Двигатель внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств. Двигатель содержит по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами. Двигатель оснащен системой переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами при вращении коленчатого вала в одном направлении, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами. Технический результат - упрощение конструкции двигателя. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, и может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств.

Известен двигатель внутреннего сгорания (см. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. В.П.Алексеев, В.Ф.Воронин, Л.В.Грехов и др. ; под общ. ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова - 4-е изд., перераб. и доп. -М. Машиностроение, 1990- с, 224-227).

Данный двигатель содержит картер с масляной ванной, масляный насос, прикрепленный к передней стенке картера и соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами. Недостаток этого двигателя состоит в том, что масляный насос нагнетает масло при вращении только в одном направлении и что при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное требуется его замена на масляный насос с противоположным направлением вращения или необходимо изменить конструкцию привода масляного насоса. Оба эти варианта сложны в конструктивном исполнении, что ограничивает сферу применения данного двигателя. Кроме того, конструкция масляного насоса увеличивает габаритные размеры двигателя.

Известен двигатель внутреннего сгорания (см. Патент СССР N 670238, F 01 M 1/02, опубл. 05.07.79). Этот двигатель содержит картер, в котором установлен вал, вращающийся с помощью шестерни от коленчатого вала, расположенный в расточке картера масляный насос, выполненный за одно целое с подшипником вала. Масляный насос содержит ротор, установленный на валу, крышку, которая крепится на картере и центрируется с корпусом насоса шпилькой. В крышке выполнены выемки, образующие всасывающий и нагнетательный трубопроводы.

Однако и такое конструктивное выполнение двигателя не обеспечивает изменения направления вращения коленчатого вала без замены масляного насоса или его привода, что усложняет конструкцию двигателя и ограничивает сферу его применения.

Задачей, решаемой изобретением, является упрощение конструкции двигателя и расширение сферы его применения путем изменения направления вращения коленчатого вала на противоположное.

Поставленная задача решается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами с помощью системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами.

Применение на двигателе системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями, не требует замены масляного насоса при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное, при этом необходима лишь перестановка цилиндрической проставки. Такое конструктивное решение существенно упрощает конструкцию двигателя, снижает стоимость его изготовления и расширяет сферу применения.

На фиг. 1 дан общий вид картера двигателя с масляным насосом.

На фиг. 2 - вид на торцевую поверхность расточки картера под масляный насос и всасывающий и нагнетательный трубопроводы.

На фиг. 3 - проставка для масляного насоса двигателя с вращением коленчатого вала по часовой стрелке.

На фиг. 4 - проставка для масляного насоса двигателя с вращением коленчатого вала против часовой стрелки.

На фиг. 5 - вид на крышку масляного насоса.

Двигатель внутреннего сгорания содержит картер 1 с масляной ванной 2, в расточке 3 картера 1 установлен масляный насос 4, приводимый во вращение от коленчатого вала через шестеренчатую передачу, соединенный с всасывающим 5 и нагнетательным 6 трубопроводами посредством системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки 7 с фигурными прорезями 8 и 9 и установленной между крышкой 13 масляного насоса 4 и торцевой поверхностью 16 расточки 3. При этом в случае вращения коленчатого вала двигателя по часовой стрелке всасывающее отверстие 14 крышки 13 сообщено через прорезь 8 проставки 7 и отверстие 17, выполненное в стенке картера, прилегающей к торцевой поверхности 16 расточки 3 с всасывающим трубопроводом 5, а нагнетательное отверстие 15 крышки 13 сообщено через прорезь 9 проставки 7 и отверстие 18, выполненное в той же стенке, с нагнетательным трубопроводом 6.

В случае вращения коленчатого вала против часовой стрелки вместо проставки 7 на двигатель устанавливается проставка 10 с прорезями 11 и 12. При этом нагнетательное отверстие 11 крышки 13 сообщено через прорезь 11 проставки 10 и отверстие 17, выполненное в стенке картера, сообщено с всасывающим трубопроводом 5, а всасывающее отверстие 14 крышки 13 сообщено через прорезь 12 проставки 10 и отверстие 18, выполненное в той же стенке, с нагнетательным трубопроводом 6.

Двигатель работает следующим образом. При вращении коленчатого вала по часовой стрелке масло из масляной ванны 2 через всасывающий трубопровод 5, отверстие 17 и прорезь 8 проставки 7 поступает через всасывающее отверстие 14 крышки 13 в полость масляного насоса 4 и далее нагнетается через нагнетательное отверстие 15 крышки 13, прорезь 9 проставки 7 и отверстие 18 в нагнетательный трубопровод 6, по которому поступает к потребителям системы смазки.

Для работы двигателя с вращением коленчатого вала против часовой стрелки устанавливается проставка 10 с прорезями 11 и 12. При этом масло из масляной ванны 2 через всасывающий трубопровод 5, отверстие 17 и прорезь 11 проставки 10 поступает через нагнетательное отверстие 15 крышки 13 в полость масляного насоса 4 и далее через всасывающее отверстие 14, прорезь 12 проставки 10 и нагнетательный трубопровод 6 подается к потребителям системы смазки.

Экспериментальные исследования опытных образцов двигателей показали их высокую надежность.

Предложенный двигатель существенно проще по конструкции, дешевле в изготовлении, имеет более широкую сферу применения по сравнению с аналогичными двигателями.

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами, отличающийся тем, что двигатель оснащен системой переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами при вращении коленчатого вала в одном направлении, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 20.08.2005        БИ: 23/2005

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Дронов Евгений Анатольевич, Эфрос Виктор Валентинович, Бессонов Анатолий Николаевич, Платонов Николай Львович, Белов Владимир Владимирович, Плешанов Альберт Александрович, Панов Виктор Васильевич, Меркулов Александр Николаевич

Вид лицензии*: ИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Акционерная Компания "Туламашзавод"

Характер внесенных изменений (дополнений):Уточнен размер лицензионных выплат

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 30.03.2006 № РД0007823

Извещение опубликовано: 20.09.2010        БИ: 26/2010

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фильтрам для очистки моторного масла в двигателях внутреннего сгорания и может быть использовано при очистке вязких органических жидкостей (глицерин, парафин и др.)

Изобретение относится к двигателестроению, а именно, к системам смазки ДВС и позволяет повысить надежность работы двигателей

Изобретение относится к устройствам смазочных систем двигателей

Изобретение относится к устройствам для фильтрации жидких сред по меньшей мере с твердой дисперсной фазой

Изобретение относится к двигателестроению и повышает надежность узла шатунного подшипника путем исключения отбора масла из его нагруженной зоны

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к устройствам смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для работы в системах смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к бензиновым двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано для очистки масла как на двигателях, находящихся в эксплуатации, так и на вновь проектируемых двигателях

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для очистки картерного масла ДВС

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к фильтрам для очистки топлива в дизельных двигателях

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазки узлов трения, и может быть использовано в нефтехимической промышленности, а также в судовой технике, где используются турбокомпрессорные агрегаты

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к фильтрам для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к фильтрам для очистки топлива в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автотракторного двигателестроения, а именно к смазочным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств

Наверх