Способ изготовления асинхронного электродвигателя и асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором

 

Использование: при эксплуатации установок с асинхронными двигателями. Магнитопровод ротора асинхронного электродвигателя выполнен в виде пакетов с прямыми или скошенными пазами, в которых размещены стержни короткозамкнутой обмотки, соединенные между собой внешними и размещенными между пакетами общими короткозамкнутыми промежуточными кольцами. В двухпакетном магнитопроводе пакеты выполнены с равными числами прямых или скошенных пазов, смещенных между собой на половину пазового деления, либо с неравными числами прямых или скошенных пазов. Одно из внешних короткозамкнутых колец имеет меньшую или большую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного и другого внешнего колец, которые равны. Описан способ изготовления предложенного асинхронного электродвигателя. Технический результат состоит в улучшении технических параметров асинхронных двигателей, а именно пускового момента, моментов в области больших скольжений и обеспечении низкоактивных шумовых параметров при одновременном упрощении изготовления. 2 с. и 24 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам.

Известен способ изготовления асинхронного электродвигателя, включающий доставку на производство материалов и полуфабрикатов, получение заготовки вала с последующей механической обработкой, штамповку листов сердечников ротора и статора из рулонной электротехнической стали, сборку листов сердечника ротора на оправку, прессование, установку в его пазы короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами и вентиляционными лопатками, выпрессовку оправки, запрессовывание вала в подогретый сердечник с удержанием от смещения натягом посадки, производство после сборки механической обработки наружной поверхности сердечника и шеек вала под посадку подшипников, динамическую балансировку ротора и напрессовку подшипников, сборку листов сердечника статора на оправку, прессование, скрепление, обработку наружной поверхности сердечника статора под посадку в станину, укладку в пазы обработанного сердечника изоляции, обмотки и клина, припаивание выводных концов, формирование лобовых частей, скрепление их бандажом, пропитку обмотки в лаке, ее сушку, подготовку заготовок корпуса, щитов, коробки выводов, вентилятора, механическую обработку литых деталей, сборку двигателя путем сборки статора, запрессовки сердечника в станину, обработки на базе внутреннего диаметра сердечника посадочных поверхностей под щит и поверхности лап, сборки коробки выводов, заведения в собранный статор ротора, установки на подшипники щитов с креплением их и напрессовки их на посадочные места станины, установки вентилятора, его кожуха, грузовых болтов и заземления, испытание собранного двигателя, окраску, консервацию и упаковку (см., например, М.В.Антонов, Л.С. Герасимова, Технология производства электрических машин, Москва, Энергоиздат, 1982, с. 12 - 15, рис. 1.2).

Известен также асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, магнитопровод которого выполнен в виде пакетов с прямыми или скошенными пазами, в которых размещены стержни короткозамкнутой обмотки, соединенные между собой внешними и размещенными между пакетами общими короткозамкнутыми промежуточными кольцами (см., например, SU, 957357, H 02 K 1/22, 07.09.82).

Приведенный способ и указанное устройство являются наиболее близкими к изобретению и приняты в качестве наиболее близких аналогов соответственно способа изготовления асинхронного электродвигателя и асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Недостатками известного способа и известной конструкции ротора являются недостаточно высокие показатели по пусковому моменту и моментам в области больших скольжений, по виброшумовым параметрам, а также значительная трудоемкость при сборке магнитопровода ротора.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение возможности получения повышения показателей по пусковому моменту, моментам в области больших скольжений и по виброшумовым параметрам при одновременном снижении трудоемкости изготовления электродвигателя, что в свою очередь приведет к расширению области использования таких электродвигателей в качестве однофазных, трехфазных, многоскоростных, крановых, тяговых, лифтовых, тельферных и других.

Задача в части способа изготовления асинхронного электродвигателя решается за счет того, что в способе изготовления асинхронного электродвигателя, включающем доставку на производство материалов и полуфабрикатов, получение заготовки вала с последующей механической обработкой, штамповку листов сердечников ротора и статора из рулонной электротехнической стали, сборку листов сердечника ротора на оправку, прессование, установку в его пазы короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами и вентиляционными лопатками, выпрессовку оправки, запрессовывание вала в подогретый сердечник с удержанием от смещения натягом посадки, производство после сборки механической обработки наружной поверхности сердечника и шеек вала под посадку подшипников, динамическую балансировку ротора и напрессовку подшипников, сборку листов сердечника статора на оправку, прессование, скрепление, обработку наружной поверхности сердечника статора под посадку в станину, укладку в пазы обработанного сердечника изоляции, обмотки и клина, припаивание выводных концов, формирование лобовых частей, скрепление их бандажом, пропитку обмотки в лаке, ее сушку, подготовку заготовок корпуса, щитов, коробки выводов, вентилятора, механическую обработку литых деталей, сборку двигателя путем сборки статора, запрессовки сердечника в станину, обработки на базе внутреннего диаметра сердечника посадочных поверхностей под щит и поверхности лап, сборки коробки выводов, заведения в собранный статор ротора, установки на подшипники щитов с креплением их и напрессовки их на посадочные места станины, установки вентилятора, его кожуха, грузовых болтов и заземления, испытание собранного двигателя, окраску, консервацию и упаковку, согласно изобретению сборку листов сердечника ротора на оправку выполняют в виде двух пакетов с равными числами прямых или скошенных пазов и пазы пакетов смещают между собой на половину пазового деления либо пакеты выполняют с неравными числами прямых или скошенных пазов, короткозамкнутую обмотку в пазах выполняют стержневой с внешними и общим промежуточным замыкающими кольцами, площадь поперечного сечения одного из внешних короткозамыкающих колец выполняют меньшей или большей, чем площади поперечных сечений промежуточного или другого внешнего кольца, которые принимают разными. При этом заготовку вала могут получать путем ее отрезки от круглого прутка с помощью приводной ножовки или дисковой пилы, а после отрезки заготовки вала могут производить правку ее под прессом или на правильно-калибровочном станке или заготовку ступенчатого вала получают поперечно-клиновой прокаткой круглой нагретой до ковочной температуры заготовки.

