Подшипниковая опора с деформируемыми элементами

 

Изобретение используется в приборах и оптических системах. Сущность изобретения: в подшипниковую опору введена прокладка из эластичного материала, установленная в кольцевой канавке, образованной проточкой в корпусе, наружным кольцом подшипника и нажимным фланцем. Фланец, воздействуя на материал прокладки, деформирует ее, при увеличении давления со стороны фланца, и наружное кольцо подшипника. Технический результат - повышение точности подшипниковой опоры, защита подшипника от ударных нагрузок, уменьшены трудоемкости изготовления. 1 ил.

Изобретение предназначено для применения в приборах и оптических системах с высокими требованиями к кинематической точности подшипниковой опоры.

Радиальное биение подшипникового узла зависит как от точности изготовления сопрягаемых деталей подшипникового узла, так и от класса точности самого подшипника. Обработка посадочных мест под подшипники должна вестись по допускам 6-7 квалитетов, даже при использовании подшипников нормальной степени точности. Обычными считаются допуски в несколько микрометров, что является недостижимым для большей части универсального станочного парка. Но даже при выполнении этих требований радиальное биение вала подшипникового узла составляет 100-200 мкм (для 6 - 0 класса точности подшипника), хотя точность изготовления самого подшипника и его геометрия позволяют на порядок уменьшить его радиальное биение за счет исключения зазоров и плавного регулирования натяга между деталями подшипникового узла и самого подшипника. Причем допуски на изготовление дополнительных деталей входящих в предлагаемый подшипниковый узел могут быть назначены по 8-9 квалитету и вполне доступны обработке на универсальном металлорежущем оборудовании.

Известна подшипниковая опора (заявка Японии N 50 - 5773 F 16 C 35 /04), имеющая корпус, в котором крепится подшипник и упругую прокладку, которая прикрепляется к наружному кольцу подшипника с помощью клеящего средства, плавящегося от нагревания или от тепла, возникающего при работе, что вызывает проскальзывание упругой прокладки. За счет проскальзывания и расширения прокладки от нагревания происходит равномерный обжим подшипника, благодаря чему подшипник поддерживается в корпусе. Недостатком данного устройства является невозможность его использования в точных оптических узлах, так как введение эластичных прокладок между корпусом и подшипником с улучшением демпфирования заведомо предполагает снижение осевой и радиальной жесткости узла, невозможность точной фиксации его оси.

В качестве прототипа выбрана упругая опора качения (авт. св. N 572597 F 16 C 27/04 опубликовано 15.09.77), имеющая канавки на наружном кольце подшипника, в которые уложены два разрезных клинообразных кольца, применяемых для снижения вибраций и динамических нагрузок.

Недостатками приведенного устройства являются очень высокие требования к точности изготовления дополнительных деталей, входящих в подшипник, нетехнологичность изготовления наружного кольца подшипника подобного типа и невозможность регулирования натяга, создаваемого коническими кольцами.

Задачей изобретения является повышение точности подшипниковой опоры, уменьшение влияния погрешностей, возникающих при изготовлении и монтаже подшипниковой опоры.

Указанная цель достигается тем, что в подшипниковую опору, содержащую корпус, в котором установлен подшипник, введена прокладка, установленная в кольцевой канавке, образованной проточкой в корпусе, наружным кольцом подшипника и нажимным фланцем, воздействующим на прокладку с усилием, превышающим предел текучести материала прокладки. В качестве материала деформируемого кольца может быть использована группа пластичных металлов - свинец, медь, отожженный алюминий и т.д.

Проанализировав другие известные технические решения, не обнаружено работоспособных конструкций подшипниковых узлов, позволяющих плавно регулировать зазор-натяг в стандартном радиальном подшипнике. Причем регулировка может быть произведена как при монтаже, так и в процессе эксплуатации подшипникового узла (например, по мере износа).

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлено поперечное сечение подшипниковой опоры с деформируемыми элементами. Подшипниковая опора состоит из вала 1, подшипника 2, корпуса 3 с проточкой под деформируемое кольцо 4 (или кольца) и нажимного фланца 5.

Нажимный фланец 5, воздействуя на деформируемое кольцо 4, с усилием, превышающим предел текучести материала кольца, деформирует его. Материал кольца, вытесняемый фланцем, образует плотное (беззазорное) соединение корпуса с подшипником. Соединение аналогично паяному, но получено без нагрева подшипникового узла до температур плавления припоя и связанных с этим технологических ограничений.

