажиров при аварийном торможении транспортного средства. 2 ил.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Сиденье транспортного средства установлено на полу салона кузова с помощью размещенной на полу под сиденьем в задней его части шарнирной опоры и снабжено связанным с бампером автоматическим аварийным устройством опрокидывания сиденья назад и его фиксации после срабатывания. Устройство для опрокидывания и фиксации сиденья выполнено в виде установленных под сиденьем в передней его части крепежной плиты для жесткого крепления сиденья, изготовленного из хрупкого материала, разрушаемого при заданной величине ударной силы, и цилиндрической пружины с вертикальной осью, введенной под сиденье в напряженно-сжатом состоянии. Связь устройства опрокидывания сиденья с бампером осуществлена с помощью ударного бойка, прикрепленного одним концом к внутренней поверхности бампера, а другим - введенным в контакт с передней плоскостью плиты. Достигается упрощение конструкции устройства, повышение эффективности защиты водителя и пассажиров при авариях. 3 ил.
Наверх