После получения заготовки вала последующую ее механическую обработку могут производить в следующем порядке: подрезают торцы заготовки вала, центрируют ее, обтачивая в центрах, а затем производят центровое или бесцентровое шлифование, причем подрезку и центровку заготовки вала могут осуществлять на револьверном станке, а обтачивание заготовки вала могут производить на токарных или многорезцовых станках. Листы сердечников статора и ротора могут штамповать из электротехнической стали на листоштамповочных установках последовательной штамповкой многопозиционными штампами либо листы сердечников статора и ротора штампуют из рулона электротехнической стали на двух последовательно работающих прессах с двумя штампами, либо листы сердечников статора и ротора штампуют на универсальных прессах или пазовых прессах-автоматах, причем на совмещенных штампах штамповку листов статора и ротора производят в две операции: на первой операции вырубается лист статора и заготовка для ротора с центральным технологическим отверстием, на второй позиции вырубается лист ротора, а при штамповке многопозиционными штампами на первой позиции вырубают отверстия под вал, пазы ротора и отверстия для фиксации на следующих позициях, на второй позиции вырубают пазы статора, на третьей позиции вырубается лист ротора по наружному диаметру, на четвертой позиции вырубается лист статора по наружному диаметру.

После штамповки с листов сердечников статора и ротора могут удалять превышающие допустимые размеры заусенцы.

Перед сборкой листов сердечников статора и ротора на оправку их подвергают термообработке, а после термообработки листы сердечника статора подвергают изолировке, причем изолировку листов сердечника статора осуществляют лаком, например, бакелитовым.

Для сборки листов сердечников ротора и статора на оправку могут предусматривать специальные выштампованные шлицы для облегчения подборки и скрепления листов, а сборку листов сердечников статора и ротора производят следующим образом: на оправку надевают нижнюю нажимную шайбу, затем устанавливают нажимное кольцо, крайние листы и набирают остальные листы, листы ориентируют шпонкой, входящей в один из шлицев листов и дополнительно по шихтовочному знаку на наружном диаметре листов, сверху устанавливают крайние листы, нажимное кольцо и верхнюю нажимную шайбу, затем прессуют на прессе, причем крайние листы сердечников изготавливают, сваривая 2 - 3 листа точечной сваркой по всем зубцам и спинке для повышения их жесткости и уменьшения распушения, а верхнюю нажимную шайбу фиксируют клиньями, которые стопорят скобами, после чего сердечники скрепляют.

Скрепление листов сердечника могут осуществлять скобами, для установки которых в нажимных шайбах выполняют пазы, а сами скобы приваривают соответственно к верхней и нижней нажимным шайбам, либо скрепление листов сердечника осуществляют сваркой, расплавлением основного металла имеющего специальную разделку прессованного сердечника, не снимая давления.

При изготовлении ротора, не снимая давления пресса, в пазы оправки могут закладывать две шпонки, удерживающие сердечник в спрессованном состоянии после установки в пазы сердечника к.з. обмотки и замыкающих колец, причем установку короткозамкнутой обмотки ротора с замыкающими кольцами могут выполнять путем заливания расплавленным алюминием пазов предварительно нагретого сердечника ротора, при этом перед заливкой расплавленным алюминием пазы сердечника ротора предварительно прогревают при помощи приставного индукционного нагревателя, выполненного в виде статора многофазной асинхронной машины, или установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют закладкой в пазы сердечника ротора проводников высокой электропроводности, которые затем подвергают расплаву при помощи приставного индукционного нагревателя. Могут закладывать проводники высокой электропроводности в виде стержней или полос или закладывать проводники высокой электропроводности в виде опилок, стружки, свернутого металлического плетения, заготовки в виде винтообразно или иным образом изогнутой проволоки.

Установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами могут выполнять, помещая сердечник ротора вместе с заготовками в виде шайб из токопроводящего материала, установленными с двух его сторон, в пресс-форму, нагревая до температуры 350 - 400oC и прикладывая усилие для вдавливания вдоль оси ротора в пазы его сердечника, либо установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами могут выполнять, устанавливая на сердечник ротора с пазами втулку из токопроводящего материала и осуществляют ее вдавливание в пазы в холодном состоянии до их полного заполнения токопроводящим материалом, например, посредством закатки с последующим удалением оставшегося на поверхности сердечника материала.

Крепление сердечника ротора к валу могут осуществлять следующим образом: вал вставляют в прессованный сердечник ротора и производят крепление сердечника в осевом направлении, причем вал вставляют в прессованный сердечник ротора до тех пор, пока нажимная шайба не опустится ниже выточки на валу, в выточку устанавливают две полукруглые шпонки, которые после снятия давления приваривают к валу, либо крепление сердечника ротора на валу могут осуществлять втулкой, которая удерживается на валу посадкой натягом, для чего после прессовки сердечника ротора надевают на вал нагретую втулку, давление не снимают до тех пор, пока втулка не остынет.

Статическую балансировку ротора могут производить установкой ротора на стальные параллельные призмы или ролики, выводя ротор из равновесия, определяют "тяжелое место" ротора, затем опытным путем или расчетом определяют массу уравновешивающего груза, устанавливаемого в "легком месте", а динамическую балансировку ротора могут осуществлять на балансировочных станках.

Неуравновешенность ротора могут устранять съемом лишнего металла фрезерованием или сверлением в "тяжелом месте" и/или добавлением груза в "легком".

Перед механической обработкой наружной поверхности сердечника статора в каждый паз сердечника могут забивать навстречу друг другу два специальных клина, которые удерживают зубцы на месте, после механической обработки клинья выбивают, причем механическую обработку наружной поверхности сердечника статора осуществляют обработкой пазов, отливая их или протягивая их протяжками.

Изоляцию в пазах обработанного сердечника статора могут выполнять в виде короба из изоляционного материала, обладающего упругими свойствами, обеспечивающими плотное прилегание к стенкам паза, не сминаться при укладке обмотки, стойкости к надрыву и скользкости.

Укладку обмотки в пазы сердечника статора могут осуществлять совмещенным способом, при котором образование витков и укладка их в пазы статора производятся одновременно с отводом провода, находящегося в пазу, ко дну паза, или укладку обмотки в пазы статора могут осуществлять раздельной намоткой, сначала наматывая катушечную группу на шаблон определенной формы, раскладывая проводники в ряд, а затем перенося специальным устройством катушечную группу на станок, который втягивает обмотку в пазы сердечника, после втягивания производят разжим лобовых частей.

Перед введением клина в паз могут производить отжим обмотки в местах введения клиньев в паз.

После укладки всей обмотки и бандажирования лобовых частей их могут формировать и калибровать для придания лобовым частям размеров и формы, предусмотренных чертежом.

Пропитку обмотки статора лаком могут производить погружением в ванну с лаком.

Пропитку обмотки статора лаком могут производить в вакууме и под давлением, для чего помещают ее сначала в автоклав, создают вакуум и, сохраняя его, подают в автоклав лак, когда уровень лака станет выше изделия, создают давление, после снятия давления еще раз создают вакуум и извлекают изделие из автоклава.

Пропитку обмотки статора могут производить струйным способом, для чего статор подключают к источнику электрического тока низкого напряжения для нагрева обмотки, в нагретую обмотку через сопло подается пропиточный состав, при этом статор находится в наклонном положении и вращается, по окончании пропитки статор поворачивают в горизонтальное положение и продолжают вращать.

Для надежного крепления в станине сердечник могут нагревать специальной обмоткой до температуры, на 50 - 70oC превышающей температуру станины.

Установку статора в станину могут производить на гидравлическом прессе.

При испытании собранного электродвигателя могут измерять сопротивление изоляции обмотки статора относительно станины, измеряют сопротивление обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии, производят испытание изоляции обмоток относительно станины и между обмотками на электрическую прочность, испытание межвитковой изоляции обмоток на электрическую прочность, причем при испытании собранного электродвигателя определяют ток и потери холостого хода, ток и потери короткого замыкания.

В части конструкции асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором задача решается за счет того, что в асинхронном электродвигателе с короткозамкнутым ротором, магнитопровод которого выполнен в виде пакетов с прямыми или скошенными пазами, в которых размещены стержни короткозамкнутой обмотки, соединенные между собой внешними и размещенными между пакетами общими короткозамкнутыми промежуточными кольцами, согласно изобретению в двухпакетном магнитопроводе пакеты выполнены с равными числами прямых или скошенных пазов, смещенных между собой на половину пазового деления, либо с неравными числами прямых или скошенных пазов, причем одно из внешних короткозамкнутых колец имеет меньшую или большую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного и другого внешнего колец, которые равны.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью существенных признаков, состоит в создании неравных удельных активных сопротивлений короткозамкнутых обмоток отдельных пакетов за счет соответствующих соотношений величин площадей поперечных сечений внешних и общих промежуточных колец, что обеспечивает повышенные технические параметры асинхронных двигателей и позволяет расширить область применения в качестве однофазных и многоскоростных двигателей, где требуются повышенные пусковой момент и моменты в области больших скольжений с низкоактивными шумовыми параметрами.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен двухпакетный магнитопровод короткозамкнутого ротора асинхронного двигателя с одним из внешних короткозамкнутых колец, имеющим меньшую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного и другого внешнего колец, которые равны; на фиг. 2 - двухпакетный магнитопровод короткозакмнутого ротора асинхронного двигателя с одним из внешних короткозамкнутых колец, имеющим большую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного и другого внешнего колец, которые равны.

