Способ получения прессового соединения полых цилиндрических деталей

 

Способ может быть использован при получении прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов. На сопрягаемых поверхностях соединяемых деталей выполняют сквозные продольные прорези. Детали соединяют с относительным смещением прорезей в окружном направлении на угол o= n45, где n = 1,3,5,7. Затем измеряют фактическую нагрузку распрессовки и определяют ее отклонение от заданного значения. После этого корректируют нагрузку распрессовки путем относительного корректирующего сдвига деталей в окружном направлении на угол 45°. В результате повышается точность воспроизведения заданной нагрузки распрессовки. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов.

Известен способ получения прессового соединения полых цилиндрических деталей, включающий сборку деталей (SU 449798 A, 15.11.74, B 23 P 11/02).

Недостатком способа является недостаточная точность воспроизведения заданной нагрузки распрессовки.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение точности воспроизведения заданной нагрузки распрессовки.

Для решения поставленной задачи в известном способе получения прессового соединения полых цилиндрических деталей, включающем сборку деталей, на сопрягаемых поверхностях соединяемых деталей выполняют сквозные продольные прорези, а сборку деталей проводят с относительным смещением прорезей в окружном направлении на угол o= n45, где n = 1, 3, 5, 7, после чего измеряют фактическую нагрузку распрессовки, определяют ее отклонение от заданного значения и корректируют нагрузку распрессовки путем относительного корректирующего сдвига деталей в окружном направлении на угол 45o.

Выполнение сквозных продольных прорезей на обеих деталях существенно снижает радиальную жесткость прессового соединения. Поэтому обеспечивается возможность получения низких значений усилий распрессовки при повышенных значениях радиальных натягов. Тем самым обеспечивается расширение диапазона заданных нагрузок распрессовки при повышенной точности их воспроизведения. Каждая из установленных в прессовое соединение деталей со сквозной продольной прорезью имеет в поперечном сечении форму эллипса с большей осью, проходящей через прорезь. Поэтому при совмещении прорезей или их развороте на 180o втулки контактируют по всей сопрягаемой поверхности, а при развороте прорезей друг относительно друга на 90o или 270o площадь контактирования уменьшается, уменьшается радиальное усилие, а следовательно, и усилие распрессовки (что подтверждается и экспериментальными данными). Это позволяет путем взаимного разворота прорезей обеспечить точное воспроизведение заданной нагрузки распрессовки.

Изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 показана идеализированная зависимость нагрузки распреcсовки Np от угла взаимного разворота прорезей.

На фиг. 2 показана полученная из графика фиг. 1 зависимость корректирующего отклонения N = Nрф-Npo от углового корректирующего смещения к. Как видно из фиг. 1, зависимость Np() определяется соотношением: Np= Npo+Nmcos2, (1) где Npo - значение нагрузки распрессовки при o= n45, n = 1, 3, 5, 7; Nm - максимальное отклонение нагрузки распрессовки от значения Npo при = 0o и 180o; -Nm - максимальное отклонение нагрузки распрессовки от значения Npo при = 90 и 270o.

Зависимость Np() представляет собой наложенную на горизонтальную прямую Npo = const косинусоиду с амплитудой Nm и периодом 180o. Максимумы (Npo+Nm) и минимумы (Npo-Nm) у такой косинусоиды повторяются через половину периода (90o), поэтому корректировка усилия распрессовки может производиться лишь в пределах 90o. Из графика фиг. 1 также следует, что в зависимости от величины усилие распрессовки в пределах 90o или уменьшается от максимума до минимума (при n = 1, 5), или увеличивается от минимума до максимума (при n = 3, 7), проходя через среднее значение при = o через каждые 45o. Поэтому сборка прессового соединения должна проводиться с начальным взаимным смещением прорезей на угол = n45 (где n = 1, 3, 5, 7), что позволит затем путем увеличения или уменьшения угла o в пределах 45o корректировать (увеличивать или уменьшать) полученную в результате сборки нагрузку распрессовки.

На фиг. 1 для случая сборки деталей с начальным взаимным смещением прорезей на угол o = 145o = 45o и заданным значением усилия распрессовки Nрэ = Nро показаны полученные в результате сборки фактические значения усилия распрессовки N'рф > Nро и N''рф < Nро и соответствующие им фактические отклонения которые должны затем уменьшаться (N 0) путем корректирующего взаимного сдвига деталей на угол к для увеличения или уменьшения угла o. Показанная на фиг. 2 зависимость N(к) - корректирующего отклонения N = Nрф-Nро от углового корректирующего смещения к в пределах 45 - легко получается из выражения (1). Вычитая из левой и правой частей выражения (1) значение Nро и учитывая, что к= o- = n45-, где n = 1, 3, 5, 7, получим: N = Nmsin2к, (2) откуда
к= 1/2arcsin(N/Nm); (3)
при n = 3, 7
N = -Nmsin2к, (4)
откуда
к= -1/2arcsin(N/Nm) (5)
Способ осуществляют следующим образом.

