Экраноплан

 

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касаться конструирования экранопланов, выполненных по типу "летающего крыла". Экраноплан содержит стабилизирующие устройства в виде оперения и вращающегося маховика. Экраноплан также имеет приспособление для контактирования со взлетно-посадочной поверхностью. Пассажирский салон экраноплана размещен под отсеком маховика и занимает весь объем внутренней полости центроплана крыла. Вышеупомянутое приспособление для контактирования со взлетно-посадочной поверхностью может быть выполнено в виде поворотных лыж, расположенных в передней и задней части жестких лыж. Эти жесткие лыжи имеют уклон по нижней поверхности от середины к задним концам. Толщина жестких лыж к их задним концам сходит на нет. Экраноплан может быть снабжен двойным днищем, монолитно заполненным звукопоглощающим материалом, например пенопластом. Технический результат от реализации изобретения состоит в увеличении грузоподъемности, облегчении взлета и посадки экраноплана на воду и уменьшении шумообразования водой при этих режимах полета экраноплана. 2 з.п.ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, а именно экраноплана, выполненного по типу "летающего крыла".

Известен экраноплан, содержащий крыло и кормовые устройства стабилизации в виде вертикального и горизонтального оперений, а также в виде вращающегося маховика [1]. Указанный экраноплан выбирается в качестве прототипа, имеющего также приспособление для контактирования со взлетно-посадочной поверхностью, выполненное в виде двух симметрично установленных подпружиненных костылей. Указанный прототип содержит также кабину.

Конструкция прототипа хороша только для маломестного аппарата, исключающего перевозку пассажиров и грузов.

Целью настоящего изобретения является увеличение грузоподъемности аппарата. Указанная цель достигается тем, что в экраноплане, содержащем стабилизирующие устройства в виде оперения и вращающегося маховика, а также приспособление для облегчения посадки, предусмотрен пассажирский салон, размещенный под отсеком маховика.

Другой целью изобретения является облегчение взлета и посадки на воду. Указанная цель достигается тем, что приспособление для взлета и посадки выполнено в виде поворотных лыж, расположенных в передней и задней частях жестких лыж, причем последние имеют уклон по нижней поверхности от середины к задним концам, при этом толщина жестких лыж к их задним концам сходит на нет.

Еще одной целью изобретения является уменьшение шума воды при взлете и посадке. Указанная цель достигается за счет двойного днища, монолитно заполненного звукопоглощающим материалом, например, пенопластом.

На фиг. 1 показан изометрический вид экраноплана, на фиг. 2 показан его продольный разрез; на фиг. 3 - экраноплан, вид сбоку; на фиг. 4 - вид крыла экраноплана сверху со снятой обшивкой; на фиг. 5 - вид экраноплана спереди; на фиг. 6 - лыжи при начале взлета и на крейсерском режиме; на фиг. 7 - лыжи при посадке; на фиг. 8 - лыжи при взлете; на фиг. 9 - маховик, вид сверху; на фиг. 10 - маховик, вид в разрезе; на фиг. 11 - разрез днища экраноплана в направлении, перпендикулярном жесткой лыже.

Как видно из фиг. 1 - 5, экраноплан представляет собой летательный аппарат типа "летающее крыло" с двумя маршевыми двигателями 1. На нем имеется стабилизатор 2 с рулями 3 и 4 высоты и направления соответственно.

Маховик 5, свободно вращающийся, служит для стабилизации полета. Он приводится в движение частью мощности от компрессоров маршевых двигателей посредством колеса турбины 6.

В соответствии с целью изобретения маховик 5 размещен над пассажирским салоном, как показано на фиг. 2. Для облегчения взлета и для мягкой посадки по краям центроплана крыла снизу выступают жесткие лыжи 7, проходящие по всей длине экраноплана. В передней и задней части этих лыж, как показано на фиг. 6 - 8, вмонтированы поворотные лыжи 8 и 9, подпружиненные воздушными камерами 10, играющими роль амортизаторов. Поворотные лыжи имеют гидравлический привод 11.

Для облегчения образования угла атаки на крыле экраноплана при подъеме на передних поворотных лыжах 8 жесткие лыжи имеют от середины уклон, идущий на нет к задним концам.

Низ экраноплана /фиг. 11/, касающийся воды, имеет двойное днище 12, монолитно заполненное звукопоглощающим материалом 18, например пенопластом, для уменьшения шума воды при взлете и посадке. Комфорт пассажиров при размещении маховика над салоном обеспечивает мидель профиля крыла 2,5 м, поэтому, чтобы иметь с=16%, нужна длина экраноплана не менее 15 м.

Экраноплан большой грузоподъемности взлетает с поверхности воды и садится на воду, работая следующим образом.

