Учебное пособие по теории музыки

 

Учебное пособие по теории музыки, включающее для повышения удобства в пользовании и для ускорения процесса обучения два одинаковых по содержанию поля основания линейки, верхнее и нижнее, на которых нанесены в объеме двух октав имена звуков темперированного строя в новой 12-слоговой именации, при этом новые слоги звуков, соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темном фоне, а на движок римскими цифрами нанесены обозначения последовательности семи ступеней звукорядов мажорного, верхний ряд, и семи ступеней минорного, нижний ряд. 2 ил.

Данное учебное пособие служит облегчению ориентации учащихся в различных ладах и тональностях при изучении теории музыки.

Известно "Учебное пособие по теории музыки" по авторскому свидетельству СССР N 242653, кл. G 09 B 15/02, 25.04.1969 г. (1), которое способствует облегчению процесса обучения теории музыки.

Однако зональный принцип распределения абсолютных названий звуков, нанесенных на движок линейки, связанный с традиционной 7-ми слоговой именацией звуков, приводит к усложнению восприятия информации в процессе обучения и не может быть применен при использовании и обучении по новому "Методу нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд Белецкого"), заявка на данное изобретение N 97106127/12 от 15 апреля 1997 года.

Целью предлагаемого изобретения является создание нового учебного пособия в виде аналогичной известной линейки для использования в процессе обучения на основе нового "Метода нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд Белецкого").

Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем. В отличие от аналога, наименования 12-ти звуков нового "Метода нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации ("хроморяд Белецкого")" нанесены в объеме двух октав на основание верхнего и нижнего полей линейки (Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа). Новые слоговые имена звуков (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу), соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темной фоне. На движок нанесены цифровые (римскими цифрами) обозначения ступеней звукоряда мажорного, минорного, а также и малоупотребительных на практике уменьшенного и увеличенного ладов.

Ближайшим аналогом предлагаемому изобретению можно принять "Учебное пособие по теории музыки" по а.с. СССР N 242653 (1).

На фиг. 1 изображено предлагаемое пособие в положении движка по отношению к основанию линейки, устанавливающего первую (I) ступень этих ладов напротив звука Фа и показывающее (позволяющее определить) слоговые наименования остальных ступеней в звукорядах мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного ладов.

На фиг. 2 изображено предлагаемое пособие, показывающее слоговые наименования ступеней в звукорядах мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного ладов при изменении положения движка по отношению к основанию линейки и расположению первой (I) ступени напротив другого звука, например - "Ту".

Предлагаемое пособие состоит из основания линейки 1 и движка 2. На двух одинаковых по содержанию полях основания линейки 1 (верхнем и нижнем)) нанесены в объеме двух октав имена звуков темперированного строя в новой 12-ти слоговой именации (Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа). Новые слоги звуков (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу), соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темном фоне.

на движок 2 нанесены обозначения римскими цифрами последовательности семи ступеней звукорядов мажорного (верхний ряд) и семи ступеней минорного (нижний ряд) ладов с обозначением внутриладовой степени их устойчивости путем графического написания жирным шрифтом устойчивых ступеней (I, III, V), лежащих в основе этих ладов, и наклонным курсивом - неустойчивых ступеней (II, IV, VI, VII). Кроме этого, главные ступени мажорного и минорного ладов - Тоника, Субдоминанта, Доминанта, дополнительно обозначены латинским шрифтом (T, S, D). Под строкой ступеней мажорного лада нанесена римскими цифрами строка звукоряда шестиступенного увеличенного лада (I, II, III, IV, V, VI), неустойчивость которого, созданная соотношением I, III, V ступеней, выделенных жирным написанием, обозначена курсивом. Над строкой минорного лада расположена строка звукоряда восьмиступенного уменьшенного лада (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII), неустойчивость которого, созданная соотношением I, III, V, VII ступеней, выделенных жирным написанием, также обозначена курсивом.

Предлагаемая линейка работает следующим образом. Для нахождения в определенной тональности имени какой-либо ступени обучающийся (или преподаватель) устанавливает путем передвижения движка 2 обозначение первой (I) ступени напротив нанесенного на основание линейки 1 выбранного имени звука, например "Ту". В результате чего обучаемый моментально и наглядно может увидеть (определить) слоговое наименование любой ступени в звукоряде каждого из ладов, нанесенных на движок линейки. Соотношения слоговых наименований звуков к ступеням различных ладов в данном примере выражены в приведенных ниже таблицах.

Использование предлагаемой линейки на основе 12-ти слоговой именации позволяет: избежать многочисленные переименования высот звуков, неизбежно возникающие при пользовании традиционной 7-ми слоговой именацией звуков при смене ладов и тональностей в темперированном строе; упростить ориентацию во всех ладах и тональностях; многократно ускорить процесс обучения.

Литература: 1. "Учебное пособие по теории музыки", описание изобретения к а.с. СССР N 242653, кл. G 09 B 15/02, опубликовано в БИ N 15, 25.04.1969 г.

Формула изобретения

Учебное пособие по теории музыки, выполненное в виде линейки, имеющей основание с нанесенными на нем мажорной и минорной ладовыми шкалами и движок с нанесенными на нем абсолютными названиями звуков по зональному принципу, отличающееся тем, что на двух одинаковых по содержанию полях основания линейки, верхнем и нижнем, нанесены в объеме двух октав имена звуков темперированного строя в новой 12-слоговой именации (Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си, До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа), при этом новые слоги звуков (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу), соответствующие черным клавишам фортепиано, расположены соответственно на темном фоне, а на движок римскими цифрами нанесены обозначения последовательности семи ступеней звукорядов мажорного, верхний ряд, и семи ступеней минорного, нижний ряд ладов, с обозначением внутриладовой степени их устойчивости путем графического написания жирным шрифтом устойчивых ступеней (I, III, V), лежащих в основе этих ладов и наклонным курсивом - неустойчивых ступеней (II, IV, VI, VII), а также нанесены латинским шрифтом обозначения главных ступеней данных ладов (T - Тоника, S - Субдоминанта, D - Доминанта), кроме того, в дополнении к этим ладам на движок нанесены: под строкой мажорного - строка шестиступенного звукоряда увеличенного лада (I, II, III, IV, V, VI), неустойчивость которого, созданная соотношением I, III, V ступеней, выделенных жирным написанием, обозначена курсивом, и над строкой минорного - строка восьмиступенного звукоряда уменьшенного лада (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII), неустойчивость которого, созданная соотношением ступеней I, III, V, VII, выделенных жирным написанием, также обозначена курсивом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к абстрактно-наглядному представлению системы музыкальной грамоты, в котором для его универсализации используют цветопсихологические обозначения в виде ассоциированных звуков с цветными кружочками или иными фигурами цвета радуги или разложения дневного света в одну линию сверху для правой руки, а снизу - для левой

Изобретение относится к устройству для обучения игре на клавишном музыкальном инструменте

Изобретение относится к обучающим пособиям , а также к развлечениям

Изобретение относится к демонстрационным обучающим устройствам и может быть использовано при изучении музыкальной грамоты

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов

Изобретение относится к музыкальному контроллеру, то есть к устройству такого типа, которое включает ряд клавиш, которые обеспечивают возможность ввода данных в компьютер или цифровое устройство, и которое с помощью указанных устройств может использоваться в качестве музыкальных инструментов

Изобретение относится к средствам для осуществления музыкального письма и записи музыкальных текстов путем записи музыкальных, в том числе нотных, знаков в различных системах координации этих знаков, в том числе на нотном стане. Способ осуществления музыкального письма, включающий ввод знаков музыкального письма, преобразование сигналов ввода и визуализацию их в виде музыкального текста и обеспечивает возможность прямого ввода знаков высотности звуков, ввод знаков музыкального письма осуществляют с помощью устройства ввода, снабженного совокупностью элементов управления, с помощью которых обеспечивают возможность ввода каждого знака музыкального письма путем непосредственного воздействия на соответствующий элемент управления, причем все параметры записываемых музыкальных звуков (высота, длительность, громкость, штрих и др.) представлены на элементах управления именно теми символами, которые приняты в нотном письме. Осуществление ввода знаков музыкального, в том числе нотного, письма осуществляется с максимальной простотой, удобством и скоростью, не требует овладения специальными навыками, кроме владения музыкальным, в том числе нотным, письмом. Обеспечивается возможность создания музыкальных текстов любого формата, любого предназначения, любой степени сложности и законченности с равной степенью легкости и удобства в любой системе нотации. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх