Устой моста

 

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту. Устой моста содержит установленное на фундаменте тело опоры с насадкой и шкафной стенкой и расположенные одна на другой две плиты, размещенные в грунте насыпи подхода и не выходящие за призму обрушения, причем на обращенные одна к другой поверхности плит нанесены антифрикционные прослойки, а верхняя кромка вышележащей плиты прикреплена к верхней части шкафной стенки устоя под углом, не позволяющим грунту скользить по вышележащей плите, но обеспечивающим проскальзывание антифрикционных прослоек. Технический результат состоит в том, что при таком выполнении устоя в связи, соединяющей верхнюю плиту со шкафной стенкой, за счет давления грунта и скольжения верхней плиты вместе с грунтом возникает усилие, облегчающее работу устоя, опрокидывающий момент в опоре, вызываемый боковым давлением грунта, становится намного меньше, так как плиты прерывают обрушение грунта по кривой естественного откоса, а перемещаемая по нижней плите верхняя вообще изменяет направление обрушения определенной части грунта и оттягивает устой назад, что обеспечивает уменьшение материалоемкости устья. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту.

Известен устой моста, включающий расположенное с наклоном тело и шкафную часть в виде расположенных в головной части насыпи подходов ригеля и шкафной стенки, жестко соединенных между собой, причем тело устоя размещено в грунте насыпи подходов под углом 20 - 30o к горизонтальной плоскости и жестко соединено верхним концом со шкафной стенкой (SU 1020485, 30.05.83).

Недостаток этого устройства в том, что оно применимо только как лежневая опора для случаев, когда в русле реки отсутствует вода, например для путепроводов.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устой моста, включающий установленное на фундамент тело опоры с насадкой, шкафной и обратными стенками, снабженное антифрикционными прокладками, размещенными в грунте между обратными стенками, при этом нижняя прослойка верхней кромкой прикреплена под острым углом к верхней части шкафной стенки (SU 1370173, 30.01.88).

Недостаток известного устройства заключается в значительной материалоемкости ввиду того, что устой в обычных условиях в полной мере воспринимает давление грунта насыпи подхода.

Действительно, антифрикционные прослойки в устое предназначены для вывода на поверхность сейсмической волны в насыпи подхода и поэтому к шкафной стенке присоединена нижняя антифрикционная прослойка - при подходе сейсмической волны верхняя прослойка вместе с грунтом смещается по нижней прослойке, происходит диссипация энергии сейсмической волны и устой моста остается целым. Но в обычных условиях давление насыпи подхода в полной мере передается через антифрикционные прослойки в опоре.

Указанных недостатков лишен предлагаемый устой моста, дополнительно содержащий две расположенные одна на другой плиты, размещенные в насыпи подхода и не выходящие за призму обрушения, причем антифрикционные прослойки нанесены на обращенные друг к другу поверхности плит, а верхняя кромка вышележащей плиты прикреплена к верхней части шкафной стенки устоя под углом, не позволяющим грунту скользить по вышележащей плите, но обеспечивающим проскальзывание антифрикционных прослоек.

При таком выполнении устоя в связи, соединяющей верхнюю плиту со шкафной стенкой, за счет давления грунта и скольжения верхней плиты вместе с грунтом возникает усилие, облегчающее работу устоя, - опрокидывающий момент в опоре, вызываемый боковым давлением грунта, становится намного меньше, так как плиты прерывают обрушение грунта по кривой естественного откоса, а перемещаемая по нижней плите верхняя вообще изменяет направление обрушения определенной части грунта и оттягивает устой назад.

Что касается нормального давления на устой, определяемого углом обрушения грунта, то т.к. плиты прерывают обрушение по углу естественного откоса, не меняя его значения, то оно только уменьшается. И, естественно, длина плит должна быть такой, чтобы они не выходили за призму обрушения, т.к. в противном случае нормальное давление грунта на плиты будет выше необходимого.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показан вид устоя в плане, на фиг. 2 - вид А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вид В-В на фиг. 2.

Устой моста включает установленное на фундамент 1 тело опоры 2 с насадкой и шкафной стенкой и расположенные одна на другой плиты 3 и 4, обращенные друг к другу поверхности которых снабжены антифрикционными прослойками 5 и 6, плиты наклонно размещены в насыпи подхода 7, причем вышележащая плита 3 своей верхней кромкой прикреплена к верхней части шкафной стенки шарниром 8 под углом , выбираемым из условия fант < tg < fгр , где fант - коэффициент трения скольжения антифрикционных прослоек; fгр - коэффициент трения скольжения грунта по вышележащей плите.

Устой работает следующим образом.

После возведения устоя, отсыпав грунт 7 до необходимого для обеспечения заранее рассчитанного угла уровня, укладывается на грунт плита 4 с антифрикционной прослойкой 6 и на нее - плита 3 с прослойкой 5, плита 3 прикрепляется шарниром 8 к шкафной стенке устоя, за нижней кромкой плиты 3 в направлении ее предполагаемого сдвига, на грунт укладывается слой податливого материала 9, например песчаного битума, для того, чтобы это место при дальнейшей засыпке не было занято грунтом, иначе утрамбованный грунт будет мешать соскальзыванию плиты 3 по плите 4. Затем продолжается дальнейшая отсыпка и уплотнение насыпи подхода 7. В это время плита 3 вместе с грунтом 7 и под его воздействием скользит по плите 4 назад, сминая слой податливого материала 9 и оттягивает устой; эффект тем больше, чем больше вес грунта 7.

Применение предложенной конструкции позволяет за счет изменения направления воздействия грунта на устой уменьшить материалоемкость последнего. Предложенная конструкция может быть применена в качестве подпорной стенки и в других областях строительства.

Формула изобретения

1. Устой моста, включающий установленное на фундаменте тело опоры с насадкой и шкафной стенкой и расположенные одна на другой антифрикционные прослойки, размещенные в насыпи подхода под острым углом к верхней части шкафной стенки, отличающийся тем, что дополнительно содержит расположенные одна на другой плиты, а антифрикционные прослойки расположены на обращенных одна к другой поверхностях плит, причем верхняя кромка вышележащей плиты прикреплена к шкафной стенке под углом , выбираемым из условия fант < tg < fгр, где fант - коэффициент трения скольжения антифрикционных прослоек; fгр - коэффициент трения скольжения грунта по вышележащей плите.

2. Устой по п.1, отличающийся тем, что длина плит выбрана такой, что они не выходят за призму обрушения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 10.08.2004        БИ: 22/2004

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Хучбаров Хучбар Загидович

(73) Патентообладатель:Открытое акционерное общество "Мостоотряд-99"

Договор № РД0008872 зарегистрирован 16.05.2006

Извещение опубликовано: 10.07.2006        БИ: 19/2006



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению, в частности, к сборно-монолитным опорам моста

Изобретение относится к мостостроению, а именно к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходами и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями

Эстакада // 2098543
Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к области мостостроения, а конкретно к промежуточным козловым опорам мостов, для стыкования на них пролетных строений моста и может быть использовано при сооружении временных мостовых переправ из возимых колейных механизированных мостов в мирных и военных целях

Изобретение относится к моторостроению, конкретно к приводам подъема-опускания промежуточной опоры мостового блока, и может быть использовано при сооружении временных переправ

Изобретение относится к мостовым блокам многопролетного моста с приводом подъема - опускания промежуточной опоры моста, снабженного кареткой

Изобретение относится к строительству, а именно к возведению искусственных сооружений на вечной мерзлоте

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов и путепроводов на автомобильных дорогах

Изобретение относится к мостостроению, а именно к строительству мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах, которые расположены на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в мостостроении при строительстве путепроводов и мостов на автомобильных и железных дорогах

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов, путепроводов и эстакад на автомобильных дорогах, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сопряжения моста с насыпью при строительстве мостов и путепроводов на территориях, исключающих сооружение фундаментов глубокого заложения на сваях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сооружения опор моста, в том числе на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при сооружении сборно-разборных мостов эстакадного типа и береговых частей наплавных мостов преимущественно при наличии в основании слабых и размывных грунтов
Наверх