Струновой зажим фасонного контактного провода

 

Зажим предназначен для использования в контактной сети электрических железных дорог и городского транспорта и выполнен в виде металлического корпуса с губками для размещения в пазах контактного провода. Расстояние между губками до монтажа выбрано меньше ширины головки контактного провода с возможностью установки зажима на головку контактного провода в наклонном положении до окончательного закрепления путем обжатия губок посредством приложения к ним сил, направленных к вершинам углов пазов контактного провода и вызывающих пластическую деформацию губок, причем зажим снабжен в верхней части головкой, предназначенной как для сопряжения с петлей струны, так и для приложения к ней при демонтаже зажима вертикального усилия с возможностью их пластической деформации с разведением их на расстояние не меньше, чем первоначальное, и имеет в нижней части поперечный паз, выполненный на высоту до низа головки зажима с возможностью размещения в нем нижней петли струны контактной подвески. При необходимости уменьшения усилия при обжатии каждая полугубка имеет дополнительный разрез снизу. Технический результат - упрощение конструкции и повышение надежности. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электрического транспорта, в частности - к контактной сети электрических железных дорог и городского электротранспорта.

Известны струновые зажимы контактного провода, выполненные из двух плашек или из хомута, закрепляемые на контактном проводе путем стягивания болтом или другим крепежным элементом губок, входящих при этом в пазы провода [1]. Известны струновые зажимы, закрепляемые на контактном проводе иными способами, например с помощью клиновидных элементов, и состоящие не менее чем из двух деталей. Такие зажимы (особенно болтовые) сложны, недостаточно надежны и имеют большую материалоемкость.

В первые годы применения электрической тяги предлагались деформируемые зажимы для подвешивания круглого контактного провода, охватывающие сверху этот контактный провод по дуге более 180 градусов [2]. Такие зажимы не нашли практического применения вследствие низкой надежности закрепления на проводе.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является подвесной зажим контактной подвески электрических железных дорог, устанавливаемый на фасонном контактном проводе и выполненный в виде металлического корпуса с предназначенными для размещения в пазах указанного контактного провода губками с возможностью закрепления его путем обстукивания или обжатия губок, т. е. посредством приложения к ним сил, направленных к вершинам углов пазов контактного провода и вызывающих пластическую деформацию губок [3].

Указанный зажим обладает большой массой и большими размерами, сложен в эксплуатации, при монтаже требуется применение специального сложного оборудования, не предназначен для демонтажа, поэтому он также не нашел широкого практического применения.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности при упрощении конструкции и минимизации массы, обеспечение необходимой пластичности при неоднократных установке и снятии зажима для его многократного использования, а также достижение удобства в эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что струновой зажим для фасонного контактного провода цепной контактной подвески электрических железных дорог выполнен в виде одной детали - металлического корпуса с губками (форма которых соответствует форме пазов контактного провода), предназначенными для размещения их в пазах указанного контактного провода, минимальное расстояние между которыми до монтажа зажима может быть меньше ширины головки контактного провода, но при котором зажим может быть установлен на головку контактного провода в наклонном положении, максимальное - не более ширины контактного провода. Закрепление зажима на контактном проводе производится путем обжатия губок до упора посредством приложения к ним сил, направленных к вершинам углов пазов контактного провода и вызывающих пластическую деформацию губок. Зажим снабжен в верхней части головкой, сопрягающейся с петлей струны, которая может быть также использована для приложения к ней при демонтаже зажима вертикального усилия для достижения пластической деформации губок с разведением их на расстояние, не меньшее чем у нового зажима. Зажим имеет в нижней части поперечный паз, выполненный на высоту до низа головки зажима с возможностью размещения в нем нижней петли струны контактной подвески, в том числе с коушем.

Струновой зажим может быть изготовлен из профильного прутка, полученного прессованием из меди или медного сплава так, чтобы твердость его была в пределах 75 - 95 единиц по Бринеллю, при этом длина каждой полугубки выбрана в пределах 6 - 13 мм, а суммарная длина полугубок с каждой стороны выбрана в пределах 12 - 26 мм по условию прочности закрепления.

На фиг. 1а и 1б показан струновой зажим, закрепленный на фасонном контактном проводе.

