Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна

 

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при профессиональной подготовке специалистов летных экипажей. Проводят индивидуальное психодиагностическое тестирование в два этапа, а также серию игр, направленных на формирование навыков взаимодействия членов экипажа ВС друг с другом и экипажа ВС с другими службами в ситуациях, близких к реальным. Экипажи для проведения игр комплектуют по результатам первоначального индивидуального психодиагностического тестирования. В процессе повторного индивидуального психодиагностического тестирования выявляют соционическую составляющую профессиональной характеристики (ССПХ) каждого члена экипажа ВС на четырех уровнях функционирования: член экипажа ВС-ВС; член экипажа ВС - член экипажа ВС; член экипажа ВС экипажа ВС; член экипажа ВС - навигационно-пилотажная информация. Выявляют также соционическую характеристику экипажа (СХЭ) на четырех уровнях функционирования; экипаж ВС -авиационно-транспортная система; экипаж ВС-ВС и окружающая среда; экипаж ВС - навигационно-пилотажная информация и информация о техническом состоянии ВС; экипаж ВС-экипаж ВС. На основе сравнительного анализа выявленных СССПХ и СХЭ с учетом результатов проведенных игр осуществляют комплексную оценку эффективности взаимодействия каждого члена экипажа ВС. Способ позволяет повысить уровень безопасности полетов за счет качественного улучшения профессионального отбора при обучении членов летных экипажей и формировании экипажей с учетом человеческого фактора. 4 ил.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при профессиональной подготовке специалистов летных экипажей.

Известно, что более чем половина случаев от общего числа авиационных происшествий связана с человеческим фактором, а именно с ошибочными действиями экипажа воздушного судна, возникшими в результате нарушения взаимодействия между членами экипажа воздушного судна, а также нарушения взаимодействия экипажа воздушного судна со службой управления воздушным движением (Клюев А.В. и др. Анализ и стратегия профилактики: психологические проблемы "человеческого фактора" в авиационной аварийности (новый подход) - МАК, комиссия по расследованию происшествий на воздушном транспорте - НТЦ, М., 1996).

Существуют различные способы объективной оценки степени подготовки специалистов при работе в реальных условиях профессиональной деятельности.

Известен способ оценки работоспособности и эффективности деятельности оператора и групп операторов с построением графиков кривых обучаемости и определением начального и стационарного уровня профессиональной подготовки отдельных операторов или сравнением подготовки отдельного оператора с групповой кривой работоспособности и обучаемости, при этом по характеру кривых оцениваются уровни взаимодействия операторов в группе (Основы инженерной психологии, М., Высшая школа, 1986 г., стр. 347-388).

Однако известный способ не учитывает оценку навыков взаимодействия операторов в экстремальных ситуациях.

Известен способ психофизиологической оценки состояния членов экипажа воздушного судна, при котором для определения работоспособности членов экипажа воздушного судна используют метод оценки их психологических резервов ("Авиационная медицина" под ред. А.Н.Бабийчука, М., 1980 г., стр. 21-40).

Известный способ также не позволяет выявить и оценить возможности и ограничения каждого члена экипажа воздушного судна в области их взаимодействия в экстремальной ситуации.

Известен способ определения уровня профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна в рамках программы CRM, при котором участников обучения произвольно разбивают на небольшие группы, в этих группах участники отрабатывают навыки взаимодействия в учебных условиях, при этом с каждым членом группы проводят индивидуальное психодиагностическое тестирование, а для сравнения коллективной работы и того вклада, который внесли в нее отдельные члены группы, и оценки эффективности их взаимодействия используют графическую схему (сетку "ГРИД") для описания семи моделей индивидуальных стилей поведения ("Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT)", Циркуляр ИКАО 217-AN/132 - Монреаль, Канада, 1989 г.; Роберт Р. Блэйк и Джейн С.Маутон "Управление ресурсами кабины согласно сетке "ГРИД", Сайентифик Методс, Инк., Остин, Техас, 1990 г.).

Данный способ дает возможность участникам изучить концепцию лидерства, стили поведения и их роль в решении личных, групповых и организационных проблем.