Передние поворотные лыжи 8 имеют три положения, как показано на фиг. 6-8: убранное /фиг. 6/, посадочное /фиг. 7/ и взлетное /фиг. 8/. Задние поворотные лыжи 9 имеют два положения: убранное /фиг. 6, 8/ и посадочное /фиг. 7/. При взлете задние поворотные лыжи не участвуют в работе.

Малое погружение в воду за счет большой площади крыла обеспечивает разгон аппарата до выхода на жесткие лыжи, аппарат принимает положение под углом 30o к поверхности воды, путем поднятия передней кромки крыла, образуя тем самым угол атаки, позволяющий произвести отрыв от воды.

При взлете /фиг. 8/ гидроцилиндры 11 передних поворотных лыж 8 выдвигаются больше, чем при посадке, что обеспечивает поворот лыж 8 на те же 30o, как показано на фиг. 8, но воздушная камера 10 сжата до упора, обеспечивая необходимую жесткость лыжам 8, тем самым поднимая переднюю часть экраноплана над водой, образуя угол атаки крыла для взлета.

Мягкая посадка экраноплана осуществляется за счет выдвижения как передних поворотных лыж 8, так и задних 9 /см. фиг. 7/, которые поворачиваются на угол 30o, что снижает ударную нагрузку на днище экраноплана при контактировании с поверхностью воды /см. фиг. 6/.

В отношении технико-экономических показателей предлагаемый экраноплан имеет следующие преимущества: - большая вместимость; - наличие пассажирского салона, объединенного с крылом; - эффект уменьшения шума воды; - эффективное приспособление для облегчения взлета и посадки.

Отсутствие традиционных поплавков в предлагаемой конструкции дает возможность держать низкую воздушную подушку при больших нагрузках. Чем меньше расстояние от воды до плоскости крыла, тем плотнее воздушная подушка, следовательно, тем большая грузоподъемность.

Источники информации, принятые во внимание: 1. Патент РФ N 2106991, кл. B 60 V 1/08, 1997 г. /прототип/н

Формула изобретения

1. Экраноплан, содержащий стабилизирующие устройства в виде оперения и вращающегося маховика, а также приспособление для контактирования со взлетно-посадочной поверхностью, отличающийся тем, что в нем имеется пассажирский салон, размещенный под отсеком маховика и занимающий весь объем внутренней полости центроплана крыла.

2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что упомянутое приспособление для контактирования со взлетно-посадочной поверхностью выполнено в виде поворотных лыж, расположенных в передней и задней части жестких лыж, причем последние имеют уклон по нижней поверхности от середины к задним концам, при этом толщина жестких лыж к их задним концам сходит на нет.

3. Экраноплан по п. 1 или 2, отличающийся тем, что он снабжен двойным днищем, монолитно заполненным звукопоглощающим материалом, например пенопластом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БЛА) вертикального взлета и посадки (ВВП) и, в частности, к БЛА с тороидальным фюзеляжем и парой соосных несущих винтов, вращающихся в противоположных направлениях в кольцевом канале, образованном фюзеляжем, и обеспечивающих способность вертикального взлета и посадки

Самолет // 2132801
Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в пассажирских и транспортных самолетах

Изобретение относится к авиации и касается создания легких двухмоторных многоцветных самолетов

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при проектировании гиперзвуковых летательных аппаратов различного назначения, например пассажирских и воздушно-космических самолетов

Изобретение относится к воздухоплаванию летательных аппаратов тяжелее воздуха и может использоваться для создания космических летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационно-космической технике, точнее к устройствам, предназначенным для запуска ракет, ракет-носителей и космических кораблей или авиационных аппаратов с борта воздушного судна, относящегося к самолетам

Изобретение относится к транспортным средствам многофункционального использования и касается транспортных средств для внедорожного передвижения, в первую очередь, к аэросаням, а также аэромобилям, аэроглиссерам и летательным аппаратам специального назначения

Изобретение относится к транспорту и касается проектирования и конструирования экранопланов

Изобретение относится к транспорту и касается проектирования и конструирования экранопланов

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической подушке и может быть использовано в механизации при взлете, посадке и крейсерском режиме полета

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования морских судов, имеющих корпус тримаранного типа

Изобретение относится к транспорту и конструированию наземно-воздушных амфибийных летательных аппаратов (ЛА) типа экраноплан со взлетом и посадкой на воздушной подушке

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования наземных транспортных скоростных магистральных устройств для перевозки людей и легковесных грузов

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, а именно экраноплана, выполненного по типу "летающего крыла"

Изобретение относится к области транспортных средств на воздушной подушке и может найти применение для перевозки пассажиров и грузов в тоннелях (трубах) с высокой скоростью
Наверх