Увеличивая давление со стороны нажимного фланца, можно добиться не только закрепления подшипника в корпусе, но и уменьшения зазоров в самом подшипнике, вплоть до создания в нем натяга. Усилия передаваемого от нажимного фланца через пластичный и несжимаемый по объему материал деформируемого кольца достаточно для равномерного обжатия наружного кольца подшипника и его упругой деформации.

Изменяя давлениe со стороны нажимного фланца, можно плавно регулировать зазор-натяг в самом подшипнике. Причем регулировать зазор можно как при монтаже подшипникового узла, так и в процессе эксплуатации.

Применение подшипниковой опоры с деформируемыми элементами позволяет: 1) повысить точность подшипниковой опоры, т.к. появляется возможность исключить зазор между корпусом и подшипником; 2) регулировать радиальный и отчасти осевой зазор в подшипнике, вплоть до создания в нем натяга; 3) закрепить подшипник в корпусе в любом заданном положении; 4) исключить применение прессового оборудования при сборке подшипниковых узлов, а также понизить требования к качеству изготовления посадочных мест под наружное кольцо подшипника; 5) защитить подшипник от ударных нагрузок, т.к. подшипник находится в упругопластичной ванне-опоре, равномерно распределяющей нагрузки; 6) уменьшить собственный шум подшипника, т.к. прокладка-кольцо из тяжелого и вязкого материала глушит собственные звуковые колебания подшипника из-за отражения на границе двух сред, имеющих разные акустические характеристики, и большого декремента затухания материала прокладки; 7) кроме того, предлагаемая конструкция подшипниковой опоры позволяет использовать не только подшипники качения, но и подшипники скольжения, а в качестве материала деформируемого кольца - материалы с памятью формы. Прогрев кольца до температур выше критических позволит получить большую часть из перечисленных выше свойств.

Таким образом, использование заявляемого изобретения позволит существенно (не менее чем в два раза) повысить точность подшипниковой опоры, или снизить ее стоимость при сохранении точностных характеристик.

Формула изобретения

Подшипниковая опора с деформируемыми элементами, содержащая вал и подшипник, установленный в корпусе, отличающаяся тем, что в опору введена прокладка из пластичного материала, расположенная в кольцевой канавке, образованной проточкой в корпусе, наружным кольцом подшипника и нажимным фланцем, имеющим возможность воздействовать на прокладку с усилием, превышающим предел текучести материала прокладки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области динамической устойчивости роторов и может быть использовано в опорах с подшипниками качения гибких роторов турбонасосных агрегатов (ТНА) ЖРД

Изобретение относится к опорам подшипников для вращающихся валов двигателей, в частности к газотурбинным

Изобретение относится к радиальным и радиально-упорным шариковым и роликовым подшипникам качения

Изобретение относится к машино- и приборостроению для упругой установки различных типов подшипников на опорах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подвеске роторов машин и оборудования

Изобретение относится к области приборостроения, измерительной и информационной техники, а именно к устройствам прецизионного механического позиционирования систем автоматического управления. Упругая подшипниковая опора содержит подшипник (1), на котором установлены внутреннее (2) и внешнее (4) кольца торсионной передачи, упругий элемент. По периметру внутреннего (2) и внешнего (4) колец торсионной передачи установлены штифты (3). Упругий элемент выполнен в виде пружинной ленты (5), которая установлена с натягом зигзагообразно, поочередно зацепляя штифты (3) и связывая кольца (2; 4), что обеспечивает таким образом необходимую жесткость опоры в радиальном и осевом направлениях. Внутреннее кольцо (2) жестко установлено на подшипнике (1). Штифты (3) выполнены из жесткого материала и установлены соосно друг другу, а также внутреннему (2) и внешнему (4) кольцам. Пружинная лента (5) выполнена металлической. Технический результат: устранение установившихся автоколебаний упругой подшипниковой опоры и обеспечение демпфирования торсионной (крутильной) вибрации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области сверхмощных подшипников качения, в частности к подшипниковой системе и промежуточному элементу для нее. Подшипниковая система содержит подшипник качения, снабженный внешним кольцом, промежуточным элементом и элементом корпуса. Подшипник качения выполнен с возможностью установки в элемент корпуса. Промежуточный элемент расположен между внешним кольцом подшипника качения и элементом корпуса. Между внешним кольцом подшипника качения и промежуточным элементом образована первая контактная зона, а между промежуточным элементом и элементом корпуса образована вторая контактная зона. В первой контактной зоне образована система охлаждения. Система охлаждения имеет одну выемку для охлаждения, в частности канал для охлаждения, через который может протекать средство охлаждения. Во второй контактной зоне образована система демпфирования. Система демпфирования имеет одну выемку для демпфирования, через которую полость для демпфирования во второй контактной зоне может заполняться средой для демпфирования. Достигается улучшение охлаждения подшипниковой системы. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к электрической машине (1), содержащей кожух (7) машины, статор (11) и ротор (10), который установлен на валу (4) двигателя, который поддерживается на неприводной стороне в подшипниковом узле (14), который содержит комплект шариковых подшипников (21, 22) и расположен внутри кожуха машины (7) радиально упруго и с возможностью незначительного смещения. Подшипниковый узел (14) содержит втулку (23), которая охватывает комплект шариковых подшипников (21, 22) и упругий элемент (24), на котором втулка (23) расположена радиально упруго, так чтобы была возможность смещения ее в осевом направлении. Вал (4) двигателя выведен из кожуха (7) машины на стороне привода без подшипника и проходит до точки (12) соединения, в которой обеспечен усадочный диск (9) для жесткого соединения вала (4) двигателя с валом (5) рабочей машины (2). Подшипниковый узел (14) содержит внутреннее стопорное кольцо (30) для осевой фиксации внутреннего кольца (22b) смежного подшипника комплекта шариковых подшипников (21, 22), причем внутреннее стопорное кольцо (30) расположено внешней кромкой (31) своего кольца в кольцевом пазе (32), который выполнен на цилиндрической стороне хвостовика (13) вала со стороны подшипника вала (4) двигателя. Технический результат: создание электрической машины, которая усовершенствована, в частности, в отношении установки вала и может легко и надежно соединяться с рабочей машиной, в частности с гидравлическим насосом. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение касается способа динамической амортизации вала для передачи мощности, в частности сверхкритического вала, а также амортизирующего устройства для осуществления этого способа. Система динамического амортизатора на валу (10) мощности содержит входной (12) и выходной (14) подшипники качения для передачи мощности (12r, 14r), установленные в двух корпусах (32, 34) и охватывающие зубья (15) зубчатой передачи для уменьшения скорости. Выходной подшипник (14) спарен, по меньшей мере, с дополнительным подшипником качения (20, 20r), сочлененным с компрессионным амортизатором (26) для образования осевого выходного амортизатора (20, 26), эксцентричного относительно входного подшипника (12) напротив зубчатого зацепления зубьев (15). Два выходных подшипника (12, 14) могут быть соединены упругим сепаратором (24), установленным на общем корпусе (34). Система используется в валах передач и мощности, в частности в сверхкритических валах в турбомашинах. Технический результат: создание системы, позволяющей использовать достаточную амортизацию на валу мощности при сохранении твердости на уровне переднего подшипника, чтобы не нарушить зацепление зубьев зубчатой передачи мощности ведущего зубчатого колеса. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области пленок демпфирующих жидкостей направляющего подшипника вала турбомашины и, более конкретно, относится к регулированию толщины такой пленки демпфирующей жидкости. Турбомашина содержит кожух (1), простирающийся по оси вал (2) турбомашины, направляющий подшипник (3), включающий внутреннее окружное кольцо (31), жестко соединенное с валом (2) турбомашины, и наружное окружное кольцо (32), установленное в опорном средстве (4) кожуха (3), между которыми расположены элементы (33) качения, демпфирующую полость (С), предназначенную для приема демпфирующей жидкости, образующей пленку демпфирующей жидкости направляющего подшипника (3), радиально ограниченную между наружной поверхностью наружного кольца (31) и внутренней поверхностью опорного средства (4). В турбомашине наружная поверхность (S1) наружного кольца (32) и внутренняя поверхность опорного средства являются коническими поверхностями. Турбомашина содержит средства регулирования осевого положения опорного кольца (4) относительно кожуха (1), содержащие регулирующую прокладку (5), съемно установленную на опорном кольце (4). Также предложен способ регулирования толщины пленки демпфирующей жидкости направляющего подшипника (3) вала (2) турбомашины в кожухе (1) турбомашины. Технический результат: регулирование толщины пленки демпфирующей жидкости для улучшения демпфирования при работе. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к высокооборотным роторам турбомашин, и может быть использовано в области ракетостроения в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Упруго-демпферная опора ротора (1) содержит корпус (2) опоры, по крайней мере, один подшипник качения (3), втулку (4), установленную по наружному кольцу подшипника (3), с внешней поверхности, которой установлен пакет (5) гофрированных пластин со сквозным продольным пазом, фиксатор (7) пакета (5). Сквозные пазы каждой пластины или группы пластин пакета (5) смещены относительно друг друга по окружности. На торце пакета (5) выполнен дополнительный паз, совмещенный с фиксатором. Технический результат: повышение точности центрирования ротора в корпусе турбомашины, снижение виброактивности ротора и радиальных динамических нагрузок, действующих на опоры. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх