Способ заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заделке прокорродированных дефектов металлических поверхностей изделий, эксплуатирующихся в том числе в герметично замкнутых обитаемых отсеках в составе космических летательных аппаратов (КЛА), а также может быть успешно использовано в нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и других отраслях промышленности. Сущность способа заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей заключается в том, что металлическую поверхность зачищают, а на зону дефекта наносят материал, препятствующий развитию коррозии, зачистку поверхности осуществляют вокруг зоны дефекта, а в качестве материала, препятствующего развитию коррозии, применяют низковязкий анаэробный герметик и металлополимер Герметалл-1, при этом после зачистки поверхности вокруг зоны дефекта, прокорродированную поверхность в зоне дефекта пропитывают анаэробным низковязким герметиком, а после отверждения пропитанную поверхность с перекрытием заделывают сплошным слоем металлополимера Герметалл-1 и после истечения времени его жизнеспособности наносят второй сплошной слой металлополимера Герметалл-1 с перекрытием первого, затем производят выдержку до окончательного отвердения. Способ отличается высокой надежностью устранения коррозионных повреждений и может использоваться внутри обитаемых отсеков КЛА. При этом исключается распространение коррозии в прокорродированной зоне, существенно повышается надежность и ресурс эксплуатации КЛА.

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно к заделке прокорродированных дефектов металлических поверхностей изделий, эксплуатирующихся в том числе в герметично замкнутых обитаемых отсеках в составе космических летательных аппаратов (КЛА) в также может быть успешно использовано в нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и других отраслях промышленности.

Актуальность разработки способа заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей изделий определяется необходимостью предотвращения дальнейшей коррозии поврежденной зоны особенно в условиях повышенной температуры и влажности, что чрезвычайно важно, например, при ремонте обшивки космических кораблей и связано с продлением ресурса работоспособности изделий, имеющих ценность народно-хозяйственного значения и с обеспечением безопасности экипажа КЛА.

Известен способ ремонта прокорродированных поверхностей стальных изделий, заключающийся к обработке их преобразователем ржавчины, содержащим ортофосфорную кислоту (см. "Грунтовка - модификатор ржавчины" ЭП-0199. ТУ6-10-2084-860).

Недостатком этого способа является недопустимость кислотной обработки, например, обшивок кораблей и невозможность осуществления обязательной водной промывки обработанных поверхностей в условиях невесомости.

За прототип выбран способ защиты поверхностей деталей от коррозии, заключающийся в нанесении на поврежденную поверхность лакокрасочных покрытий. Этот способ широко известен и описан в отечественной литературе, в частности в ОСТ 92-1481-79 "Покрытия лакокрасочные для металлических поверхностей".

Однако при устранении коррозионных повреждений, например в обшивке КЛА, этот способ неприемлем, так как требует обязательной зачистки прокорродированных поверхностей от продуктов коррозии, что может привести к уменьшению толщины тонкой (до 3 мм) обшивки вплоть до ее разрушения и разгерметизации объекта.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа заделки коррозионных повреждений металлических поверхностей, обладающего надежностью, не требующего предварительной зачистки поврежденной зоны от продуктов коррозии, не приводящей к потере отремонтированными поверхностями своих эксплуатационных свойств. Решение этой задачи позволит существенно продлить ресурс эксплуатации изделий, в частности КЛА, увеличить надежность способа заделки прокорродированных дефектов и существенно увеличить безопасность пребывания экипажа на борту.

Сущность способа заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей заключается в том, что металлическую поверхность зачищают, а на зону дефекта наносят материал, препятствующий развитию коррозии, в отличие от прототипа, зачистку поверхности осуществляют вокруг зоны дефекта, а в качестве материала, препятствующего развитию коррозии, применяют низковязкий анаэробный герметик и металлополимер Герметалл-1, при этом после зачистки поверхности вокруг зоны дефекта, прокорродированную поверхность в зоне дефекта пропитывают анаэробным низковязким герметиком, а после отверждения пропитанную поверхность с перекрытием заделывают сплошным слоем металлополимера Герметалл-1, и после истечения времени его жизнеспособности наносят второй сплошной слой металлополимера Герметалл-1 с перекрытием первого, затем производят выдержку до окончательного отверждения.

При осуществлении способа достигается полная пропитка анаэробным герметиком рыхлого слоя продуктов коррозии с обеспечением заполнения герметиком воздушных полостей в рыхлом слое при одновременном прекращении доступа воздуха и влаги в имеющийся объем продуктов коррозии.

