Защитное покрытие для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей

 

Изобретение относится к устройствам для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей и может быть использовано в качестве защитных покрытий с решетчатыми каркасами. Защитное покрытие для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей содержит множество крестообразных элементов с плоскими пятами с проушинами, соединенных ими внахлест и скрепленных пропущенными через них стержнеобразными анкерами с обеспечением фиксации положения на основном грунте. В зависимости от склона насыпей крестообразные элементы соединяются между собой с образованием каркаса с увеличенными или уменьшенными нишами для заполнения балластным грунтом. Крестообразные элементы выполнены из термопластичного материала, например полиэтилена, капрона или винипласта. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в исключении утечек материала и размыва откоса, повышении жесткости и увеличении сцепляемости покрытия с грунтом. 1 з.п.ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к устройствам для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей и может быть использовано в качестве них в виде защитных покрытий с решетчатыми каркасами.

Известно защитное покрытие для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей, содержащее множество крестообразных элементов, выполненных с возможностью образования ими каркаса с нишами для заполнения балластным грунтом, и фиксаторы их положения (патент РФ N 2032022, МПК E 02 D 17/20, 1995 г.).

Крестообразные элементы этого защитного покрытия требуют точного изготовления с целью надежной фиксации при сборочных работах, что увеличивает трудовые и материальные затраты.

Известно защитное покрытие из крестообразных элементов для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей с возможностью образования или каркаса с нишами для заполнения балластным грунтом (патент ЕПВ N 0273 541 B1, E 02 D 17/20, 1991 г.).

Указанное защитное покрытие пригодно для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей с установкой его преимущественно в основании насыпей, поскольку крестообразные элементы предназначены для исключения расползания грунта и являются тяжеловесными.

Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому результату является защитное покрытие для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей, содержащее множество крестообразных элементов с плоскими пятами, параллельно расположенными опорной поверхности, выполненными с возможностью соединения внахлест с каждой пятой крестообразного элемента от одной до трех пят соседних крестообразных элементов и скрепления между собой по их проушинам стержнеобразными фиксаторами, пропущенными через них с возможностью внедрения их законцовок в основной грунт (см., например, CH 631508А5, 13.08.82).

Недостатками известной конструкции является наличие зазоров между плоскими крестообразными элементами при монтаже их стойкой по вертикали, что не исключает проникновение засыпного мелкозернистого материла (песка) и его утечки через такое покрытие; непригодность плоских крестообразных элементов для укрепления наклонных откосов, поскольку глубина их ниш слишком мала, величина ниш по глубине определяется толщиной плоской части крестообразных элементов; при укреплении наклонных откосов несколькими слоями крестообразных элементов неэффективно их использование из-за зазоров между ними и нерационального использования материалов, зазоры будут способствовать утечке мелкозернистого материала и размыву откосов.

Задачей настоящего изобретения является исключение утечек материала и размыва откосов, повышение жесткости, увеличение сцепляемости покрытия с грунтом.

Задача решается за счет того, что в защитном покрытии для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей, содержащем множество крестообразных элементов с плоскими пятами, параллельно расположенными опорной поверхности, выполненными с возможностью соединения внахлест с каждой пятой крестообразного элемента от одной до трех пят соседних крестообразных элементов и скрепления между собой по их проушинам стержнеобразными фиксаторами, пропущенными через них с возможностью внедрения их законцовок в основной грунт, согласно изобретению соседние плоские пяты с проушинами на каждом крестообразном элементе смещены по высоте расположения от опорной поверхности одна относительно другой на толщину плоской пяты, причем крестообразные элементы снабжены ребрами, продольно расположенными с их поперечинами, и грунтозацепами, выполненными на их опорных поверхностях.

При этом крестообразные элементы могут быть выполнены из термопластичного материала, например полиэтилена, капрона или винипласта.

Указанные отличительные признаки являются существенными, поскольку каждый из них в отдельности и совместно направлен на решение поставленной задачи и достижение нового технического результата.

Наличие плоских пят с проушинами на крестообразных элементах повышает надежность скрепления крестообразных элементов между собой и с основным грунтом с образованием каркаса защитного покрытия с различными размерами ниш при монтаже для заполнения балластным грунтом, проушины скрепляются между собой и грунтом единым стержнеобразным анкером. В зависимости от наклона боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей подбирается соответствующая структура каркаса покрытия с меньшим или большими по размерам нишами. Если угол наклона откосов, склонов наибольший, то может быть выбран каркас с наименьшими размерами ниш, в этом случае к каждой плоской пяте каждого крестообразного элемента прикрепляются внахлест три плоских пяты соседних крестообразных элементов. Если угол наклона откосов, склонов наименьший, то выбирается каркас с наибольшими размерами ниш. В этом случае к каждой пяте каждого крестообразного элемента прикрепляется внахлест одна плоская пята соседнего крестообразного элемента. Когда к плоской пяте каждого крестообразного элемента прикрепляются по две плоские пяты соседних крестообразных элементов, то в этом случае получается каркас покрытия с промежуточными размерами ниш между максимальными и минимальными их размерами. Наличие стержнеобразных анкеров повышает надежность скрепления крестообразных элементов между собой по их наложенным внахлест плоским пятам и фиксации на основном грунте. Такое сочетание функциональных свойств повышает эффективность и надежность использования защитного покрытия в предложенном конструктивном исполнении. Выполнение плоских пят со смещением одна относительно другой в каждом крестообразном элементе расширяет диапазон установки их относительно основного грунта. Для повышения надежности скрепления крестообразных элементов с основным грунтом каждый из них на опорной поверхности имеет грунтозацепы. Снабжение крестообразных элементов ребрами, продольно расположенными с перекладинами в виде поперечин, повышает их жесткость и позволяет выбрать профиль повышенной жесткости при наименьшем весе каркаса покрытия, что уменьшает расход материалов на изготовление крестообразных элементов. Выполнение крестообразных элементов из термопластичного материала, например полиэтилена, капрона или винипласта, ускоряет изготовление крестообразных элементов промышленным способом, повышает ресурс эксплуатации защитного покрытия, обеспечивает стойкость к воздействию атмосферных сред и погодных условий.

Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными существенными признаками в предложенном защитном покрытии позволяет решить поставленную задачу и достичь новый технический результат, выраженный в создании различных структур покрытия повышенной надежности и прочности, простоте изготовления промышленным способом, что характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями от известного уровня техники, аналогов и прототипа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид защитного покрытия для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей, на фиг. 2 - крестообразный элемент на виде сверху с четырьмя плоскими пятами с проушинами, на фиг. 3 - крестообразный элемент на виде сверху с тремя плоскими пятами с проушинами, на фиг. 4 - узел соединения плоских пят соседних крестообразных элементов, на фиг. 5 - схема установки крестообразных элементов с увеличенными размерами ниш в каркасе покрытия, на фиг. 6 - схема установки крестообразных элементов с наименьшими размерами ниш в каркасе покрытия, на фиг. 7 - схема установки крестообразных элементов с размерами ниш в каркасе покрытия, являющимися промежуточными между наименьшими и наибольшими размерами ниш в каркасе покрытия, на фиг. 8 - схема защитного покрытия из крестообразных элементов, содержащих три плоские пяты с проушинами, на фиг. 9 - схема расположения грунтозацепов на опорной поверхности крестообразного элемента на виде А, на фиг. 10 - вид на грунтозацепы сбоку, на фиг. 11 - схема расположения плоской пяты с проушиной на расстоянии от опорной поверхности, равной толщине плоской пяты, на фиг. 12 - поперечное сечение крестообразного элемента по Б-Б.

Сущность изобретения поясняется более подробным описанием с указанием позиций на чертежах.

Защитное покрытие для укрепления боковых откосов дорог, склонов, береговых насыпей содержит множество крестообразных элементов 1, выполненных с возможностью образования ими каркаса 2 с нишами 3 для заполнения балластным грунтом 4, и фиксаторы 5. Каждый крестообразный элемент 1 защитного покрытия снабжен плоскими пятами 6 с проушинами 7, параллельно расположенными опорной поверхности 8, выполненными заодно целое с ними с возможностью соединения внахлест (фиг. 4) с каждой пятой 6 крестообразного элемента 1 от одной до трех пят 6 соседних крестообразных элементов 1 и скрепления между собой по проушинам 7 фиксаторами 5, выполненными в виде стержнеобразных анкеров, пропущенных через них с возможностью внедрения их законцовок 9 в основной грунт 10. Соседние плоские пяты 6 с проушинами 7 на каждом крестообразном элементе 1 смещены по высоте положения от опорной поверхности 8 одна относительно другой на толщину плоской пяты 6. Крестообразные элементы 1 снабжены ребрами 11 (фиг. 12), продольно расположенными с их поперечинами 12. Крестообразные элементы 1 снабжены грунтозацепами 13 (фиг. 9, фиг. 10), выполненными на их опорных поверхностях 8. Крестообразные элементы 1 защитного покрытия выполнены из термопластичного материала, например полиэтилена, капрона или винипласта.

Порядок сборки и закрепления защитного покрытия заключается в следующем.

На боковых откосах дорог, склонах и береговых насыпях укладывают рядами в один слой крестообразные элементы 1 так, чтобы их плоские пяты 6 с проушинами 7 были соединены внахлест (фиг. 4). Через проушины 7 (фиг. 4) пропускают стержнеобразные анкеры 5 и закрепляют их концы 9 в основном грунте 10 с обеспечением фиксации положения крестообразных элементов 1. В зависимости от требований, предъявляемых к защитному покрытию, и состояния основного грунта 10 выбираются крестообразные элементы 1 с четырьмя или тремя плоскими пятами 6 с проушинами 7, которые соединяют по схемам фиг. 5, фиг. 6, фиг. 7 или фиг. 8. При этом, крестообразные элементы 1 внедряют грунтозацепами 13, выполненными на их опорных поверхностях 8, в основной грунт 10. Затем, в образовавшиеся ниши 3 каркаса 2 защитного покрытия засыпают балластный грунт 4. Каркас 2 защитного покрытия, выполненный из крестообразных элементов 1 с плоскими пятами 6 с проушинами 7 и стержнеобразными анкерами 5, надежно удерживает балластный грунт 4 на боковых откосах дорог, склонах и береговых насыпях.