Однако в известном способе оценки эффективности взаимодействия экипаж не рассматривается как самостоятельный коллективный оператор, имеющий свой соционический тип (социотип), взаимодействующий с другими службами, обеспечивающими подготовку и обслуживание полета, и также как коллективные операторы, имеющими свой социотип. Кроме того, этот способ не оценивает способность человека к взаимодействию как личностную характеристику, но дает оценку стилю поведения, который является менее прочным образованием по сравнению с социотипом как характеристикой личности.

Известно, что человеческая личность представляет собой сложное системное образование, которое реализует себя на четырех уровнях функционирования: биологическом (человек-природа), психологическом (человек-человек), социальном (человек-общество) и информационном (человек-ноосфера), т.е. человек характеризуется на уровне дихотомий "рациональность-иррациональность", "логика-этика", "сенсорика-интуиция" и "интроверсия-экстраверсия" соответственно (Юнг К., "Психологические типы", М., АСТ, 1996 г.).

В психологии, в частности в одном из ее направлений оперативной диагностики - соционике, известно, что тип личности человека определяется сочетанием его психических функций - разумом, волей, интуицией, эмоциями и т.д. Существует 16 психоинформационных соционических типов (социотипов) людей, которые обмениваются между собой информацией по определенным законам (Крегер О. , Тьюсон Дж. "Типы людей", Санкт-Петербург, Ювента, 1995 г.; Аугустинавичюте А. "Теория интертипных отношений", Челябинск, 1991 г.).

Применительно к летному составу следует говорить не о социотипе члена экипажа воздушного судна, а о соционической составляющей профессиональной характеристики (ССПХ) члена экипажа воздушного судна, где ССПХ - это социотип члена экипажа воздушного судна в специфической среде системы "экипаж воздушного судна - воздушное судно".

Задачей настоящего изобретения является повышение уровня безопасности полетов путем качественного улучшения профессионального отбора при обучении членов летных экипажей и формировании экипажей с учетом человеческого фактора.

Сущность изобретения заключается в следующем.

При оценке эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна (ВС), осуществляемой на стадии их профессионального обучения и включающей индивидуальное психодиагностическое тестирование, индивидуальное тестирование осуществляют в два этапа, в промежутке между которыми проводят серию игр, направленных на формирование навыков взаимодействия членов экипажа ВС друг с другом и экипажа ВС с другими службами в ситуациях, близких к реальным, причем экипажи для проведения игр комплектуют по результатам первоначального индивидуального психодиагностического тестирования, а после проведения игр дополнительно осуществляют групповое психодиагностическое тестирование по скомплектованным экипажам, при этом в процессе повторного индивидуального психодиагностического тестирования выявляют соционическую составляющую профессиональной характеристики (ССПХ) каждого члена экипажа ВС на четырех уровнях функционирования: член экипажа ВС - ВС; член экипажа ВС - член экипажа ВС; член экипажа ВС - экипаж ВС; член экипажа ВС - навигационно-пилотажная информация, в процессе группового психодиагностического тестирования выявляют соционическую характеристику экипажа (СХЭ) также на четырех уровнях функционирования: экипаж ВС - авиационно-транспортная система; экипаж ВС - ВС и окружающая среда; экипаж ВС - навигационно-пилотажная информация и информация о техническом состоянии ВС; экипаж ВС - экипаж ВС, далее на основе сравнительного анализа выявленных ССПХ и СХЭ с учетом результатов проведенных игр осуществляют комплексную оценку эффективности взаимодействия каждого экипажа ВС.

При осуществлении заявляемого способа летчик рассматривается не как личность вообще, а как член экипажа воздушного судна, выполняющего специальные профессиональные функции и его поведение оценивается не вообще, а в конкретной среде: "экипаж - воздушное судно".

В этом случае уровни функционирования, на которых будет реализовывать себя личность, как член экипажа ВС, будут следующие: - член экипажа ВС - экипаж ВС как коллективный оператор; - член экипажа ВС - другой член экипажа ВС; - член экипажа ВС - навигационно-пилотажная информация (НПИ); - член экипажа ВС - ВС.