Согласно изобретению короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя выполнен с магнитопроводом в виде пакетов 1 с прямыми 2 (фиг. 1) или скошенными 3 пазами (фиг. 2), в которых размещены стержни 4 короткозамкнутой обмотки, соединенные между собой внешними 5 и 6 (фиг. 1) или 7, 8 (фиг. 2) и размещенными между пакетами 1 общими короткозамкнутыми промежуточными 9 кольцами. В двухпакетном магнитопроводе пакеты 1 выполнены с равными числами прямых 2 (фиг. 1) или скошенных 3 пазов (фиг. 2), смещенных между собой на половину пазового деления t2/2, либо с неравными числами прямых или скошенных пазов (на чертежах не показаны), причем одно из внешних короткозамкнутых колец 5 имеет меньшую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного 9 и другого внешнего 6 колец, которые равны (фиг. 1), или одно из внешних короткозамкнутых колец 7 имеет большую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного 9 и другого внешнего 8 колец, которые равны (фиг. 2).

Повышение пускового момента и моментов в области больших скольжений, а также ликвидация возможных синхронных моментов обеспечиваются указанным выше выбором соотношений величин поперечных сечений внешних и общих промежуточных короткозамкнутых колец.

Площади поперечных сечений (SB) общих промежуточных короткозамкнутых колец выбирают при расчете асинхронных двигателей. Площадь (SH1) меньшего поперечного сечения одного из внешних короткозамкнутых колец выбирают не менее 0,15 от сечения промежуточных короткозамкнутых колец (SH10,15 SB). Площадь (SH2) большего поперечного сечения одного из внешних короткозамкнутых колец выбирается равной сечению промежуточного короткозамкнутого кольца 9 (SH2=SB) (фиг. 1).

Этим самым меняется соотношение удельных активных сопротивлений (отношение приведенного активного сопротивления короткозамкнутой обмотки отдельного пакета к его длине li) короткозамкнутых обмоток отдельных пакетов. Различие в удельных активных сопротивлениях короткозамкнутых обмоток в отдельных пакетах вызывает перераспределение магнитного потока, большая часть которого сосредотачивается над каким-либо пакетом, где удельное сопротивление короткозамкнутой обмотки больше, чем в других пакетах магнитопровода ротора. Следовательно, его механическая характеристика смещается в область электромагнитного тормоза и общая механическая характеристика двигателя будет иметь повышенные пусковые моменты и моменты в области больших скольжений, при этом ликвидируются возможные синхронные моменты в двигательном режиме, а также уменьшаются импульсные шумы при пуске.

Снижение виброшумовых параметров в области частоты первых гармонических составляющих м.д.с. ротора для типовых электродвигателей и, в частности, для многоскоростных - это смещение отдельных пакетов с равными числами пазов магнитопровода ротора на половину пазового деления. Кроме этого, различной величиной скоса пазов и выбором определенных соотношений поперечных сечений общих промежуточных и внешних короткозамкнутых колец вызывается положительное воздействие на ротор от первых зубцовых гармоник статора и в режимах пуска электродвигателя.

В заявленной конструкции можно менять геометрию пазов, число пазов, длину пакетов.

Способ изготовления асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором описанной конструкции включает следующие операции: доставку на производство материалов и полуфабрикатов, получение заготовки вала с последующей механической обработкой, штамповку листов сердечников ротора и статора из рулонной электротехнической стали, сборку листов сердечника ротора на оправку, прессование, установку в его пазы короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами и вентиляционными лопатками, выпрессовку оправки, запрессовывание вала в подогретый сердечник с удержанием от смещения натягом посадки, производство после сборки механической обработки наружной поверхности сердечника и шеек вала под посадку подшипников, динамическую балансировку ротора и напрессовку подшипников, сборку листов сердечника статора на оправку, прессование, скрепление, обработку наружной поверхности сердечника статора под посадку в станину, укладку в пазы обработанного сердечника изоляции, обмотки и клина, припаивание выводных концов, формирование лобовых частей, скрепление их бандажом, пропитку обмотки в лаке, ее сушку, подготовку заготовок корпуса, щитов, коробки выводов, вентилятора, механическую обработку литых деталей, сборку двигателя путем сборки статора, запрессовки сердечника в станину, обработки на базе внутреннего диаметра сердечника посадочных поверхностей под щит и поверхности лап, сборки коробки выводов, заведения в собранный статор ротора, установки на подшипники щитов с креплением их и напрессовки их на посадочные места станины, установки вентилятора, его кожуха, грузовых болтов и заземления, испытание собранного двигателя, окраску, консервацию и упаковку.

Сборку листов сердечника ротора на оправку выполняют в виде двух пакетов с равными числами прямых или скошенных пазов, и пазы пакетов смещают между собой на половину пазового деления, либо пакеты выполняют с неравными числами прямых или скошенных пазов, короткозамкнутую обмотку в пазах выполняют стержневой с внешними и общим промежуточным замыкающими кольцами, площадь поперечного сечения одного из внешних короткозамыкающих колец выполняют меньшей или большей, чем площади поперечных сечений промежуточного или другого внешнего кольца, которые принимают равными.

При этом заготовку вала получают путем ее отрезки от круглого прутка с помощью приводной ножовки или дисковой пилы, а после отрезки заготовки вала производят правку ее под прессом или на правильно-калибровочном станке или заготовку ступенчатого вала получают поперечно-клиновой прокаткой круглой нагретой до ковочной температуры заготовки.

После получения заготовки вала последующую ее механическую обработку производят в следующем порядке: подрезают торцы заготовки вала, центрируют ее, обтачивая в центрах, а затем производят центровое или бесцентровое шлифование, причем подрезку и центровку заготовки вала осуществляют на револьверном станке, а обтачивание заготовки вала производят на токарных или многорезцовых станках.

Листы сердечников статора и ротора штампуют из электротехнической стали на листоштамповочных установках последовательной штамповкой многопозиционными штампами либо листы сердечников статора и ротора штампуют из рулона электротехнической стали на двух последовательно работающих прессах с двумя штампами, либо листы сердечников статора и ротора штампуют на универсальных прессах или пазовых прессах-автоматах, причем на совмещенных штампах штамповку листов статора и ротора производят в две операции: на первой операции вырубаются лист статора и заготовка для ротора с центральным технологическим отверстием, на второй позиции вырубается лист ротора, а при штамповке многопозиционными штампами на первой позиции вырубают отверстия под вал, пазы ротора и отверстия для фиксации на следующих позициях, на второй позиции вырубают пазы статора, на третьей позиции вырубается лист ротора по наружному диаметру, на четвертой позиции вырубается лист статора по наружном диаметру.

После штамповки с листов сердечников статора и ротора удаляют превышающие допустимые размеры заусенцы.

Перед сборкой листов сердечников статора и ротора на оправку их подвергают термообработке, а после термообработки листы сердечника статора подвергают изолировке, причем изолировку листов сердечника статора осуществляют лаком, например, бакелитовым.

Для сборки листов сердечников ротора и статора на оправку предусматривают специальные выштампованные шлицы для облегчения подборки и скрепления листов, а сборку листов сердечников статора и ротора производят следующим образом: на оправку надевают нижнюю нажимную шайбу, затем устанавливают нажимное кольцо, крайние листы и набирают остальные листы, листы ориентируют шпонкой, входящей в один из шлицев листов, и дополнительно - по шихтовочному знаку на наружном диаметре листов, сверху устанавливают крайние листы, нажимное кольцо и верхнюю нажимную шайбу, затем пакет прессуют на прессе, причем крайние листы сердечников изготавливают, сваривая 2 - 3 листа точечной сваркой по всем зубцам и спинке для повышения их жесткости и уменьшения распушения, а верхнюю нажимную шайбу фиксируют клиньями, которые стопорят скобами, после чего сердечники скрепляют.

Скрепление сердечника осуществляют скобами, для установки которых в нажимных шайбах выполняют пазы, а сами скобы приваривают соответственно к верхней и нижней нажимным шайбам, либо скрепление листов сердечника осуществляют сваркой, расплавлением основного металла имеющего специальную разделку прессованного сердечника, не снимая давления.

При изготовлении ротора, не снимая давления пресса, в пазы оправки закладываются две шпонки, удерживающие сердечник в прессованном состоянии после установки в пазы сердечника к.з. обмотки и замыкающих колец, причем установку короткозамкнутой обмотки ротора с замыкающими кольцами выполняют путем заливания расплавленным алюминием пазов предварительно нагретого сердечника ротора, при этом перед заливкой расплавленным алюминием пазы сердечника ротора предварительно прогревают при помощи приставного индукционного нагревателя, выполненного в виде статора многофазной асинхронной машины, или установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют закладкой в пазы сердечника ротора проводников высокой электропроводности, которые затем подвергают расплаву при помощи приставного индукционного нагревателя.

Закладывают проводники высокой электропроводности в виде стержней или полос или закладывают проводники высокой электропроводности в виде опилок, стружки, свернутого металлического плетения, заготовки в виде винтообразно или иным образом изогнутой проволоки.

Установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют, помещая сердечник ротора вместе с заготовками в виде шайб из токопроводящего материала, установленными с двух его сторон в пресс-форму, нагревая до температуры 350 - 400oC и прикладывая усилие для вдавливания вдоль оси ротора в пазы его сердечника, либо установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют, устанавливая на сердечник ротора с пазами втулку из токопроводящего материала, и осуществляют ее вдавливание в пазы в холодном состоянии до их полного заполнения токопроводящим материалом, например, посредством закатки с последующим удалением оставшегося на поверхности сердечника материала.

Крепление сердечника ротора к валу осуществляют следующим образом: вал вставляют в прессованный сердечник ротора и производят крепление сердечника в осевом направлении, причем вал вставляют в прессованный сердечник ротора до тех пор, пока нажимная шайба не опустится ниже выточки на валу, в выточку устанавливают две полукруглые шпонки, которые после снятия давления приваривают к валу, либо крепление сердечника ротора на валу осуществляют втулкой, которая удерживается на валу посадкой натягом, для чего после прессовки сердечника ротора надевают на вал нагретую втулку, давление не снимают до тех пор, пока втулка не остынет.

Статическую балансировку ротора производят установкой ротора на стальные параллельные призмы или ролики, выводя ротор из равновесия, определяют "тяжелое место" ротора, затем опытным путем или расчетом определяют массу уравновешивающего груза, устанавливаемого в "легком месте", а динамическую балансировку ротора осуществляют на балансировочных станках.

Неуравновешенность ротора устраняется съемом лишнего металла фрезерованием или сверлением в "тяжелом месте" и/или добавлением груза "в легком".

Перед механической обработкой наружной поверхности сердечника статора в каждый паз сердечника забивают навстречу друг другу два специальных клина, которые удерживают зубцы на месте, после механической обработки клинья выбивают, причем механическую обработку наружной поверхности сердечника статора осуществляют обработкой пазов, опиливая их или протягивая их протяжками.

Изоляцию в пазах обработанного сердечника статора выполняют в виде короба из изоляционного материала, обладающего упругими свойствами, обеспечивающими плотное прилегание к стенкам паза, не сминаться при укладке обмотки, стойкости к надрыву и скользкости.

Укладку обмотки в пазы сердечника статора осуществляют совмещенным способом, при котором образование витков и укладка их в пазы статора производятся одновременно с отводом провода, находящегося в пазу, ко дну паза, или укладку обмотки в пазы статора осуществляют раздельной намоткой, сначала наматывая катушечную группу на шаблон определенной формы, раскладывая проводники в ряд, а затем перенося специальным устройством катушечную группу на станок, который втягивает обмотку в пазы сердечника, после втягивания производится разжим лобовых частей.

Перед введением пазового клина в паз производят отжим обмотки в местах введения клиньев в паз.

После укладки всей обмотки и бандажирования лобовых частей их формируют и калибруют для придания лобовым частям размеров и формы, предусмотренных чертежом.

Пропитку обмотки статора лаком производят погружением в ванну с лаком или пропитку обмотки статора лаком производят в вакууме и под давлением, для чего помещают ее сначала в автоклав, создают вакуум и, сохраняя его, подают в автоклав лак, когда уровень лака станет выше изделия, создают давление, после снятия давления еще раз создают вакуум и извлекают изделие из автоклава, или пропитку обмотки статора производят струйным способом, для чего статор подключают к источнику электрического тока низкого напряжения для нагрева обмотки, в нагретую обмотку через сопло подается пропиточный состав, при этом статор находится в наклонном положении и вращается, по окончании пропитки статор поворачивают в горизонтальное положение и продолжают вращать.

Для надежного крепления в станине сердечник нагревается специальной обмоткой до температуры, на 50 - 70oC превышающей температуру станины.

Установку статора в станину производят на гидравлическом прессе.

При испытании собранного электродвигателя измеряют сопротивление изоляции обмотки статора относительно станины, измеряют сопротивление обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии, производят испытание изоляции обмоток относительно станины и между обмотками на электрическую прочность, испытание межвитковой изоляции обмоток на электрическую прочность, причем при испытании собранного электродвигателя определяют ток и потери холостого хода, ток и потери короткого замыкания.

Формула изобретения

1. Способ изготовления асинхронного электродвигателя, включающий доставку на производство материалов и полуфабрикатов, получение заготовки вала с последующей механической обработкой, штамповку листов сердечников ротора и статора из рулонной электротехнической стали, сборку листов сердечника ротора на оправку, прессование, установку в его пазы короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами и вентиляционными лопатками, выпрессовку оправки, запрессовывание вала в подогретый сердечник с удержанием от смещения натягом посадки, производство после сборки механической обработки наружной поверхности сердечника и шеек вала под посадку подшипников, динамическую балансировку ротора и напрессовку подшипников, сборку листов сердечника статора на оправку, прессование, скрепление, обработку наружной поверхности сердечника статора под посадку в станину, укладку в пазы обработанного сердечника изоляции, обмотки и клина, припаивание выводных концов, формирование лобовых частей, скрепление их бандажом, пропитку обмотки в лаке, ее сушку, подготовку заготовок корпуса, щитов, коробки выводов, вентилятора, механическую обработку литых деталей, сборку двигателя путем сборки статора, запрессовки сердечника в станину, обработки на базе внутреннего диаметра сердечника посадочных поверхностей под щит и поверхности лап, сборки коробки выводов, заведения в собранный статор ротора, установки на подшипники щитов с креплением их и напрессовки их на посадочные места станины, установки вентилятора, его кожуха, грузовых болтов и заземления, испытание собранного двигателя, окраску, консервацию и упаковку, отличающийся тем, что сборку листов сердечника ротора на оправку выполняют в виде двух пакетов с равными числами прямых или скошенных пазов и пазы пакетов смещают между собой на половину пазового деления, либо пакеты выполняют с неравными числами прямых или скошенных пазов, короткозамкнутую обмотку в пазах выполняют стержневой с внешними и общим промежуточным замыкающими кольцами, площадь поперечного сечения одного из внешних короткозамыкающих колец выполняют меньшей или большей, чем площади поперечных сечений промежуточного или другого внешнего кольца, которые принимают равными.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что заготовку вала получают путем ее отрезки от круглого прутка с помощью приводной ножовки или дисковой пилы, а после отрезки заготовки вала производят правку ее под прессом или на правильно-калибровочном станке или заготовку ступенчатого вала получают поперечно-клиновой прокаткой круглой нагретой до ковочной температуры заготовки.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что после получения заготовки вала последующую ее механическую обработку производят в следующем порядке: подрезают торцы заготовки вала, центрируют ее, обтачивая в центрах, а затем производят центровое или бесцентровое шлифование, причем подрезку и центровку заготовки вала осуществляют на револьверном станке, а обтачивание заготовки вала производят на токарных или многорезцовых станках.

4. Способ по любому из пп.1 - 3, отличающийся тем, что листы сердечников статора и ротора штампуют из электротехнической стали на листоштамповочных установках последовательной штамповкой многопозиционными штампами либо листы сердечников статора и ротора штампуют из рулона электротехнической стали на двух последовательно работающих прессах с двумя штампами, либо листы сердечников статора и ротора штампуют на универсальных прессах или пазовых прессах-автоматах, причем на совмещенных штампах штамповку листов статора и ротора производят в две операции: на первой операции вырубают лист статора и заготовку для ротора с центральным технологическим отверстием, на второй позиции вырубают лист ротора, а при штамповке многопозиционными штампами при первой позиции вырубают отверстия под вал, пазы ротора и отверстия для фиксации на следующих позициях, на второй позиции вырубают пазы статора, на третьей позиции вырубают лист ротора по наружному диаметру, на четвертой позиции вырубают лист статора по наружному диаметру.

