Моторное масло

 

Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин. Моторное масло содержит, в мас. %: 0,5-3,0 сульфата бария, 3,5-6,0 алкилсалицилата бария, 2,5-4,0 смешанной бариевой соли производных салициловой и алкиларилдитиофосфорной кислот, 1 - 3 продукта конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, 0,002-0,005 полиметилсилоксана, остальное - нефтяное масло. Новая композиция моторного масла обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками по показателям моющих свойств и термоокислительной стабильности. 3 табл.

Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин.

Особенностью моторных дизельных масел является высокий уровень моющих и антикоррозионных свойств. Специфические высокотемпературные воздействия в поршневой зоне дизельного двигателя требуют применения высокоэффективных моющих присадок, способных предотвратить рост лако- и нагарообразования [Кламанн Д. Смазки и родственные продукты, М., Химия, 1988, с. 289 (1)].

Основой современных дизельных масел является дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, получаемые из малосернистых или сернистых нефтей. В базовую основу, как правило, вводят многофункциональные присадки или композиции присадок [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочник /Под ред. В.М.Школьникова. М. Химия, 1989 (2) с. 126].

Известно масло М-20 Бп /ТУ 38 101593-75/ для смазывания судовых дизелей, которое готовят путем добавления к нефтяному маслу композиции присадок: дисульфидалкилфенолята бария, сульфоната бария, диалкилдитиофосфата бария, полученного на основе высокомолекулярных спиртов, и полиметилсилоксана [2, с. 127 - 130].

Известное масло обладает низкими моющими и антикоррозионными свойствами и не удовлетворяет современным требованиям, предъявленным к дизельным маслам.

Наиболее близким по составу и назначению к заявляемому является моторное масло МТ-16 п /ГОСТ 6360-83/, которое применяют для смазывания транспортных дизелей и готовят на основе нефтяного масла с добавлением многозольного сульфоната кальция и многофункциональной присадки - кальциевой соли производного диалкиларилдитиофосфорной кислоты, полученного обработкой алкилфенола монохлоридом серы с последующим взаимодействием бис/алкилфенол/ дисульфида с пятисернистым фосфором /4,3 - 4,7 мас.%/, а также депрессорной /до 4,0 мас. %/ и противопенной присадки - полиметилсилоксана /0,002 мас.%/. [2, с. 127, 366, 369 - 370].

Известное масло обладает недостаточными моющими свойствами и относительно невысокой термоокислительной стабильностью и поэтому не может применяться в высокофорсированных дизелях транспортных машин с наддувом.

Разработано и промышленно выпускалось масло для транспортных дизелей М-16 ИХП-3, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками, однако состав его неизвестен, опубликованы лишь данные о свойствах [2, с. 131].

Задачей изобретения является создание новой композиции моторного масла, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками по показателям моющих свойств и термоокислительной стабильности и соответствующего требованиям, предъявляемым современной техникой к дизельным маслам для высокофорсированных двигателей скоростных транспортных машин /с наддувом/.

Поставленная задача решена в заявляемом изобретении на состав моторного масла, которое содержит нефтяное масло, сульфонат щелочноземельного металла, соль щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфатных кислот и полиметилсилоксан, и отличается от прототипа тем, что в его состав дополнительно введен алкилсалицилат бария и продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, и в качестве соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот масло содержит смешанную бариевую соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфатных кислот, а в качестве сульфата щелочноземельного металла содержит сульфонат бария, при следующем соотношении компонентов, мас.%: сульфонат бария - 0,5 - 3,0 алкилсалицилат бария - 3,5 - 6,0 смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 2,5 - 4,0 продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 1,0 - 3,0 полиметилсилоксан - 0,02 - 0,005 нефтяное масло - до 100 Как подтверждают приведенные ниже /см. табл. NN 2,3/ результаты лабораторных и стендовых испытаний, введение в состав масла композиции бариевых присадок и основания Манниха, модифицированного бором, указанных в отличительной части формулы изобретения, в сочетании с известными компонентами масла и найденное авторами количественное соотношение компонентов позволили создать новую композицию моторного масла для высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом, которое по своим качественным характеристикам соответствует требованиям, а по моющим свойствам и термоокислительной стабильности превосходит масло аналогичного назначения.

Предлагаемое моторное масло готовят простым смешением компонентов: в базовую основу - нефтяное масло вводят расчетное количество присадок и тщательно перемешивают.

Для приготовления масла могут быть применены выпускаемые промышленностью товарные присадки либо продукты, получаемые известным способом.