Зажим состоит из корпуса 1 с губками 2, которые введены в пазы 3 фасонного контактного провода 4 в результате приложения к ним горизонтального усилия P1, вызвавшего пластическую деформацию этих губок с возможностью совпадения по крайней мере одной грани губок с гранью паза контактного провода после завершения установки зажима. Расстояние 5 между губками до установки зажима может быть меньше ширины головки 6 контактного провода. Зажим имеет в нижней части поперечный паз 7, выполненный с возможностью размещения в нем петли 8 диаметром 9 звена струны 10, соответствующим геометрическим размерам зажима, в т. ч. снабженной коушем. Суммарная длина полугубок 11 зажима и твердость материала, из которого он изготовлен, подобраны с возможностью обеспечения как прочности закрепления зажима на проводе при приложении расчетной вертикальной нагрузки на струну, так и возможности осуществления закрепления его на проводе с помощью стандартного ручного инструмента. Зажим имеет головку 6, предназначенную как для сопряжения с петлей 8 струны, так и для приложения к ней и к контактному проводу усилия P2, достаточного для разведения губок на расстояние, не меньшее чем у нового зажима, снятия благодаря этому зажима с контактного провода и использования его повторно. На фиг. 2а и 2б показано, каким образом может быть осуществлен соответственно монтаж и демонтаж зажима.

Зажим изготовляется из профильного прутка, полученного горячим прессованием из меди и ее сплавов. Твердость материала зажима в пределах 75 - 95 НВ подбирается определенным режимом прессования и скоростью охлаждения полученного прутка.

С целью снижения усилия обжатия губок при монтаже зажима на контактном проводе каждая пара полугубок 11 может быть выполнена с показанными на фиг. 3 дополнительными вертикальными разрезами 12 с возможностью раздельного обжатия половины 13 каждой пары полугубок 11.

Монтаж зажима на контактном проводе выполняется в следующем порядке: в паз зажима заводят петлю звеньевой струны, снабженную или не снабженную (по усмотрению пользователя) коушем; зажим со струной или ее нижним звеном ставят на головку контактного провода и покачиванием зажима опускают его до положения упора свода зажима в головку провода или губок зажима в нижнюю грань паза провода; поддерживая зажим в таком положении одной рукой, второй рукой сжимают последовательно одну и другую пару полугубок зажима, образованных пазом этого зажима, с помощью инструмента типа пассатижей или тисочков до завершения пластической деформации губок зажима. При этом свод зажима приподнимается над головкой контактного провода, а вершины углов губок и пазов практически совпадают.

Для демонтажа может использоваться тот же инструмент, что и для монтажа, или же вертикальное усилие для разведения губок зажима получается ударом молотка по головке зажима при предварительном приложении к поверхности трения контактного провода металлической плитки - "наковаленки".

Небольшое перемещение зажима по контактному проводу может быть осуществлено постукиванием молотка по торцу зажима с последующим дожатием губок упомянутым инструментом.

Источники информации 1. Ю.И.Горошков "Контактная сеть", М.: Транспорт, 1981 г., 71 с.

2. Патент Германии N 139986, 1903 г.

3. Патент Великобритании N 160852, 1921 г.

Формула изобретения

1. Струновой зажим цепной контактной подвески электрических железных дорог, устанавливаемый на фасонном контактном проводе и выполненный в виде металлического корпуса с предназначенными для размещения в пазах указанного контактного провода губками с возможностью закрепления его путем обжатия губок посредством приложения к ним сил, направленных к вершинам углов пазов контактного провода и вызывающих пластическую деформацию губок, отличающийся тем, что расстояние между губками до монтажа зажима меньше ширины головки контактного провода с возможностью установки зажима на эту головку в наклонном положении при установке его на контактном проводе до окончательного закрепления, причем зажим выполнен с головкой в верхней части, предназначенной для сопряжения с петлей струны и для приложения к ней при демонтаже зажима вертикального усилия с возможностью пластической деформации губок с разделением их на расстояние, не меньшее первоначального, и имеет в нижней части поперечный паз, выполненный на высоту до низа головки зажима с возможностью размещения в нем нижней петли струны контактной подвески.

2. Зажим по п.1, отличающийся тем, что губки выполнены с возможностью совпадения их углов с углами пазов после завершения обжатия.

3. Зажим по п.2, отличающийся тем, что он изготовлен из профильного прутка, полученного горячим прессованием из меди или медных сплавов с твердостью в пределах 75 - 95 единиц Бринелля, при этом длина каждой полугубки выбрана в пределах 8 - 13 мм, а суммарная длина полугубок с каждой стороны выбрана не меньшей 16 мм.

4. Зажим по п.2, отличающийся тем, что каждая пара полугубок выполнена с дополнительными вертикальными разрезами с возможностью раздельного обжатия половины каждой пары полугубок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а имено к зажиму для проводов контактной подвески

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрооборудованию транспорта

Изобретение относится к зажимам для соединения токопроводящей струны с проводом цепной подвески контактной сети

Изобретение относится к арматуре контактных сетей электрических железных дорог

Изобретение относится к арматуре крепежных зажимов и может найти применение при монтаже и ремонте контактной сети постоянного и переменного тока ж

Изобретение относится к электрическим железным дорогам, предназначено для подключения питающих проводов контактных сетей и воздушных линий

Изобретение относится к области электрификации железных дорог
Наверх