5. Способ по любому из пп.1 - 4, отличающийся тем, что после штамповки с листов сердечников статора и ротора удаляют превышающие допустимые размеры заусенцы.

6. Способ по любому из пп.1 - 5, отличающийся тем, что перед сборкой листов сердечников статора и ротора на оправку их подвергают термообработке, а после термообработки листы сердечника статора подвергают изолировке, причем изолировку листов сердечника статора осуществляют лаком, например, бакелитовым.

7. Способ по любому из пп.1 - 6, отличающийся тем, что для сборки листов сердечников ротора и статора на оправку предусматривают специальные выштампованные шлицы для облегчения подборки и скрепления листов, а сборку листов сердечников статора и ротора производят следующим образом: на оправку надевают нижнюю нажимную шайбу, затем устанавливают нажимное кольцо, крайние листы и набирают остальные листы, листы ориентируют шпонкой, входящей в один из шлицев листов, и дополнительно по шихтовочному знаку на наружном диаметре листов, сверху устанавливают крайние листы, нажимное кольцо и верхнюю нажимную шайбу, затем пакет прессуют на прессе, причем крайние листы сердечников изготавливают, сваривая 2 - 3 листа точечной сваркой по всем зубцам и спинке для повышения их жесткости и уменьшения распушения, а верхнюю нажимную шайбу фиксируют клиньями, которые стопорят скобами, после чего сердечники скрепляют.

8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что скрепление сердечника осуществляют скобами, для установки которых в нажимных шайбах выполняют пазы, а сами скобы приваривают соответственно к верхней и нижней нажимным шайбам, либо скрепление листов сердечника осуществляют сваркой, расплавлением основного металла имеющего специальную разделку прессованного сердечника, не снимая давления.

9. Способ по любому из пп.1 - 8, отличающийся тем, что при изготовлении ротора, не снимая давления пресса, в пазы оправки закладывают две шпонки, удерживающие сердечник в спрессованном состоянии после установки в пазы сердечника короткозамкнутой обмотки и замыкающих колец.

10. Способ по любому из пп.1 - 9, отличающийся тем, что установку короткозамкнутой обмотки ротора с замыкающими кольцами выполняют путем заливания расплавленным алюминием пазов предварительно нагретого сердечника ротора, при этом перед заливкой расплавленным алюминием пазы сердечника ротора предварительно прогревают при помощи приставного индукционного нагревателя, выполненного в виде статора многофазной асинхронной машины, или установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют закладкой в пазы сердечника ротора проводников высокой электропроводности, которые затем подвергают расплаву при помощи приставного индукционного нагревателя, причем проводники высокой электропроводности выполняют в виде стержней или полос, или в виде опилок, стружки, свернутого металлического плетения, заготовки в виде винтообразно или иным образом изогнутой проволоки.

11. Способ по любому из пп.1 - 9, отличающийся тем, что установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют, помещая сердечник ротора вместе с заготовками в виде шайб из токопроводящего материала, установленными с двух сторон в пресс-форму, нагревая до температуры 350 - 400oC и прикладывая усилие для вдавливания вдоль оси ротора в пазы его сердечника, либо установку короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами выполняют, устанавливая на сердечник ротора с пазами втулку из токопроводящего материала, и осуществляют ее вдавливание в пазы в холодном состоянии до их полного заполнения токопроводящим материалом, например, посредством закатки с последующим удалением оставшегося на поверхности сердечника материала.

12. Способ по любому из пп.1 - 11, отличающийся тем, что крепление сердечника ротора к валу осуществляют следующим образом: вал вставляют в прессованный сердечник ротора и производят крепление сердечника в осевом направлении, причем вал вставляют в прессованный сердечник ротора до тех пор, пока нажимная шайба не опустится ниже выточки на валу, в выточку устанавливают две полукруглые шпонки, которые после снятия давления приваривают к валу, либо крепление сердечника ротора на валу осуществляют втулкой, которую удерживают на валу посадкой натягом, для чего после прессовки сердечника ротора надевают на вал нагретую втулку, давление не снимают до тех пор, пока втулка не остынет.

13. Способ по любому из пп.1 - 12, отличающийся тем, что статическую балансировку ротора производят установкой ротора на стальные параллельные призмы или ролики, выводя ротор из равновесия, определяют "тяжелое место" ротора, затем опытным путем или расчетом определяют массу уравновешивающего груза, устанавливаемого в "легком месте", а динамическую балансировку ротора осуществляют на балансировочных станках.

14. Способ по любому из пп.1 - 13, отличающийся тем, что неуравновешенность ротора устраняют съемом лишнего металла фрезерованием или сверлением в "тяжелом месте" и/или добавлением груза в "легком".

15. Способ по любому из пп.1 - 14, отличающийся тем, что перед механической обработкой наружной поверхности сердечника статора в каждый паз сердечника забивают навстречу друг другу два специальных клина, которые удерживают зубцы на месте, после механической обработки клинья выбивают, причем механическую обработку наружной поверхности сердечника статора осуществляют обработкой пазов, опиливая их или протягивая их протяжками.