При этом в наружном поверхностном микрослое дефектной зоны анаэробный герметик остается неотвержденным из-за прямого контакта с кислородом воздуха, являющимся ингибитором его полимеризации и соответственно отверждения. В данном случае доотверждение анаэробного герметика в наружном микрослое прокорродированного объема обеспечивается после нанесения и отверждения металлополимера Герметалл-1, образующего плотный приклеенный герметичный слой на наружной поверхности дефектной зоны, препятствующий проникновению воздуха и влаги в прокорродированный слой.

Технический результат предлагаемого способа заделки прокорродированных поверхностей заключается в повышении его надежности, безопасности и сохранении эксплуатационных свойств заделываемых поверхностей, который исключает возможность повреждения поверхностей, в том числе обшивок изделия.

Указанный способ полностью исключает содержание инициаторов коррозии: воздуха и влаги в объеме продуктов коррозии и предотвращает поступление воздуха и влаги в прокорродированную зону.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Вокруг зоны коррозионного дефекта на расстоянии не менее 10 мм от края дефекта производят зачистку поверхности от пыли и загрязнений инструментом, изготовленным из материала более мягкого, чем металл поврежденной конструкции, и затем производят обезжиривание дефектного участка и прилегающей зачищенной поверхности с последующей сушкой до полного удаления растворителя. Далее зону дефекта, содержащего продукты коррозии, и прилегающую зачищенную зону пропитывают низковязким анаэробным герметиком типа Анатерм-1у по ОСТ 92-1005-84. Примерно через 2 часа невпитывающийся избыток убирают тампоном, смоченным растворителем и туго отжатым, после чего производят высушивание поверхности до полного удаления растворителя. Далее в зону дефекта и прилегающую зачищенную поверхность втирают тонкий сплошной слой металлополимера Герметалл-1 и выдерживают его до окончания времени его жизнеспособности. После чего наносят второй сплошной слой металлополимера Герметалл-1 с обеспечением полного перекрытия первого слоя, после чего производится выдержка металлополимера Герметалл-1 не менее 36 часов.

Предлагаемый способ отличается простой технологией заделки прокорродируемых дефектов, высокой надежностью устранения коррозионных повреждений и может использоваться внутри обитаемых отсеков КЛА. При этом исключается распространение коррозии в прокорродированной зоне, существенно повышается надежность и ресурс эксплуатации КЛА. Способ прошел успешное опробование при ремонте прокорродированных дефектов на макетах обшивки корабля.

Формула изобретения

Способ заделки прокорродированных дефектов металлической поверхности, включающий зачистку металлической поверхности и нанесение на нее материала, препятствующего развитию коррозии, отличающийся тем, что зачистку металлической поверхности осуществляют вокруг зоны дефекта, а в качестве материала, препятствующего развитию коррозии, используют низковязкий анаэробный герметик и металлополимер Герметалл-1, причем на зону дефекта наносят анаэробный низковязкий герметик, а металлополимер Герметалл-1 наносят в два слоя, при этом первый его слой наносят после отверждения анаэробного герметика с перекрытием зоны дефекта, а по истечении времени его жизнеспособности наносят второй его слой с перекрытием первого, затем осуществляют выдержку до окончательного отверждения металлополимера Герметалл-1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ремонта топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания и касается восстановления работоспособности распылителей форсунок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли

Изобретение относится к способам термопластического деформирования металла и может быть использовано в машиностроении и ремонте машин для восстановления плунжерных пар
Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, выполненного из высокоуглеродистой стали, и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ремонте и изготовлении надрессорных балок тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к области ремонта герметичных емкостей и может быть использовано при ремонте трубопроводов большого сечения, резервуаров, сосудов, корпусов судов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта и изготовления рабочих органов сельскохозяйственных и других машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к индукционным способам восстановления и упрочнения деталей подвижного состава

Изобретение относится к сварочной технике и технологии, конкретнее - к наплавочным устройствам для восстановления колесных пар подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения, а именно ремонту дефектов на изделиях, обнаруженных визуально или при испытании их внутренним давлением на герметичность, например, деталей пневмоарматуры, установленной на КО

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано на специализированных ремонтных предприятиях при восстановлении горячей осадкой полуосей задних мостов грузовых автомобилей

Изобретение относится к способам обработки металлов, в частности к способам восстановления или ремонта металлических изделий, и может быть использовано для восстановления дефектных и поврежденных деталей, например деталей конструкции путевых машин или деталей скрепления верхнего строения железнодорожного пути (болты, костыли, накладки, противоугоны, гайки и др.)
Изобретение относится к машиностроению а именно к восстановлению поршней различных гидро- и пневмоприводов

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к технологии восстановления и может найти применение при ремонте деталей из высокопрочных сталей в различных отраслях машиностроения
Наверх