На сопрягаемых поверхностях полых цилиндрических деталей выполняют по одной продольной прорези.

Сборку прессового соединения проводят следующим образом.

Производят запрессовку втулок путем приложения осевой нагрузки или другим способом. При этом обеспечивают относительное смещение прорезей на угол o= n45, где n = 1, 3, 5, 7. Как видно из фиг. 1, при этом заданное значение нагрузки распрессовки Nрэ = Nро. Угол o выбирают в зависимости от конструктивных и других особенностей прессового соединения.

Правильно выбрать значение o весьма важно, т.к. практические зависимости могут отличаться от идеализированных, показанных на фиг. 1, 2 для пояснения сущности изобретения (например, возможно, что Nm(o) const,
Измеряют фактическую нагрузку распрессовки Nрф одним из методов неразрушающего контроля (например, [4]). Определяют отклонение N = Nрф-Nрэ= Nрф-Npo и в зависимости от его знака и величины производят корректировку величины Nр относительным корректирующим сдвигом деталей в окружном направлении на угол к в диапазоне 45. Как следует из фиг. 1, 2 и соотношений (3), (5):
- для o= 45o и 225o, если N > 0, корректирующий сдвиг производят в сторону увеличения угла (к> 0), а если N < 0 - в сторону уменьшения угла (к< 0);
- для o= 135o и 315o, если N > 0, к< 0, а если N < 0, к> 0.
В зависимости от конструктивных и технологических особенностей прессового соединения корректирующий сдвиг деталей осуществляют либо в собранном соединении, либо соединение разбирают, а после корректирующего сдвига собирают повторно. При необходимости реализации с высокой точностью заданного усилия распрессовки может быть проведено несколько корректирующих сдвигов.

Изобретение иллюстрируется следующим примером.

Прессовое соединение, содержащее две полых цилиндрических детали с продольными сквозными прорезями, используется в устройстве для гашения вибраций.

Величина Nрэ = Nро = 5 кг. По статистическим данным значение Nm= 1 кг. Запрессовка производилась при o = 45o путем приложения осевого усилия, величина Nрф измерялась по методу [4] и составила 5,3 кГ. Определялось отклонение N = 5,3 - 5 = 0,3 кГ. Рассчитывалась по соотношению (3) величина углового корректирующего сдвига

Производилась корректировка Nр дополнительным разворотом деталей на 9o в сторону увеличения угла .
Использование предлагаемого способа позволяет обеспечить заданную нагрузку распрессовки в широком диапазоне значений и с высокой точностью.


Формула изобретения

Способ получения прессового соединения полых цилиндрических деталей, включающий сборку деталей, отличающийся тем, что на сопрягаемых поверхностях соединяемых деталей выполняют сквозные продольные прорези, а сборку деталей проводят с относительным смещением прорезей в окружном направлении на угол o= n45, где n = 1, 3, 5, 7, после чего измеряют фактическую нагрузку распрессовки, определяют ее отклонение от заданного значения и корректируют нагрузку распрессовки путем относительного корректирующего сдвига деталей в окружном направлении на угол 45o.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к восстановлению соединений с натягом типа "вал-втулка", и может быть использовано при соединении неподвижных соединений

Изобретение относится к холодной обработке металлов пластическим деформированием и может быть использовано, например, для изготовления лейнеров для цилиндров штанговых нефтяных насосов

Изобретение относится к обработке материалов давлением с использованием энергии электрического взрыва проводника и касается, в частности, запрессовки стальных втулок в глухое отверстие блока цилиндров двигателей, изготовленных из алюминиевого сплава

Изобретение относится к области механосборочных работ, в частности к способам неподвижного соединения деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении

Изобретение относится к способу фиксации металлических деталей от проворачивания вокруг оси крепления и может быть использовано в различных областях техники и машиностроения, например для фиксации пружинного зажима и акустического сигнализатора износа на колодке дискового тормоза автомобиля

Изобретение относится к работам по сборке поршней двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при ремонте и восстановлении поршней

Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники в полевых условиях войсковыми ремонтными службами

Изобретение относится к оборудованию для обработки металлов давлением, конкретно к конструкциям составных цилиндрических матриц с бандажным кольцом

Изобретение относится к области общего машиностроения, в частности к разработке технологии изготовления разборных соединений деталей машин с использованием эффекта памяти формы

Изобретение относится к маховикам, состоящим из двух масс с возможностью вращения по отношению друг к другу посредством опоры, и к тугой посадке подшипника в/на одну из этих масс для создания опоры
Наверх