Кроме того, экипаж ВС, как любой живой социальный организм, обладает свойствами целостности и поэтому ССПХ отдельных членов экипажа ВС не будет, механически суммируясь, определять поведение экипажа ВС как коллективного оператора. Экипаж ВС, как коллективный оператор, обладает собственными соционическими характеристиками, свойства которых определяют результат решения экипажем ВС задачи (теста). Т.е. экипаж ВС, как любой сработавшийся коллективный оператор, обладает аналогом социотипа, называемым соционической характеристикой экипажа (СХЭ).

Т. е. СХЭ - это тип реализации потенциальных возможностей экипажа ВС в его профессиональной деятельности.

И для экипажа ВС уровни функционирования его, как социотипа, будут: - экипаж ВС - авиационно-транспортная система (АТС); - экипаж ВС - ВС + окружающая среда; - экипаж ВС - навигационно-пилотажная информация и информация о техническом состоянии ВС; - экипаж ВС - экипаж ВС (взаимодействие внутри экипажа).

Предложенный способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна иллюстрируется графиками.

На фиг. 1 и 2 приведены графики функции принадлежности (ФП), соответствующие наличию (отсутствию) у тестируемого определенного свойства, на фиг. 3 - пример нормирования функции принадлежности, на фиг. 4 - оптимальный вид функций принадлежности для соционической характеристики экипажа.

Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна осуществляется следующим образом.

В начале и в конце обучения проводят с каждым обучаемым индивидуальное психодиагностическое тестирование и выявляют соционическую составляющую профессиональной характеристики тестируемого, при этом тесты строят в соответствии с 4-уровневой системой функционирования члена экипажа ВС, а именно: - член экипажа ВС - экипаж ВС;
- член экипажа ВС - член экипажа ВС;
- член экипажа ВС - навигационно-пилотажная информация;
- член экипажа ВС - ВС.

При психодиагностическом тестировании используют адаптированные тесты, учитывающие специфику летной деятельности и реализацию личности конкретно по уровням функционирования члена экипажа ВС в среде "экипаж ВС - ВС". При этом используется принцип организации тестов, основанный на теории возможностей, т.е. на использовании нечетких множеств, а именно:
1. Из множества вопросов (A1, A2, A3, A4, L), где Ai - это подмножество вопросов, служащих для выявления у тестируемого свойства, определяемого одним из четырех уровней функционирования, на которых реализовывает себя член экипажа ВС, а L - подмножество вопросов, ориентированное на выявление искренности тестируемого, случайным образом выбирается вопрос aij и предлагается тестируемому;
2. Тестируемый присваивает каждому варианту ответа bijk из набора ответов Bij значение xijk из набора X, т.е. образуя пары (b, x), путем присвоения каждому ответу b из упорядоченного набора ответов {b1, ..., bn} (где b1 - соответствует однозначному наличию некоторого свойства S, bn - соответствует однозначному наличию диаметрально противоположного свойства (-S), а bn/2 - соответствует выраженной неопределенности относительно свойства S) значения x из упорядоченного набора {x1, ..., xn}, (где x1 - соответствует случаю, когда ответ bk справедлив для испытуемого всегда, xn - никогда, xn/2 - в 50% случаев), тем самым строится функция принадлежности (ФП) для свойства Si (понятие функции принадлежности введено в математику Л.А.Заде - см. Заде Л. А. "Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений". ||Математика сегодня - М., Знание, 1974 г., стр. 3-49).

3. Для каждого значения i предлагается не менее n вопросов из множества Ai, очевидно, что n<card Ai.

4. Производится суммирование, в результате которого получаются значения ФП для каждого свойства Si

5. Если для ФП Si отсутствует полимодальность, т.е. выполняется условие:
{i|(i1>i2>i3)((xi1>xi2)(xi3>xi2))} = , (*)
то для i-го свойства предложение вопросов заканчивается. В противном случае вопросы на наличие i-го свойства предлагаются либо до выполнения условия (*), либо до достижения условия j>card Ai. При этом на фиг. 1 изображены графики ФП, для которых выполняется условие (*), а на фиг. 2 - графики ФП, для которых это условие не выполняется (т.е. имеются противоречия в ответах, делающих результаты теста не имеющими практической ценности).

