Летательный аппарат

 

Изобретение относится к авиастроению и может использоваться для создания летательных аппаратов, обладающих свойствами самолета, вертолета и аппарата на воздушной подушке. Летательный аппарат имеет корпус дискообразной формы с кабиной, нагнетатель воздуха, встроенный в корпус, двигатель, каналы всасывания и нагнетания. Каналы всасывания сообщены с атмосферой через сопла, выполненные со стороны верхней поверхности вокруг кабины. Выход из нагнетателя имеет возможность сообщения через переключающий направляющий аппарат каналами нагнетания со щелевыми каналами, выполненными по окружности с нижней стороны корпуса и направленными под его центр, или с соплами, находящимися в горизонтальной плоскости. На входе во всасывающую полость нагнетателя воздуха установлен направляющий аппарат с возможностью изменения проточной величины его каналов для управления летательным аппаратом по тангажу и крену. Переключающий направляющий аппарат на выходе из нагнетателя воздуха выполнен с возможностью изменения проточной величины его каналов для управления летательным аппаратом по его курсу. Технический результат реализации изобретения состоит в создании летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой, имеющего простую и безопасную конструкцию, хорошую управляемость, высокую надежность и низкую стоимость его эксплуатации. 1 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам, обладающим одновременно свойствами самолета, вертолета и аппарата на воздушной подушке.

Известен комбинированный самолет вертикального взлета и посадки (патент Российской Федерации 2061625, B 64 C 27/00), содержащий все основные элементы самолета и вертолета, выполненные по одновинтовой схеме с рулевым, тянущим и двухлопастным несущим винтами, последний из которых убирается в полете. Недостатком указанного аппарата является сложность конструкции, наличие многочисленных узлов и деталей.

Известен также аппарат на воздушной подушке (патент Российской Федерации 40.363. МКПО-12), имеющий два режима эксплуатации - самолетный и аппарата на воздушной подушке. Аппарат на воздушной подушке имеет сложную конструкцию, высокую стоимость при изготовлении и в эксплуатации.

Аналогом изобретения выбран летательный аппарат (патент Российской Федерации 2061627, B 64 C 29/00), имеющий встроенные в корпус нагнетатели воздуха, которые создают подъемную силу на кольцевом крыле, а горизонтальное движение аппарат получает от сопел с возможностью изменения направления движения с помощью рулевых щитов. Указанный летательный аппарат имеет малоэффективную управляемость, невысокую горизонтальную скорость и низкую надежность.

Целью изобретения является создание летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой, имеющего простую и безопасную конструкцию, хорошую управляемость, высокую надежность и низкую стоимость в эксплуатации.

Указанная цель достигается конструкцией летательного аппарата, приведенной на прилагаемом чертеже. Предлагаемый летательный аппарат содержит корпус 1, нагнетатель воздуха 3, приводимый двигателем 4, расположенные под кабиной 2, сопла 5, выполненные со стороны верхней поверхности дискообразного корпуса 1 вокруг кабины 2, которые соединены каналами 6 через направляющий аппарат 7 со всасывающей полостью 12 нагнетателя 3. На выходе из нагнетателя 3 встроен переключающий направляющий аппарат 8, который подает поток воздуха через каналы нагнетания 9 в щелевые каналы 10, выполненные по окружности с нижней стороны корпуса, выход которых направлен под центр корпуса или через каналы нагнетания 11 и 13 в сопла 14, выполненные в горизонтальной плоскости корпуса летательного аппарата.

Устройство работает следующим образом. При включении двигателя 4 нагнетатель воздуха 3 засасывает из атмосферы воздух по каналам 6 через сопла 5, при этом возникает подъемная сила, определяемая площадью сопел и давлением воздуха за устьем сопел, а также возникает дополнительная подъемная сила вследствие отсоса пограничного слоя воздуха с верхней поверхности корпуса в зонах, прилегающих к соплам 5. Далее поток воздуха нагнетается через направляющий аппарат 8 и каналы 9 в щелевые каналы 10 и фокусируется под центром нижней поверхности корпуса 1, образуя зону избыточного давления, что дает дополнительную подъемную силу. Управление по крену и тангажу летательного аппарата осуществляется изменением подъемной силы на соответствующие части поверхности корпуса 1 путем воздействия ручкой управления 16 на проточную величину каналов в направляющем аппарате 7.

После подъема летательного аппарата поток воздуха частично или полностью под воздействием рычага 17 на переключающий направляющий аппарат 8 подается по каналам 11 и 13 к соплам 14, истекая через которые поток воздуха передает летательному аппарату движение. Управление летательным аппаратом по курсу осуществляется воздействием от педалей 15 на проточную величину каналов в направляющем аппарате 8, изменяя тем самым соотношение расходов воздуха в соплах 14.

Формула изобретения

Летательный аппарат, содержащий корпус дискообразной формы с кабиной, нагнетатель воздуха, встроенный в корпус, двигатель, каналы всасывания и нагнетания, отличающийся тем, что каналы всасывания к нагнетателю воздуха соединены с атмосферой через сопла, выполненные со стороны верхней поверхности корпуса вокруг кабины, выход из нагнетателя выполнен с возможностью сообщения через переключающий направляющий аппарат каналами нагнетания со щелевыми каналами, выполненными по окружности с нижней стороны корпуса и направленными под центр корпуса, или с соплами, выполненными в горизонтальной плоскости, при этом на входе во всасывающую полость нагнетателя воздуха установлен направляющий аппарат с возможностью изменения проточной величины его каналов для управления летательным аппаратом по тангажу и крену, а упомянутый переключающий направляющий аппарат на выходе из нагнетателя воздуха выполнен с возможностью изменения проточной величины его каналов для управления летательным аппаратом по его курсу.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации и может найти применение в различных сферах

Изобретение относится к летательным аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для создания новых типов многофункциональных летательных аппаратов

Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасания людей, терпящих бедствие на воде
Изобретение относится к авиации и касается технологии выполнения вертикального взлета скоростным летательным аппаратом

Самолет // 2120394
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании самолетов с улучшенными характеристиками

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования лопастей несущих винтов с регулируемым диаметром

Вертолет // 2128130

Изобретение относится к авиации, а именно к воздушно-реактивным двигателям для установки на концах лопастей и может широко применяться для привода воздушных винтов различных летательных аппаратов, судов на воздушной подушке и т.д.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании вертолетов с расширенными функциональными параметрами

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании вертолетов с расширенными функциональными параметрами

Изобретение относится к транспортирующим передающим устройствам на воздушной подушке и может быть использовано в машиностроении, в автоматизированных (например, робототехнологических комплексах)
Наверх