Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства

 

Способ обеспечения безопасности водителя транспорта отличается от известных тем, что при экстремальных нагрузках при ударе, когда обычные известные средства безопасности не могут помочь, сохраняют жизнь пассажиров и водителя, причем помогают перенести нагрузку и пассажирам второго ряда .Такие качества способ приобретает благодаря тому, что при экстремальной нагрузке спинка кресла водителя под воздействием пружины отбрасывается назад и отводит его от рулевого колеса, причем водитель занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению вектора ударной нагрузки, поскольку закреплен к спинке сиденья на уровне грудной клетки широким ремнем безопасности, выполненным из проницаемой для воздуха капроновой сетки.

Техническое решение относится к обеспечению безопасности водителя наземного транспорта и может быть использовано для любого вида транспорта, включая воздушный, и не только для водителя, но и для пассажиров.

Преимущественное использование техническое решение может найти на легковом транспорте для пассажиров и водителя, сидящих на передних сидениях легкового автомобиля при возникновении аварийной ситуации, которая возникает по различным причинам: встречное столкновение, при потере управления и выезде на встречную полосу движения, наезд на столб или другое препятствие, причем причины возникновения аварийной ситуации могут быть и объективные, например, разлив масла на трассе.

Известен способ обеспечения безопасности водителя и пассажира на переднем сиденье, включающей в себя крепление водителя и пассажира ремнем безопасности к корпусу автомобиля или одним концом к корпусу, а другим концом - к сиденью (FR, N 2661144, A, кл. B 60 R 22/12, 1991 г.).

Недостатками такого способа обеспечения безопасности являются следующие: - при сильном ударе, который вызывает смещение двигателя, осуществляется силовой контакт пассажира о переднюю панель, а водителя о рулевое колесо; - даже при получении травм от силового контакта с элементами автомашины, которые не приведут к летальному исходу, ремни безопасности создадут удельное давление, достаточное для переломов и повреждения внутренних органов.

Совместное использование и подушки, и ремней безопасности при критических ударах, которые рассматриваются, не снизит опасности гибели пассажира и водителя.

Известен способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора (SU, 1039764 A, кл. B 60 R 21/08, опубл. 07.09.93).

Недостатками его является то, что кресло поворачивается полностью, т.е. и спинка и сиденье кресла, что не позволяет использовать его для легковых автомобилей.

Задачей технического решения является обеспечение безопасности водителя и пассажира на передних сиденьях и снижение опасных воздействий на пассажиров второго ряда.

Поставленная задача достигается тем, что в способе обеспечения водителя транспортного средства, заключающемся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сиденья для расположения водителя по оси направления удара.

Пояснения к способу.

1. Такие устройства по данному способу должны устанавливаться везде, где используются ремни безопасности, а в автобусах с детьми и на всех рядах кресел.

2. При откидывании человека со спинкой назад, он занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению удара, т.е. располагается по оси действия силы (почти близко к горизонтальному положению). Отклонение назад должно быть под углом 20 - 30o к горизонту, чтобы не защемить пассажиров второго ряда. Водитель и пассажир первого ряда отводятся от рулевого колеса и передней панели и при их смещении они не окажут воздействия на людей. Пассажиры второго ряда будут ограничены в своем движении по инерции спинкой, которая удержит их от перелета вперед и будет играть роль ремня безопасности, которые должны быть более широкими и с амортизаторами из набивочного материала спинки.

Точно также возможно обеспечивать безопасность и на летательных аппаратах, где ремни крепятся к сиденью, а спинки фиксируются пассажиром.

3. Изготовление конструкции кресла по данному способу может быть различным. Однако обязательным является угловая подвижность спинки кресла относительно сиденья, которая, например, может быть представлена в виде сектора с выемками, в которые входит зуб фиксатора, перемещающийся в направляющих и спиральной пружины, которая создает момент вращения, достаточный для поворота спинки с пассажиром максимального веса. Упор спинки должен быть регулируемый и должен соединяться с корпусом машины, если сиденье не перемещается горизонтально. Привод может быть также любым.

В качестве примера можно использовать всю систему (от датчика до исполнительного механизма) приведения в действие надувной подушки безопасности. В любом случае должен быть инерционный датчик перегрузки, который удерживается от ложного срабатывания пружиной, электрический клапан, который соединяет источник под давлением с пневмоцилиндром фиксатора пружины. Практически все эти элементы выпускаются серийно. Срабатывание такой системы не более 0,1 с. , что вполне обеспечит откидывание водителя назад, в крайнем случае, уже при деформации машин. Скорость срабатывания такой системы не больше, чем временной отрезок на надувание подушки, а возможно и меньше, т.к. после сдергивания фиксатора с малым ходом, допустим 5 мм, остальные операции осуществляются освобожденной спиральной пружиной. Обратная установка на фиксатор должна производиться двумя, тремя людьми или тросом от движения автомашины.

Таким образом, достигаются все поставленные задачи, которые сформулированы выше, а простота в изготовлении и эксплуатации позволяет использовать техническое решение во всех транспортных средствах, где необходима безопасность при ударе. В большегрузных автомашинах нужно предусмотреть увеличение зазора за спинкой кресла. При этом ремень безопасности следует изготавливать воздухопроницаемым, например, из капроновой сетки.

Формула изобретения

Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, отличающийся тем, что закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди водителя обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки, по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сидения для расположения водителя по оси направления удара.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к предохранительным устройствам транспортных средств ,в частности, к устройствам электромеханического торможения автоматической транспортной тележки

Изобретение относится к устройствам, предотвращающим наезд транспортного средства на препятствие

Изобретение относится к устройствам , предотвращающем наезд транспортного средства на человека (препятствие )

Изобретение относится к области обеспечения пассивной безопасности пользователей транспортными средствами в случае дорожно-транспортных происшествий

Изобретение относится к устройствам , предотвращающим наезд транспортного средства на человека (препятствие)

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно касается систем пассивной безопасности, и может быть использовано для предотвращения нанесения травм водителю и пассажиру во время лобового удара и опрокидывания автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Безопасное сиденье транспортного средства содержит механизм его автоматического освобождения от стационарно зафиксированного состояния в момент аварийного торможения транспортного средства, последующего опрокидывания назад вокруг установленной в салоне кузова шарнирной опоры и повторной фиксации в положении с горизонтально ориентированной спинкой. Механизм автоматического опрокидывания и фиксации сиденья выполнен в виде двух пар постоянных магнитов, обращенных попарно друг к другу разноименными полюсами. При этом одна пара магнитов установлена друг над другом на нижней поверхности основания сиденья и полу салона под сиденьем. Другая пара магнитов, контактирующая при горизонтальной ориентации спинки сиденья, закреплена на задней поверхности спинки и неподвижном горизонтальном элементе салона, а шарнирная опора сиденья также установлена на спинке выше центра масс сиденья вместе с размещенным на нем пассажиром. Достигается повышение степени безопасности пассажира при аварийном торможении транспортного средства. 1 ил.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Система безопасности пользователя сиденьем транспортного средства включает механизм управления ограниченным перемещением в направлении действия сил инерции и фиксацией в начальном и конечном положениях пассажирского сиденья. Сиденье свободно надето отверстиями в нижних его стойках на две направляющие салазок, жестко связанные по концам с кузовом, и снабжено упругопластическими демпфирующими элементами. Механизм управления выполнен в виде двух втулок, свободно надетых на каждую из направляющих враспор между задней поверхностью сиденья и местом крепления направляющей к кузову и изготовленных из материала, разрушающегося при величине растягивающих нагрузок, соответствующей заданной минимальной величине опасных для пользователя сиденьем инерционных перегрузок при аварийных торможениях транспортного средства. В тело каждой из втулок концентрично заармирована стальная витая цилиндрическая пружина, жестко соединенная своими торцами с задней поверхностью сиденья и кузовом. Достигается упрощение конструкции устройства, повышение его надежности и степени безопасности пассажира при аварии. 1 ил.

Изобретение относится к способам обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Способ обеспечения безопасности пользователя сиденьем транспортного средства при аварийном торможении заключается в автоматическом освобождении сиденья от стационарно зафиксированного состояния, его последующем опрокидывании назад вокруг установленной в салоне кузова шарнирной опоры и повторной фиксации сиденья после его срабатывания в положении с горизонтально ориентированной спинкой непосредственно в момент торможения. Освобождение сиденья от стационарного состояния с разрушением фиксирующих связей и его опрокидывание назад осуществляют путем приложения относительно шарнирной опоры вращающего момента, создаваемого равнодействующей возникающих при аварийном торможении сил инерции элементов неуравновешенной динамической системы "сиденье-пользователь". Шарнирная опора сиденья выполнена в верхней части спинки с регулируемой величиной превышения высотой опоры вертикальной координаты центра масс динамической системы «сиденье-пользователь». Достигается повышение степени безопасности пользователя сиденьем при аварийном торможении транспортного средства и упрощение процесса реализации способа. 2 ил.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Система пассивной безопасности пользователя сиденьем транспортного средства содержит энергопоглощающий бампер и механизм управления ограниченным перемещением в направлении действия сил инерции и фиксацией пассажирского сиденья. Сиденье свободно надето отверстиями в нижних его стойках на две направляющие салазок, жестко связанные по концам с кузовом, снабженные фиксаторами начального и конечного положений сиденья с демпфирующими элементами. Фиксаторы начального и конечного положений сиденья с демпфирующими элементами выложены в виде кольцевых, аксиально намагниченных постоянных магнитов, свободно надетых на направляющие салазок и закрепленных либо одной плоскостью на передней или задней сторонах сиденья, либо осевым отверстием на направляющей в зоне ее крепления к кузову. Каждая из двух соосных пар постоянных магнитов, расположенных спереди сиденья, обращена друг к другу одноименными полюсами, а сзади сиденья - разноименными. Достигается упрощение конструкции устройства, повышение его надежности и степени безопасности пассажиров при аварии. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Сиденье транспортного средства выполнено с возможностью опрокидывания назад при аварийном торможении вокруг установленной в салоне кузова шарнирной опоры и последующей фиксации в положении с горизонтально ориентированной спинкой. Шарнирная опора размещена в верхней части спинки выше центра масс сиденья вместе с сидящим на нем пассажиром и выполнена в виде горизонтального Т-образного кронштейна сплошного круглого сечения, жестко прикрепленного свободным концом основания к установленной на полу салона за сиденьем вертикальной стойке и введенного своей перекладиной параллельно плоскости спинки в прямоугольную нишу на ее задней поверхности. Каждая из двух сторон перекладины снабжена надетой на нее ведомой частью сцепной автоматической фрикционной муфты для передачи крутящего момента с узлом регулирования заданного момента трения, ведущая часть которой закреплена соосно перекладине на соответствующем боковом торце ниши. На верхней горизонтальной плоскости стойки прикреплены эластичные накладки для упора задней поверхности спинки после опрокидывания сиденья. Достигается повышение степени безопасности пассажиров при аварийном торможении транспортного средства. 2 ил.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Сиденье транспортного средства установлено на полу салона кузова с помощью размещенной на полу под сиденьем в задней его части шарнирной опоры и снабжено связанным с бампером автоматическим аварийным устройством опрокидывания сиденья назад и его фиксации после срабатывания. Устройство для опрокидывания и фиксации сиденья выполнено в виде установленных под сиденьем в передней его части крепежной плиты для жесткого крепления сиденья, изготовленного из хрупкого материала, разрушаемого при заданной величине ударной силы, и цилиндрической пружины с вертикальной осью, введенной под сиденье в напряженно-сжатом состоянии. Связь устройства опрокидывания сиденья с бампером осуществлена с помощью ударного бойка, прикрепленного одним концом к внутренней поверхности бампера, а другим - введенным в контакт с передней плоскостью плиты. Достигается упрощение конструкции устройства, повышение эффективности защиты водителя и пассажиров при авариях. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Безопасное сиденье состоит из основания и спинки и установлено на полу салона кузова и содержит механизм его автоматического освобождения от стационарного состояния в момент аварийного торможения, последующего опрокидывания вокруг шарнирной опоры и повторной фиксации в положении с горизонтальной спинкой. Механизм опрокидывания сиденья выполнен в виде соединяющего сиденье с неподвижной стойкой винта из материала с низкой прочностью на разрушение. Разрушающие нагрузки в винте соответствуют усилию в нем при аварийном торможении с минимально опасным для водителя значением инерционной перегрузки. Механизм повторной фиксации сиденья выполнен в виде размещенных на сиденье упругих волнообразных фиксаторов и оппозиционных им углублений в стойке. Ось вращения шарнирной опоры установлена выше центра масс сиденья с водителем. Достигается повышение степени безопасности пассажиров при аварийном торможении транспортного средства. 1 ил.
Наверх