В качестве сульфонатной присадки могут быть использованы нейтральные, средне- или высокощелочные сульфонаты, например, товарные присадки СБ-3у /ТУ 38. 1011318-90/, ПМС /бариевая/ /ТУ 38. 101574-75/.

В качестве алкилсалициловой присадки может быть использована товарная присадка - алкилсалицилат бария АСБ по ТУ 38101422-77.

Многофункциональную присадку - смешанную бариевую соль производных салициловых алкиларилдитиофосфорных кислот вводят в виде товарной присадки КАСП-13 /ТУ 38. 101831-85/, которую получают фосфоросернением продукта конденсации смеси алкилсалициловых кислот и алкилсалициловых кислот и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком с последующей нейтрализацией его гидроксидом бария.

В качестве продукта конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанного борной кислотой, может быть использована товарная присадка Борин по ТУ 38. 101617-80.

В качестве антипенной присадки можно использовать полиметилсилоксан, выпускаемый под маркой ПМС-200 А /ОСТ 6-02-20-79/.

Примеры состава заявляемого моторного масла приведены в табл. 1.

В таблице 2 представлена характеристика свойств образцов заявляемого масла в сравнении с известными маслами, а в таблице 3 - результаты стендовых испытаний заявляемого масла в сравнение с маслами-аналогами.

Приведенные в таблице 2 данные показывают, что заявляемое масло превосходит известные масла по показателям моющим и антиокислительным свойствам, а также по антикоррозионным свойствам.

Приведенные в таблице 3 результаты моторных испытаний образца 1 заявляемого масла и товарных масел на двигателе 1 ЧНВ/11 показывают, что по антинагарным и моющим свойствам предлагаемое масло превосходит известные масла. Противоизносные и антикоррозионные свойства оценивали по относительной скорости поступления продуктов износа при работе на заявляемом масле и масле-прототипе по сравнению с маслом М-16 ИХП-3. По этим показателям заявляемое масло превосходит масло МТ-16п и не уступает маслу М-16 ИХП-3.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Д.Кламанн. Смазки и родственные продукты. М., Химия, 1988.

2. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочное издание под ред. В.М.Школьникова, М., Химия, 1989.

Формула изобретения

Моторное масло на основе нефтяного масла с добавлением сульфоната щелочноземельного металла, соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот и полиметилсилоксана, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит алкилсалицилат бария, продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, в качестве соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот содержит смешанную бариевую соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот и в качестве сульфоната щелочноземельного металла содержит сульфонат бария при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сульфонат бария - 0,5 - 3,0
Алкилсалицилат бария - 3,5 - 6,0
Смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 2,5 - 4,0
Продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 1 - 3
Полиметилсилоксан - 0,002 - 0,005
Нефтяное масло - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению, в частности к твердосмазочным композициям для тяжелонагруженных узлов трения и может найти применение в подъемных кранах, оборудовании горнообогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов, автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании судов и др

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки материалов давлением и может быть использовано при холодном волочении стальной проволоки

Изобретение относится к консистентным смазкам, применяемых в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении, где требуется применение химически стойких, консервационно-защитных, канатных, вакуумных консистентных смазок

Изобретение относится к консистентным смазкам, применяемых в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении, где требуется применение химически стойких, консервационно-защитных, канатных, вакуумных консистентных смазок

Изобретение относится к концентрату водоэмульсионной рабочей жидкости, предназначенному для использования в виде 2-3%-ной эмульсии в гидосистемах, работающих в пожароопасных условиях, например в гидросистемах шахтных крепей

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к уплотнительным смазкам для резьбовых соединений, в частности для конических резьбовых соединений труб и оборудования, применяемых в буровых скважинах

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных автомобильных дизельных двигателях

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для открытых узлов трения горно-шахтного оборудования

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, индустриальным маслам и главным образом к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)

Изобретение относится к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии

Изобретение относится к разработке композиций дизельных масел на минеральной основе, применяемых в многоцилиндровых высокооборотных судовых дизелях облегченной конструкции, которые могут работать на топливах с содержанием серы до 0,5 мас

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к смазочной композиции, которая может использоваться в карбюраторных и дизельных двигателях

Изобретение относится к области смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), применяемых для механической обработки металлов, например, при точении, растачивании, резьбонарезании, отрезке, фрезеровании, сверлении, развертывании, протягивании, шлифовании, глубокой вытяжки черных и цветных металлов
Наверх