Механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем посредством накрутки. Механизм содержит корпус, рабочий вал, выполненный в виде винта, соединенного одни концом с приводом посредством шлицевой муфты. Другим концом вал связан с исполнительным органом и с шестерней рабочего вала через шпонку. Гайка, установленная в опорах корпуса, связана с валом через дополнительную кинематическую цепь, состоящую из указанной шестерни и двух зубчатых колес, установленных на дополнительном валу. Одно из колес закреплено на валу жестко, а другое установлено через механизм свободного хода, что позволяет увеличить скорость рабочего вала при холостом ходе. Это повысит производительность механизма. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, точнее - к преобразователям одного вида движения в другой и может быть использовано, например, в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем посредством накрутки.
Известен механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное, содержащий корпус, в опорах которого находится рабочий вал, выполненный в виде винта, соединенного одним концом с приводом посредством шлицевой муфты, а другим - с исполнительным органом, и гайку, установленную в опорах и связанную с рабочим валом через дополнительную кинематическую цепь, состоящую из зубчатых колес, жестко закрепленных на дополнительном валу, причем одно из зубчатых колес выполнено широким для обеспечения постоянного зацепления, и шестерни, жестко закрепленной на рабочем валу (авт. свид. СССР N 362164, кл. F 16 H 25/20, 1972). Недостатками известного механизма являются большие габаритные размеры и недостаточная величина хода рабочего органа. Ход рабочего вала определяется шириной зубчатого колеса дополнительного вала и длиной винта рабочего вала, которые заключены в корпусе механизма. С увеличением хода рабочего вала в осевом направлении пропорционально увеличивается ширина зубчатого колеса дополнительного вала и длина винта, а следовательно и осевой габарит механизма в целом, что ограничивает его применение. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное, содержащий корпус, рабочий вал, выполненный в виде винта, соединенного одним концом с приводом посредством шлицевой муфты, а другим - с исполнительным органом, и гайку, установленную в опорах корпуса и связанную с рабочим валом через дополнительную кинематическую цепь, состоящую из зубчатых колес, жестко закрепленных на дополнительном валу, причем шестерня рабочего вала снабжена опорами и скользящей шпонкой, взаимодействующей со шпоночным пазом, выполненным на рабочем валу (авт.свид. СССР N 499427, F 16 H 25/20, 1976, прототип). Однако данный механизм обладает недостаточной производительностью из-за малой скорости возвратного хода рабочего вала. Задачей изобретения является повышение скорости возвратного хода рабочего вала. Для этого механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное, содержащий корпус, рабочий вал, выполненный в виде винта, соединенного одним концом с приводом посредством шлицевой муфты, а другим - с исполнительным органом, и имеющего шпоночный паз, взаимодействующий со шпонкой в опорах корпуса шестерни рабочего вала, и гайку, установленную в опорах корпуса и связанную с рабочим валом через дополнительную кинематическую цепь, состоящую из указанной шестерни и двух зубчатых колес, установленных на дополнительном валу, одно из которых закреплено на нем жестко, а другое установлено на дополнительном валу через механизм свободного хода. Такое выполнение механизма позволяет повысить скорость возвратного движения рабочего вала, и тем самым повысить производительность механизма. На чертеже изображен предлагаемый механизм, продольный разрез. Механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное содержит корпус 1, в опорах которого находятся рабочий вал 2, установленные на этом валу шестерня 3 и гайка 4. Рабочий вал 2 выполнен в виде винта 5, имеет шпоночный паз 6, служащий для передачи крутящего момента через скользящую шпонку 7 шестерне 3, одним концом соединен с приводом (не показан) посредством подвижной в осевом направлении муфты 8 (например, шлицевой), а другим концом - с исполнительным органом. Гайка 4 выполнена в виде шестерни и связана с рабочим валом 2 через дополнительную кинематическую цепь, состоящую из зубчатых колес 9 и 10, одно из которых (например, колесо 9) жестко закреплено на дополнительном валу 11, а также шестерни 3. Механизм работает следующим образом. Вращательное движение рабочий вал 2 получает от привода через муфту 8, при этом вал 2 перемещается относительно гайки 4 в осевом направлении, и гайка 4 получает вращение через свой зубчатый венец, зубчатые колеса 9 и 10 и шестерню 3. В процессе перемещения рабочего вала 2 вдоль оси вращательное движение шестерня 3 получает посредством соединения шпоночного паза 6 и шпонки 7. Вращение от привода может получать и дополнительный вал 11. При вращении вала 2, например, по часовой стрелке включается механизм 12 свободного хода, и движение по дополнительной кинематической цепи (зубчатые колеса 9, 10 и 3) передается на рабочий вал 2, который при этом будет вращаться с минимальной скоростью. При реверсировании привода вал 2 будет перемещаться в обратном направлении. Механизм 12 свободного хода при этом не включается, поэтому движение по дополнительной кинематической цепи на гайку 4 не передается, в результате чего вал 2 будет перемещаться с максимальной скоростью. Таким образом, рабочий ход вал 2 будет совершать с минимальной скоростью, а холостой ход (обратное движение) - с максимальной скоростью, что повышает производительность механизма.Формула изобретения
Механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное, содержащий корпус, рабочий вал, выполненный в виде винта, соединенного одним концом с приводом посредством шлицевой муфты, а другим - с исполнительным органом, и имеющего шпоночный паз, взаимодействующий со шпонкой, установленной в опорах корпуса шестерни рабочего вала, и гайку, установленную в опорах корпуса и связанную с рабочим валом через дополнительную кинематическую цепь, состоящую из указанной шестерни и двух зубчатых колес, установленных на дополнительном валу, одно из которых закреплено на нем жестко, отличающийся тем, что другое зубчатое колесо установлено на дополнительном валу через механизм свободного хода.РИСУНКИ
Рисунок 1