6. При достижении условия (*) для i = 1,..,4 производится нормирование ФП, т.е. значения xik уменьшаются или увеличиваются пропорционально до достижения условия xi = 1 так, как это показано на фиг. 3.

7. ФП для Si получена, а для удобства классифицирования членов экипажа ВС по их ССПХ можно определить показатель i = 1i-2i, где 1i - площадь под кривой X = X(S) в пределах [0, xn/2]; 2i - в пределах [xn/2, xn] соответственно.

Число вопросов-утверждений в каждом тесте заранее не фиксировано, что позволяет более рационально построить психодиагностическую процедуру, уточняя полученные результаты для тех уровней функционирования, где полученные ответы входят в противоречие друг с другом. Кроме того, каждый член экипажа помимо ответов, характеризующих его самого, дает ответы на те же вопросы, которые с его точки зрения характеризуют других членов экипажа.

После предварительного индивидуального психодиагностического тестирования с учетом выявленных соционических составляющих профессиональных характеристик формируют экипажи для проведения тренинговых игр, целью которых является формирование навыков взаимодействия членов экипажа ВС друг с другом, и экипажа, как самостоятельного коллективного оператора, с другими экипажами и службами в ситуациях, максимально приближенных к реальным.

В процессе проведения игр учитываются кроме общечеловеческих качеств, и соционические качества участников игр, связанные со спецификой летнего труда.

По результатам проведенных игр оценка эффективности взаимодействия осуществляется по двум критериям - безопасность и экономичность, при этом правила игр предусматривают влияние на эти критерии как известных факторов (ресурс, дальность, вес и др. параметры), так и неизвестных заранее, случайных факторов (поломка, погода, терроризм). Кроме того, правила игр предусматривают возможность провоцировать намеренные нарушения правил полетов в погоне за прибылью и сопоставлять влияние конкретных нарушителей с их социотипами на поведение экипажа в целом.

После проведения тренинговых игр осуществляют повторное индивидуальное, а также групповое психодиагностическое тестирование, при этом все члены исследуемого экипажа ВС вначале отвечают на вопросы тестов раздельно, характеризуя себя и других членов экипажа, а затем им предлагается ответить на вопросы тестов вместе, на основе консенсуса, причем тесты для группового тестирования строят в соответствии с 4-уровневой системой функционирования экипажа, рассматриваемого как самостоятельный коллективный оператор с присущим ему социотипом, а именно:
- экипаж ВС - авиационно-транспортная система;
- экипаж ВС - ВС и окружающая среда;
- экипаж ВС - навигационно-пилотажная информация и информация о техническом состоянии ВС;
- экипаж ВС - экипаж ВС (взаимодействие в экипаже).

При проведении группового психодиагностического тестирования строят функции принадлежности (ФП) для каждого свойства тестируемого экипажа, как самостоятельного коллективного оператора с присущим ему социотипом.

Процедура определения социотипа экипажа отличается от индивидуального тестирования тем, что на все вопросы теста должны быть получены согласованные ответы всех членов экипажа. Поскольку тест дает возможность выбора сразу нескольких ответов с различными значениями ФП, членам экипажа трудно не договориться по любому вопросу-утверждению. Однако большое количество неопределенных ответов сразу покажет низкую эффективность взаимодействия в экипаже, нежелание отстаивать свою позицию. Напротив, высокие показатели "согласованности" могут говорить о конформности, чрезмерном влиянии командира (или кого-то еще) на других членов экипажа. Разработаны диапазоны достоверности индивидуальных и групповых ответов.

Сравнение ССПХ отдельных членов экипажа ВС и СХЭ проводят следующим образом.

Обозначим индексами i = 1,...,4 уровни функционирования: биологический, психологический, социологический и информационный соответственно. Если лi - площадь под левой частью кривой нормированной ФП, а пi - соответственно под правой частью, а j - индекс, присвоенный соответствующему члену исследуемого экипажа ВС, то выполнение условий

j (2-п2) (2j-п2j);
j (3-п3) (3j-п3j);

говорит о том, что взаимодействие в экипаже ВС является удовлетворительным или хорошим. Строгое неравенство свидетельствует о наличии синергизма, т. е. совместная деятельность экипажа более продуктивна, чем сумма деятельности членов экипажа, взятых по отдельности. Когда это происходит, появляется наибольшая вероятность достижения эффективной деятельности в кабине.

Посредством практического использования элементов, которые необходимы для действительно эффективной коллективной работы, члены экипажа могут развить применительно к себе принципы синергического поведения и в дальнейшем использовать их в любой проблемной ситуации при выработке решения.

Данный способ может быть использован в процессе профессиональной подготовки летного состава для достижения более высоких результатов совместной деятельности благодаря более качественному усвоению членами экипажей знаний и навыков в отношении своих возможностей.


Формула изобретения

Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна (ВС), включающий индивидуальное психодиагностическое тестирование каждого члена экипажа ВС в процессе их профессионального обучения, отличающийся тем, что индивидуальное психодиагностическое тестирование осуществляют в два этапа, в промежутке между которыми проводят серию игр, направленных на формирование навыков взаимодействия членов экипажа ВС друг с другом и экипажа ВС с другими службами в ситуациях, близких к реальным, причем экипажи для проведения игр комплектуют по результатам первоначального индивидуального психодиагностического тестирования, а после проведения игр дополнительно осуществляют групповое психодиагностическое тестирование по скомплектованным экипажам, при этом в процессе повторного индивидуального психодиагностического тестирования выявляют соционическую составляющую профессиональной характеристики (ССПХ) каждого члена экипажа ВС на четырех уровнях функционирования: член экипажа ВС - ВС; член экипажа ВС - член экипажа ВС; член экипажа ВС - экипаж ВС; член экипажа ВС - навигационно-пилотажная информация в процессе группового психодиагностического тестирования выявляют соционическую характеристику экипажа (СХЭ) также на четырех уровнях функционирования: экипаж ВС - авиационно-транспортная система; экипаж ВС - ВС и окружающая среда; экипаж ВС - навигационно-пилотажная информация и информация о техническом состоянии ВС; экипаж ВС - экипаж ВС, далее на основе сравнительного анализа выявленных ССПХ и СХЭ с учетом результатов проведенных игр осуществляют комплексную оценку эффективности взаимодействия каждого члена экипажа ВС.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к психологии, в частности к педагогической деятельности, и может быть использовано при подготовке специалистов летного состава

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к автоматизации психофизиологических исследований, и может найти применение при профессиональном отборе лиц ответственных профессий, преимущественно водителей транспортных средств

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене труда, и может быть использовано в обучении и тренировке операторов

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии
Изобретение относится к медицине, в частности к нейропсихологии

Изобретение относится к области медицины и предназначено для обучения релаксации, снятия синдрома психоэмоционального напряжения, подготовки к поведению в стрессовых ситуациях

Изобретение относится к регулированию психической активности малолетних детей и может быть использовано в профилактической и лечебной медицине, педагогике, а также в быту для успокоения нервных детей

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для исследований адаптации организма здорового человека к экологическим и социально-производственным условиям среды

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для исследования функционального состояния головного мозга и диагностики умственного утомления

Изобретение относится к производственной деятельности человека, а именно, испытанию на быстроту реакции

Изобретение относится к области медицины, а именно к нейропсихологии

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может быть применено для определения профессиональной пригодности лиц к управлению движущимся транспортом

Изобретение относится к устройству и способу для мониторинга, анализа и использования данных об электрических волнах мозга

Изобретение относится к медицине, точнее к психофизиологическим способам профилактики, и может найти применение для профилактики различных осложнений в родах

Изобретение относится к области медицины, в частности к нейропсихологии

Изобретение относится к медицине, в частности к диагностике функционального состояния человека по определению его общей работоспособности

Изобретение относится к области медицины, а именно к экспериментальной психологии, и может быть использовано для изучения и оценки особенностей протекания познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы человека
Наверх