16. Способ по любому из пп.1 - 15, отличающийся тем, что изоляцию в пазах обработанного сердечника статора выполняют в виде короба из изоляционного материала, обладающего упругими свойствами, обеспечивающими плотное прилегание к стенкам паза, не сминаться при укладке обмотки, стойкости к надрыву и скользкости.

17. Способ по любому из пп.1 - 16, отличающийся тем, что укладку обмотки в пазы сердечника статора осуществляют совмещенным способом, при котором образование витков и укладку их в пазы статора производят одновременно с отводом провода, находящегося в пазу, ко дну паза, или укладку обмотки в пазы статора осуществляют раздельной намоткой, сначала наматывая катушечную группу на шаблон определенной формы, раскладывая проводники в ряд, а затем перенося специальным устройством катушечную группу на станок, который втягивает обмотку в пазы сердечника, после втягивания производят разжим лобовых частей.

18. Способ по любому из пп.1 - 17, отличающийся тем, что перед введением пазового клина в паз производят отжим обмотки в местах введения клиньев в паз.

19. Способ по любому из пп.1 - 18, отличающийся тем, что после укладки всей обмотки и бандажирования лобовых частей их формируют и калибруют для придания лобовым частям размеров и формы, предусмотренных чертежом.

20. Способ по любому из пп.1 - 19, отличающийся тем, что пропитку обмотки статора лаком производят погружением в ванну с лаком.

21. Способ по любому из пп.1 - 19, отличающийся тем, что пропитку обмотки статора лаком производят в вакууме и под давлением, для чего помещают ее сначала в автоклав, создают вакуум и, сохраняя его, подают в автоклав лак, когда уровень лака станет выше изделия, создают давление, после снятия давления еще раз создают вакуум и извлекают изделие из автоклава.

22. Способ по любому из пп.1 - 19, отличающийся тем, что пропитку обмотки статора производят струйным способом, для чего статор подключают к источнику электрического тока низкого напряжения для нагрева обмотки, в нагретую обмотку через сопло подается пропиточный состав, при этом статор находится в наклонном положении и вращается, по окончании пропитки статор поворачивают в горизонтальное положение и продолжают вращать.

23. Способ по любому из пп.1 - 22, отличающийся тем, что для надежного крепления в станине сердечник нагревают специальной обмоткой до температуры, на 50 - 70oC превышающей температуру станины.

24. Способ по любому из пп. 1 - 23, отличающийся тем, что установку статора в станину производят на гидравлическом прессе.

25. Способ по любому из пп.1 - 24, отличающийся тем, что при испытании собранного электродвигателя измеряют сопротивление изоляции обмотки статора относительно станины, измеряют сопротивление обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии, производят испытание изоляции обмоток относительно станины и между обмотками на электрическую прочность, испытание межвитковой изоляции обмоток на электрическую прочность, причем при испытании собранного электродвигателя определяют ток и потери холостого хода, ток и потери короткого замыкания.

26. Асинхронный электродвигатель, содержащий статор и короткозамкнутый ротор, магнитопровод которого выполнен в виде пакетов с прямыми или скошенными пазами, в которых размещены стержни короткозамкнутой обмотки, соединенные между собой внешними и размещенными между пакетами общими короткозамкнутыми промежуточными кольцами, отличающийся тем, что в двухпакетном магнитопроводе пакеты выполнены с равными числами прямых или скошенных пазов, смещенных между собой на половину пазового деления, либо с неравными числами прямых или скошенных пазов, причем одно из внешних короткозамкнутых колец имеет меньшую или большую площадь поперечного сечения, чем площади поперечных сечений промежуточного и другого внешнего колец, которые равны.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 35-2000

(73) Патентообладатель:ООО "Уралэлектро - К" (RU)

(73) Патентообладатель:ООО "Спецстрой 6" (RU)

Договор № 11267 зарегистрирован 27.09.2000

Извещение опубликовано: 20.12.2000        

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.06.2003

Извещение опубликовано: 10.11.2004        БИ: 31/2004




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к токоподводящей оси для ротора электрической машины, в частности турбогенератора, предназначенной для соединения проходящей центрально в роторе в осевом направлении линии подвода возбуждения с проводами обмотки возбуждения в лобовой части обмотки ротора, причем эта ось изготовлена из стали и состоит из стержня и резьбовых элементов на обоих концах оси
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке и изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике , а именно к асинхронным двигателям

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения асинхронных электрических машин с короткозамкнутыми обмотками ротора

Изобретение относится к электрическим асинхронным машинам с короткозамкнутой обмоткой ротора и может быть использовано при разработке асинхронных двигателей торцевого исполнения

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения асинхронных электрических машин, содержащих электрически проводящий ротор, выполненный с возможностью вращения относительно статора

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики и может быть применено взамен обычных асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении роторов для асинхронных двигателей динамического режима работы, регулируемых, с требованием по ограничению вибраций и шумов

Изобретение относится к области электромеханики и может быть использовано в асинхронных двигателях для электроприборов или в генераторах, работающих в динамических режимах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к асинхронным двигателям с короткозамкнутой обмоткой ротора типа беличьей клетки

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения роторов асинхронных электродвигателей и может быть использовано в асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором для тяжелых и средних условий пуска или работы с частыми пусками

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности защиты ротора электрической машины от короткого замыкания

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам
Наверх