Крестообразные элементы 1 и защитное покрытие с использованием их на основе нового технического решения обладают высокой надежностью, технологичностью в изготовлении и минимальной трудоемкостью при установке на боковых откосах дорог, склонах и береговых насыпях. Результаты испытания предложенного защитного покрытия положительные.

Таким образом, новое техническое решение при реализации в защитном покрытии обладает повышенной эффективностью по сравнению с известным уровнем техники, характеризуется соответствием и критерию "промышленная применимость", т.е. уровню изобретения.

Следует отметить, что объем изобретения необходимо понимать шире по сравнению с формой, размерами и свойствами, отраженными в качестве сущности в описании, чертежах и размерах, если этот объем не выходит за пределы совокупности признаков, изложенных в формуле изобретения.

Формула изобретения

1. Защитное покрытие для укрепления боковых откосов дорог, склонов и береговых насыпей, содержащее множество крестообразных элементов с плоскими пятами, параллельно расположенными опорной поверхности, выполненными с возможностью соединения внахлест с каждой пятой крестообразного элемента от одной до трех пят соседних крестообразных элементов и скрепления между собой по их проушинам стержнеобразными фиксаторами, пропущенными через них с возможностью внедрения их законцовок в основной грунт, отличающееся тем, что соседние плоские пяты с проушинами на каждом крестообразном элементе смещены по высоте расположения от опорной поверхности одна относительно другой на толщину плоской пяты, причем крестообразные элементы снабжены ребрами, продольно расположенными с их поперечинами, и грунтозацепами, выполненными на их опорных поверхностях.

2. Защитное покрытие по п.1, отличающееся тем, что крестообразные элементы выполнены из термопластичного материала, например полиэтилена, капрона или винипласта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для укрепления откосов, конусов мостов, армирования оснований автомобильных дорог, аэродромов, промышленных и строительных площадок, а также береговых линий, русел водоемов и т.п

Изобретение относится к области строительства земляных сооружений и может быть использовано для укрепления откосов выемок и насыпей транспортных, гидравлических и мелиоративных сооружений

Изобретение относится к дорожному строительству

Изобретение относится к области строительства, в том числе транспортного, дорожного и гидротехнического и может быть использовано для укрепления земляных сооружений различного назначения, в том числе насыпей земляного полотна, дамб, откосов земляных сооружений, предназначенных для строительства на них различных сооружений и т.п

Изобретение относится к области строительства, в том числе транспортного, дорожного и гидротехнического, и может быть использовано для укрепления земляных сооружений различного назначения, в том числе насыпей земляного полотна, дамб, откосов земляных сооружений, предназначенных для строительства на них различных сооружений и т.п

Изобретение относится к области строительства, в том числе транспортного, дорожного и гидротехнического, и может быть использовано для укрепления земляных сооружений различного назначения, в том числе насыпей земляного полотна, дамб, откосов земляных сооружений, предназначенных для строительства на них различных сооружений и т.п

Изобретение относится к области строительства, а именно к способу укрепления земляного откоса и устройству для его осуществления

Изобретение относится к области строительства покрытий грунтовых поверхностей, преимущественно к устройству конструкций укрепления откосов дорог, береговых линий, русел водоемов, откосов карьеров и т.п

Изобретение относится к строительству покрытий грунтовых поверхностей и может быть использовано для устройства конструкций укрепления откосов дорог, береговых линий и русел водоемов, откосов карьеров горнорудной промышленности, грунтовых обвалований и т.п

Изобретение относится к области строительства и к горному делу и может быть использовано при укреплении склонов и откосов

Изобретение относится к строительству, а именно к защите инженерных сооружений, возведенных на склонах в области вечной мерзлоты, от деформаций, вызванных криосолифлюкционным смещением дисперсных пород

Изобретение относится к строительству, а именно к укреплению грунтовой поверхности откосов автомобильных и железных дорог, береговых пиний, грунтовых поверхностей аэродромов и т.п

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к области строительства, а именно к ударному уплотнению откосов при строительстве гидротехнических сооружений
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для возведения насыпей железных и шоссейных дорог

Изобретение относится к строительству армогрунтовых земляных сооружений

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве дорог, а именно при строительстве основания дорожной одежды, а также для укрепления и защиты от эрозии грунтовых откосов, каналов, облицовок и гидротехнических сооружений

Изобретение относится к области строительства, в частности к устройствам для укрепления откосов дорог, откосов береговых линий и русел водоемов, откосов карьеров горнорудной промышленности и т.п., а также для строительства дорожного основания, гидротехнических сооружений и может быть использовано для предотвращения эрозии подводного берегового откоса водоема

Изобретение относится к области строительства, в частности к устройствам для укрепления откосов дорог, откосов береговых линий и русел водоемов, откосов карьеров горнорудной промышленности и т.п., а также для строительства дорожного основания, гидротехнических сооружений, и может быть использовано для предотвращения эрозии подводного берегового откоса водоема
Наверх