Пусковая установка для запуска реактивных снарядов залпового огня

 

Изобретение относится к реактивному вооружению залпового огня. Пусковая установка для реактивных снарядов залпового огня содержит многоосное колесное шасси и пакет направляющих. Между задними осями в плоскости поперечного сечения шасси размещены опорные домкраты. Масса пакета направляющих со снарядами составляет 0,4-0,6 грузоподъемности задних осей, а усилие поддомкрачивания равно 0,2-0,4 тяги реактивного снаряда. Использование изобретения позволяет повысить кучность стрельбы реактивных систем залпового огня. 2 ил.

Изобретение относится к военной технике, а именно пусковым установкам для запуска ракет и может быть использовано при разработке реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Одной из характеристик, определяющих боевую эффективность РСЗО, является кучность стрельбы (рассеивание) реактивных снарядов (РС), запускаемых из пусковых установок (ПУ) на колесном шасси с трубчатыми направляющими.

Одной из основных составляющих рассеивания РС является составляющая от начальных возмущений, обусловленных колебаниями ПУ при залповой стрельбе, доля которой с увеличением тяговооруженности РС и дальности стрельбы растет, и для дальнобойных РСЗО может достигать 60...80%.

Особенностью РСЗО является наличие систематической составляющей начальных возмущений, вызванной силовым взаимодействием газовой струи реактивного снаряда с трубчатой направляющей, а следовательно, и с ПУ в целом.

В результате этого взаимодействия усилие, передаваемое через пакет направляющих (ПН) на шасси ПУ вызывает систематическое вращательное движение пусковой установки относительно направления стрельбы, что приводит к отклонению снарядов от общего центра группирования РС в залпе (разнобойности). Это отклонение тем больше, чем дальше от оси горизонтального наведения находится направляющая в пакете, и чем больше тяговооруженность запускаемых РС.

Пусковая установка с реактивными снарядами представляет собой сложную нелинейную нестационарную колебательную систему, от параметров которой функционально зависит уровень начальных возмущений при залповой стрельбе и, как следствие, кучность стрельбы.

Таким образом, актуальным является выбор оптимальных параметров этой колебательной системы, позволяющих снизить уровень начальных возмущений за счет рационального выбора ее конструктивных характеристик.

Известна пусковая установка РСЗО "Ларс", содержащая трехосное колесное шасси, пакет трубчатых направляющих, опорные домкраты, при этом все оси шасси равномерно нагружены пакетом направляющих (Вооружение и техника. Справочник под редакцией А.В.Громова, М.: Воениздат, 1984, с.102, 103).

В этой конструкции домкраты расположены снаружи в задней части шасси, а масса пакета направляющих распределена на все оси шасси. Такая конструкция пусковой установки позволяет обеспечить требуемую кучность залповой стрельбы на дальность около 15 км. Таким образом, задачей данного технического решения являлось обеспечение требуемых характеристик кучности стрельбы залпом на малые дальности.

Общими признаками с предлагаемой авторами пусковой установкой, являются колесное шасси, опорные домкраты и пакет трубчатых направляющих.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому конструктивному результату является пусковая установка, содержащая многоосное колесное шасси, опорные домкраты и пакет трубчатых направляющих, масса которого распределена между двумя задними осями и опорными домкратами, расположенными снаружи в задней части шасси. ПУ обеспечивает запуск реактивных снарядов с полным импульсом до 250 кНс (см., например, Техописание на "Боевую машину 9П140". Альбом рисунков к техническому описанию и инструкции по эксплуатации., М.: Воениздат, 1983, с.3, 63), принятая авторами за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, при использовании известной пусковой установки, принятой за прототип, относится то, что в ней заданная кучность стрельбы обеспечивается за счет повышения жесткости системы шасси-ПН-РС для стрельбы реактивными снарядами с полным импульсом до 250 кНс на дальности до 40 км.

Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось достижение кучности залповой стрельбы за счет повышения жесткости системы шасси-ПН-РС для стрельбы реактивными снарядами с полным импульсом до 250 кНс на дальности до 40 км.

Общими признаками с предлагаемой авторами пусковой установкой являются многоосное колесное шасси, опорные домкраты и пакет трубчатых направляющих, масса которого распределена между задними осями и опорными домкратами.

В отличие от прототипа в предлагаемой авторами пусковой установке опорные домкраты размещены между задними осями в плоскости поперечного сечения шасси, при этом масса пакета направляющих с реактивными снарядами составляет 0,4 - 0,6 грузоподъемности задних осей, а усилие поддомкрачивания равно 0,2 - 0,4 тяги реактивного снаряда.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа, и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение кучности стрельбы за счет выбора оптимальных инерционно-жесткостных и демпфирующих характеристик пусковых установок дальнобойных реактивных систем залпового огня.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной пусковой установке, содержащей многоосное колесное шасси, опорные домкраты и пакет трубчатых направляющих, масса которого распределена между задними осями и опорными домкратами, особенность заключается в том, что опорные домкраты размещены между задними осями в плоскости поперечного сечения шасси, при этом масса пакета направляющих с реактивными снарядами составляет 0,4 - 0,6 грузоподъемности задних осей, а усилие поддомкрачивания равно 0,2 - 0,4 тяги реактивного снаряда.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между параметрами пусковой установки позволяют, в частности, за счет: размещения опорных домкратов между задними осями в плоскости поперечного сечения шасси обеспечить оптимальное значение момента силы вращательного движения пусковой установки M1 = Pl1 и, тем самым, уменьшить систематическое отклонение РС от направления стрельбы, формирующее разнобойность РСЗО, а их размещение в плоскости поперечного сечения шасси снизить неравномерность действия возмущающих моментов газодинамических сил стартующих снарядов на ПУ при залповой стрельбе, "раскачки" ПУ в горизонтальной плоскости и существенно снизить вероятность возникновения резонансных явлений в системе шасси - - ПН-РС; соотношения масс пакета направляющих с реактивными снарядами, составляющим 0,4 - 0,6 грузоподъемности задних осей - обеспечить требуемый диапазон демпфирующих свойств системы шасси - ПН-РС, так как в условиях уменьшения массы пакета направляющих с реактивными снарядами при залповой стрельбе, происходит увеличение частоты колебаний системы шасси - ПН-РС и при соотношении масс меньше 0,4 (как показали испытания) наблюдаются резонансные явления, приводящие к значительному увеличению разнобойности в залпе, а при соотношении масс больше 0,6 происходит существенное ухудшение эффективности залповой стрельбы за счет снижения площади эффективности поражения цели; поддомкрачивание пусковой установки усилием равным 0,2 - 0,4 тяги реактивного снаряда - обеспечить снижение вращательного движения пусковой установки, и тем самым повысить кучность залповой стрельбы, при усилии поддомкрачивания менее 0,2 тяги РС происходит снижение статической жесткости системы шасси - ПН-РС (как показали испытания) происходит существенное ухудшение эффективности залповой стрельбы, за счет снижения площади эффективного поражения цели, при усилии поддомкрачивания более 0,4 - резко снижаются демпфирующие свойства системы шасси - ПН-РС, а это повышает колебательность пакета направляющих и приводит к росту начальных возмущений и, в конечном итоге, ухудшению кучности залповой стрельбы.

Сущность изобретения заключается в том, что пусковая установка для запуска реактивных снарядов систем залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси, опорные домкраты и пакет трубчатых направляющих, масса которого распределена между задними осями и опорными домкратами, согласно изобретению опорные домкраты размещены между задними осями в плоскости поперечного сечения шасси, при этом масса пакета направляющих с реактивными снарядами составляет 0,4...0,6 грузоподъемности задних осей, а усилие поддомкрачивания равно 0,2...0,4 тяги реактивного снаряда.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид пусковой установки; на фиг. 2 - схема сил и документов, действующих на шасси при стрельбе (в горизонтальной плоскости).

ПУ состоит из шасси 1, двух опорных домкратов 4 и пакета направляющих 2, для минимизации вероятности возникновения резонансных явлений в системе шасси - ПН-РС домкраты размещены между задними осями 3 в плоскости поперечного сечения шасси 1 перпендикулярно его продольной оси по бортам, и в боевом положении поддомкрачены с усилием 0,2...0,4 тяги РС для придания ПУ статической жесткости и уменьшения разнобойности при залповой стрельбе, а масса ПН с РС составляет 0,4...0,6 грузоподъемности задних осей для обеспечения требуемых демпфирующих свойств ПУ и исключения резонансных явлений, приводящих к значительному ухудшению кучности стрельбы при стрельбе залпом.

Вышеописанная пусковая установка работает следующим образом.

При занятии позиции продольную ось шасси 1 ориентируют в требуемом направлении, после чего опускают опорные домкраты 4 с заданным усилием поддомкрачивания и осуществляют горизонтальное и вертикальное наведение пакета направляющих 2. При стрельбе с углом горизонтального наведения пакета направляющих 2 относительно продольной оси симметрии шасси 1 на угол сила трения газовой струи реактивного снаряда о внутреннюю поверхность трубчатой направляющей P, создает вращательный момент шасси относительно левого (правого) домкрата M1 = Pl1 (фиг. 2), величина которого остается минимальной в процессе залпа, что обеспечивает требуемые характеристики кучности стрельбы.

При конструкции пусковой установки согласно прототипа, при аналогичных условиях стрельбы, величина вращающего момента шасси относительно левого (правого) домкрата M2 = Pl2 как видно из фиг. 2 (l2 > l1) превышает величину вращающего момента согласно изобретению M2 > M1).

Выполнение пусковой установки в соответствии с изобретением позволяет улучшить кучность залповой стрельбы на 30 - 40% и повысить в 1,2 - 1,25 раза боевую эффективность дальнобойных РСЗО.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает рациональные инерционно-жесткостные и демпфирующие параметры пусковой установки, за счет оптимального расположения опорных домкратов, выбора рационального соотношения массы загруженного пакета направляющих с грузоподъемностью задних осей, соотношения величины усилия поддомкрачивания с тягой реактивного снаряда.

Изобретение может быть использовано при разработке пусковых установок для запуска реактивных снарядов систем залпового огня.

Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытного образца пусковой установки, выполненной в соответствии с изобретением.

В настоящее время разработана конструкторская документация, проведены государственные испытания, намечено серийное производство.

Формула изобретения

Пусковая установка для запуска реактивных снарядов систем залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси, опорные домкраты, пакет трубчатых направляющих, масса которого распределена между задними осями и опорными домкратами, отличающаяся тем, что опорные домкраты размещены между задними осями в плоскости поперечного сечения шасси, при этом масса пакета направляющих с реактивными снарядами составляет 0,4 - 0,6 грузоподъемности задних осей, а усилие поддомкрачивания равно 0,2 - 0,4 тяги реактивного снаряда.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам загрузки-выгрузки боеприпасов на надводные корабли

Изобретение относится к устройствам для пуска ракет

Изобретение относится к ракетному оружию надводных кораблей

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к пусковым устройствам для реактивных управляемых снарядов

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях транспортно-пусковых контейнеров, предназначенных для хранения, транспортирования и пуска ракет

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных комплексах различного назначения

Изобретение относится к оборонной технике

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к ракетному вооружению сухопутных войск

Изобретение относится к ракетному вооружению

Изобретение относится к ракетной технике

Изобретение относится к артиллерийскому вооружению

Изобретение относится к военно-морскому вооружению

Изобретение относится к реактивному оружию залпового огня и может найти широкое применение в области ракетной техники

Изобретение относится к ракетной технике

Изобретение относится к артиллерийской технике, а именно к ствольным установкам, и может быть использовано для артиллерийских орудий со снарядом патронного заряжания
Изобретение относится к способам поражения наземных боевых средств и живой силы

Изобретение относится к области ракетной техники

Изобретение относится к реактивному вооружению залпового огня

Наверх